История: Министерство обороны Российской Федерации. «Объединенные Вооруженные Силы СНГ Объединенные вооруженные силы снг
Состав государств-участников
- Азербайджан
- Армения
- Белоруссия
- Молдавия
- Россия
- Узбекистан
Государства-участники СНГ, не подписавшие документы о создании ОВС СНГ
Республики бывшего СССР, не пожелавшие вступить в СНГ
Структура
Объединённые Вооружённые Силы Содружества Независимых Государств должны были включать:
История образования и упразднения ОВС СНГ
Фактический распад единых Вооруженных Сил Союза ССР начался осенью 1991 года. В период формирования СНГ последний министр обороны СССР Шапошников Е. И. предложил Концепцию трансформации советских Вооружённых Сил в Объединенные вооружённые силы (ОВС) СНГ, в соответствии с которой предполагалось в течение 5 последующих лет сохранить под единым командованием общие структуры и системы управления обороной , а государствам СНГ предлагалось пока что воздержаться от создания самостоятельных ВС до завершения трансформации единых вооруженных сил.
Предполагалось, что на переходный период вопросы обороны стран-участниц СНГ будут возложены на Объединенные ВС СНГ, руководство которыми будет осуществлять Главное командование ОВС СНГ, в основе которых сохранение единого военного пространства на территории бывшего СССР предполагалось обеспечить за счёт создания совместных Сил общего назначения. Вопросы охраны ранее единой государственной границы и морской экономической зоны государств-участников СНГ должны были обеспечивать единые Пограничные войска СНГ. РВСН СССР , преобразованные в Стратегические силы Содружества, фактически переходили под управление Российской Федерации. Основная часть документов, регламентировавших вопросы военного сотрудничества, была подписана 14 февраля 1992 года в Минске. Решением Совета глав государств СНГ Главнокомандующим ОВС СНГ был назначен маршал авиации Шапошников Е. И..
Решение об ОВС СНГ было принято руководством Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана. Однако Туркмения и Украина, а также не входившая в СНГ Грузия не согласились с принципом создания ОВС и не подписали документы о стратегических и общих силах. В свою очередь, Латвия, Литва и Эстония полностью отказались от участия в разделе Вооружённых Сил бывшего СССР, заявив, что не собираются вступать в СНГ, а будут формировать свои национальные вооруженные силы самостоятельно.
При этом, начавшееся уже весной 1992 года формирование отдельными государствами национальных вооружённых сил, заключавшееся в правовом оформлении передачи под национальную юрисдикцию той части группировки войск Советской Армии и Военно-Морского Флота, которые практически дислоцировались на территории той или иной советской республики, фактически изначально подорвало саму Концепцию сил общего назначения. К этому времени изменились и функции Главного Командования ОВС СНГ - он теперь руководил лишь фактическим разделом бывшей Советской Армии и ВМФ, который в основном завершился в 1993 году.
Окончательный распад единой военной системы бывшего СССР сопровождался кризисом военного сотрудничества стран СНГ.
Так, в августе 1993 года на заседании Совета министров обороны государств - участников СНГ были наконец согласованы рекомендации относительно реорганизации Главкомата СНГ в Штаб по координации военного сотрудничества. Тогда же была согласована Концепция формирования временных коалиционных сил обороны. Обсуждение более глубоких форм военного сотрудничества откладывалось на более поздний период.
Юридически же распад единой военной структуры бывшего СССР и формируемых на их основе ОВС СНГ был оформлен подписанием 15 мая 1992 года в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), вступившего в силу 20 апреля 1994 года сроком на пять лет. В апреле 1999 года действие данного договора было продлено. В 1995 году он был зарегистрирован в ООН .
Руководящие органы ОВС СНГ
21 декабря 1991 года главами 11 союзных советских республик - учредителей СНГ был подписан протокол о возложении командования Вооружёнными Силами СССР «до их реформирования» на Министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова Евгения Ивановича . 14 февраля 1992 года Совет глав государств СНГ назначил Шапошникова Главнокомандующим Объединенными Вооружёнными Силами (ОВС) СНГ . 20 марта того же года на базе Министерства обороны СССР создано Главное командование (Главкомат) ОВС СНГ . 24 декабря 1993 Главкомат реорганизован в Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ , а с 1 января 2006 упразднён и Штаб, его функции переданы Секретариату Совета министров обороны государств - участников СНГ.
Непосредственное руководство ОВС СНГ осуществлялось Главнокомандующим ОВС СНГ .
Командующие ОВС СНГ
Главнокомандующий Объединенными Вооружёнными Силами СНГ -
Заместители Главнокомандующего Объединенными Вооружёнными Силами СНГ:
Присяга для военнослужащих ОВС СНГ
Общая присяга для ОВС утверждена соглашением об воинской присяге от 16 января 1992 года.
«Я (фамилия, имя, отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг. Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников. Если же я нарушу эту мою Военную присягу, то готов нести установленную законами ответственность».
Примечания
- образованные в соответствии с Соглашением по Стратегическим силам
- образованные в соответствии с Соглашением о Силах общего назначения
- http://laws-russia.narodru.org/fed1992/data02/tex13768.htm
- Минобороны. Министерство обороны РФ
- Реорганизовано в штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ 24 декабря 1993 года в связи с подписанием решения о реорганизации Главного командования Объединённых Вооружённых Сил Содружества Независимых Государств.
- О Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых
- Соглашение об организации деятельности Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств на переходный период (прекратило действие), Междун...
- Решение о реорганизации ОГК ВС СНГ
- Решение о государств-участников снг о главном командовании овс снг (киев
Ссылки
- Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств .
Военная форма (военная форма одежды, форма) Вооружённых Сил Российской Федерации - конкретные предметы форменной одежды и снаряжения военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России), а также правила их ношения, в период с начала 90-х годов XX века по настоящее время, установленные высшими правительственными органами для личного состава ВС России.
Традиционно подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из них, кроме того, на летнюю и зимнюю. Военную форму одежды носят строго в соответствии с Правилами ношения военной формы одежды военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации, которые утверждаются приказом Министра обороны Российской Федерации. Эти Правила распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу в ВС России, воспитанников суворовских военных, военно-музыкальных и нахимовских военно-морских училищ, кадетских и кадетских морских корпусов, а также граждан, уволенных с действительной военной службы в запас или в отставку с правом ношения военной формы одежды.
В современной российской военной форме существует определённая преемственность с военной формой ВС Российской империи и Советского Союза.
В частности, с некоторыми оговорками, сохраняется традиционное разделение базового цвета формы по видам ВС для военно-морского флота, сухопутных войск и авиации, соответственно, чёрного / зелёного / синего цвета, аналогично форме, которую носили в различные периоды военнослужащие Российской империи и Советского Союза, хотя, строго говоря, подобное разделение справедливо, прежде всего, для цвета парадных мундиров (да и то не всегда).
Замечание:а) В военно-морском флоте существует большое разнообразие комплектов формы одежды, имеющих другие, но также традиционные для российского флота, цвета, в частности, тёмно-синий (например, фланелевка, костюм флотский (рабочее платье)) и белый цвет (например, летняя парадная и парадно-выходная форма одежды офицеров для ношения при высоких значениях температуры воздуха, а также форменка).б) Так называемый, «зелёный» цвет формы сухопутных войск, на самом деле, может подразумевать:Цвет морской волны парадного мундира офицеров СВ ВС РФ, восстановленный с 2010 года (также действовавший до 1994 года), имеющий преемственность с цветом парадного мундира офицеров СВ ВС СССР, а также с цветом мундира офицеров пехотных и артиллерийских частей Российской империи XIX - начала XX в.Оливковый цвет парадной и повседневной формы одежды солдат и офицеров СВ ВС РФ в период с 1994 по 2010 год, который, хотя и близок по цветовой гамме, но всё же отличается от цвета хаки (который, строго говоря, сложно назвать зелёным) повседневной и полевой (а также, парадной - для солдат) формы солдат и офицеров СВ ВС СССР и полевой формы солдат и офицеров СВ Российской империи (после 1907 года). С 2010 года оливковый цвет формы парадной и повседневной формы одежды солдат и повседневной формы офицеров СВ ВС РФ приобрёл ещё более яркий зелёный оттенок, так что цветовые различия стали ещё сильнее.в) Преемственность синего цвета справедлива для парадного мундира офицеров ВВС, ВДВ и ВКС РФ и СССР. Синий цвет повседневной формы одежды офицеров данных видов и родов войск не всегда был таким - в СССР повседневная форма офицеров долгое время была цвета хаки, как парадная и повседневная форма солдат; целиком синей была только форма комсостава ВВС в период 20−30-х гг. (с перерывами).Также в ВС РФ существует ряд форменных принадлежностей, которые использовались в СССР и Российской империи.
Например, общий вид поясов и аксельбантов парадных расчетов и подразделений почётного караула в особо торжественных случаях, таких как на парады на Красной площади и в других городах по случаю государственных и военных праздников, встреча руководителей государств и правительственных делегаций, торжественные церемонии и отдание воинских почестей.
Сохраняют, в целом, историческую преемственность и такие знаки различия, как общий вид геральдического знака ВС РФ, погоны и петличные знаки принадлежности к тому или иному роду войск (службе). В частности, сохраняется общий вид, цвет, форма и рисунок погон (в том числе, плетение офицерских и генеральских), а также знаки и обозначения на них (лычки, просветы, звёздочки). Со времён Российской империи остались, практически без изменений, эмблемы принадлежности к тому или иному роду войск/службе (петличные и для размещения на погонах) артиллерии, авиации, войск и служб связи, военно-медицинской службы, а также, со времён СССР, танковых войск (изменился лишь тип танка на эмблеме).
Государственный строй КазахстанаКазахстан - согласно конституции - демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления.
Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в неё были внесены поправки. По новой конституции Казахстан - демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Президент, не относится ни к одной из трёх ветвей власти, и избирается на пять лет из граждан Казахстана не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 15 лет и свободно говорящих на государственном (то есть казахском) языке.(Раздел III Конституции). Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образуется Президентом в порядке предусмотренной Конституцией.(Раздел V Конституции). Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат - 47 депутатов и Мажилис - 107 депутатов), судебную власть - система судов посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе.(Раздел VII Конституции). Конституционный Совет осуществляет функции Конституционного суда не относясь к судебной власти. (Раздел VI Конституции). Прокуратура наделена функциями надзорного органа государственной власти не относясь ни к одной из трёх ветвей власти. (статья 83 Конституции).
В декабре 1991 года, а именно 25-го декабря Президент Союза ССР и Верховный Главнокомандующий СССР Михаил Сергеевич Горбачев снял с себя обязанности Президента Советского Союза. Именно в этот день начался процесс распада Вооруженных Сил СССР, которая к тому моменту не смотря на кризис власти, была современной, монолитной, оснащенной и грозной силой в меняющемся мире.
СОЮЗ РАСПАЛСЯ, А ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОСТАЛИСЬ
Перед Главами новых суверенных государств неожиданно появилась сложная задача разделить имущество ВС СССР и одновременно с этим сохранить ее боеспособность для защиты стран Содружества. В ту пору политики еще не определились полностью в каком формате будут налажены новые отношения между союзными республиками в формате Содружества, и учитывая сложившиеся реалии было решено сохранить ВС СССР в новом для нее наименовании – Объединенные Вооруженные Силы СНГ – по иронии судьбы эти «Объединенные» войска нужно было как раз таки делить.
Удивительно, но Красная Армия пережила Советский Союз на три месяца, когда 20 марта 1992 года точку в славной истории Советской Армии поставил Указ о создании ОВС СНГ с целью обеспечения безопасности государств участников, сохранение управления войсками и согласованного реформирования ВС СССР на переходный период.
В состав Объединенных ВС СНГ входили войсковые части и подразделения бывшей Советской Армии в Армении, Беларусь, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане, Узбекистане, Молдове, Туркменистане и Таджикистане. Командующим Объединенными силами по согласованию был назначен Маршал Советского Союза Евгений Шапошников, который раннее был назначен на должность Министра Обороны СССР. Главное Командование ОВС СНГ обеспечивала взаимодействия ВС суверенных республик. ОВС СНГ включали в себя Стратегические силы Содружества, Силы общего назначения, Объединенная система ПВО и Пограничные войска СНГ.
Практически с 1991 года началось деле ние в Армии, призывников и военнослужащих с весны 1992 года стали отправлять из частей и подразделений обратно к себе в республики. Домой дослуживать отправлялись строго по паспорту, и к примеру этнического украинца уроженца Средней Азии служившего на Украине отправляли домой в Ташкент, этнического русского из места службы в РСФСР обратно в Прибалтику, согласно прописке и призыва в ряды ВС СССР.
Соглашение о создании СНГ предусматрива-
ло сохранение под единым командованием об-
щего военно-стратегического пространства.
Российское командование пологало, что Со-
ветская армия трансформируется в ОВС СНГ.
Маршал авиации СССР,
Шапошников Евгений Иванович
Командующий ОВС СНГ (фото 1988 года).
Вернувшись обратно, военнослужащие в связи с отсутствием мест в частях и подразделениях порой отсылались в военные комиссариаты, где их благополучно возвращали домой и ближе к окончанию срока военной службы солдат просто приходил в военный комиссариат получить военный билет.
Любопытно что не мало военнослужащих из числа офицеров ВС Российской Федерации уроженцев Кыргызстана влились в ряды ВС Кыргызской Республики при Баткенских событиях в 1999 году. Преимущественно это были военные специалисты, которые продолжили служить после развала СССР в
России, либо выпускники высших военных образовательных учреждений, закончившие учебу после развала.
Вплоть до 1999 года государственную границу КР охраняли пограничники из ФПС РФ, только 15 декабря 1999 года была принято Постановление Правительства КР за №303 об утверждении 28 мая праздником День пограничника. Ранее Указом Президента КР за №131 от 28 мая 1999 года была образована национальная пограничная служба КР.
ПРИСЯГА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ОВС СНГ
Общая присяга утверждена Соглашением о воинской присяге 16 января 1992 года. Данной присягой пользовались вплоть до 1994 года.
«Я (Фамилия Имя Отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг. Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников. Если же я нарушу эту мою Военную присягу, то готов нести установленную законами ответственность».
Публикуем воспоминания активного участника событий, бойца-баррикадника Б.А. Пугачёва , относящиеся к перестрелке у штаба ОВС СНГ, в результате которых погиб милиционер. Необходимо обратить внимание на значительное отличие событий излагаемых товарищем Пугачёвым, от «официальной версии» , ввиду отсутствия альтернативной информации по этому происшествию.
23 октября 1993 года, в четверг утром с товарищами продаем газеты, после чего иду на работу. Возвращаюсь с работы и снова на митинг к Дому Советов.
Здесь уже много знакомых. И вдруг, неожиданное сообщение: «Штаб ОВС СНГ — наш! Надо, чтоб часть людей поехала туда поддержать, создать живую цепочку». Тут же поднимается крик: “Это провокация!»; “Нельзя разделяться!». С балкона Титов: «Не слушайте провокаторов!»
Мы пробираемся поближе к загончику с рупорами. Там все взволнованные, бледные — таких обвинений не ждали. Переживают за тех, кто в штабе, полагают, что те погибнут без поддержки, ждут вестей от них. Мы тоже ждем и тоже переживаем, а вокруг бушуют митинговые страсти. Наконец приезжает связной с вестями — там была какая-то стрельба в саду снаружи. Все вокруг штаба ОВС СНГ оцеплено, не пройти. Один милиционер убит. Наших товарищей внутри оцепления — примерно с полсотни. Раздаются возгласы: «Ну, значит, пропали ребята”.
По поручению Анпилова едем туда — я, Павел, Руслан и еще двое. Выходим из метро «Аэропорт», идем налево, на другую сторону проспекта — вход в парк забит милициейскими машинами, прохожих не пускают идти по тротуару. Милиционеры примеряют бронежилеты, но какая-то вялость и неуверенность — то наденут, то снимут. Здесь же собаки на поводках, то их в машины сажают, то снова вылезают с ними из машин. Мы вынуждены вернуться на противоположную сторону проспекта, наблюдаем вместе с толпой — человек пятьдесят. Что-то у милиции не ладится, какие-то у них хождения, неразбериха.
Подъезжает машина — техпомощь с прицепом. Неужели будут газорезкой двери резать? Нет, техничка, постояв, уезжает. Но вот солдаты охраны открывают ворота и в парк въезжает автобус, микроавтобус и несколько легковых с мигалками. Основная масса машин остается снаружи — милицейские желто-синие козлы, зеленые уазики.
Время идет, все та же неопределенная возня у машин, бесцельные хождения, попытки пронырливых телерепортеров пробиться поближе. Наконец машины выезжают из ворот и все начинают разъезжаться. Автобус — пустой, в микроавтобусе, в легковушках — чины. Арестованных в них нет. Воронки, что были снаружи — тоже уходят пустые. Где же ребята? Неужели заперлись внутри штаба? Милиция разъехалась, у ворот только пара машин. Подходим, женщины начинают выспрашивать: «Мы сожалеем об убитом милиционере, но ведь и наших ребят жалко. Что с ними?» Молчат. Подходит штатский в кожаной куртке-«Не мешайте следствию». — «Взяли ребят?» Отводят глаза — «Взяли, взяли». Явно врут. Солдат из проходной спрашиваем — «кого-нибудь взяли?» Пожимают плечами.
Делать нечего, отправляемся к Дому Советов. Пешком — транспорт давно уже не ходит. Пошли было через Ходынку, там патруль — «Поворачивайте — произошел военный переворот. Ельцина сняли!» Елки-палки — не может быть. Слишком хорошо, не верится: «Откуда известно?» Отвечают: «Нас подняли по тревоге, приказ Колесникова». Спешим к Дому Советов. И все же не верим. У Дома Советов — по-прежнему. Увы — это был «испорченный телефон». Остаток ночи прокимарили под дождем.
А теперь, поясняющее эту ситуацию отступление, свидетельство члена Союза офицеров Ясюкевича и непосредственного участника событий у штаба ОВС СНГ, я его знал лично:
Весь день по нарастающей шла «деза» — приезжайте, штаб СНГ — за Советы. Мы, окрыленные, дали знать — выезжаем вдевятером. Знаем, что у подъезда нам сядут на хвост, поэтому внутренними переходами, теряя время, выбираемся в тихое место, садимся в частную машину. Она не заводится — отсырела. Наконец, опаздывая к сроку, едем. Подъезжаем к штабу СНГ у «Аэропорта» на тихом ходу, слышим стрельбу. Проезжаем мимо, разворачиваемся, проезжаем еще раз и возвращаемся к Дому Советов. Выходит мышеловка захлопнулась пустая! А по ТВ показали подставных с готовностью признающих себя членами Союза офицеров.
От редакции: очевидно, что перестрелка и убийство милиционера у штаба ОВС СНГ, было одной из множества провокаций ельцинской стороны, имеющая целью очернить участников защиты законной власти.
Можно сказать, что международная безопасность в настоящее время достигается двумя путями: нераспространением и сокращением вооружений (вооруженных сил) и урегулированием вооруженных конфликтов - миротворческой деятельностью. Перед государствами-членами СНГ после его образования остро встали обе эти проблемы. В наследство от Советского Союза им досталась более чем трехмиллионная бывшая Советская армия. Многочисленные этнополитические противоречия, перераставшие в вооруженные конфликты, также требовали своего урегулирования. Важной проблемой стала необходимость взаимодействия с НАТО. Созданная в начале «холодной войны», эта военно-политическая организация сумела достаточно безболезненно пережить ее окончание. НАТО трансформировалась и за счет приема новых членов из числа государств - бывших союзников ССР и стран Балтии - вплотную приблизилась к границам европейских государств-участников СНГ. Наконец, обострение в 1990-е годы такой важной глобальной проблемы, как международный терроризм, непосредственно и серьезным образом затронуло постсоветское пространство, что потребовало от членов Содружества координации совместных действий в сфере борьбы с международным терроризмом.
7.1. Сотрудничество государств СНГ по вопросам обороны и безопасности в переходный период после распада СССР
Отсутствие контроля над вооруженными силами СССР в момент его распада могло создать очень серьезные проблемы безопасности для всего международного сообщества. К тому времени армия фактически была расколота последними событиями в стране, и крайне важно было не Усложнить, а по возможности стабилизировать обстановку.
Первые меры, принятые после распада СССР. Уже в Соглашении о создании СНГ его участники взяли на себя обязательства сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, создать необходимые условия для размещения стратегических вооруженных сил, проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их
семей. На встрече в Алма-Ате, последовавшей вслед за беловежской главы четырех государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины - подписали Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия. Согласно ему ядерные вооружения, входящие в состав объединенных Стратегических вооруженных сил, должны были обеспечивать коллективную безопасность всех участников СНГ. Кроме этого, страны подтвердили обязательство о неприменении ядерного оружия первыми; выражалась решимость совместно вырабатывать политику по ядерным вопросам, до полной ликвидации ядерного оружия на территориях Белоруссии, Казахстана и Украины решение о необходимости его применения должен был принимать Президент России по согласованию с главами государств-участников Соглашения на основе разработанных процедур. В соглашении закреплены также обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывчатые устройства и технологии, а также обязательство осуществлять контроль над такими ядерными устройствами.
Было также принято решение о том, что до реформирования Вооруженных Сил командование ими будет осуществлять маршал Е. И. Шапошников.
Дезинтеграция армии. Однако отсутствие общего мнения о роли и месте Вооруженных сил в новых политических реалиях быстро усилило дезинтефационные процессы в армии. Формально они базировались на принятых в 1990 г. декларациях о государственном суверенитете, в которых провозглашалось и юридически закреплялось право на собственные вооруженные силы. Таким образом, перед огромной армией ставился выбор: либо оставаться единой, либо трансформироваться в объединенную, либо разойтись по национальным квартирам. За создание собственных вооруженных сил выступили Азербайджан, Молдова, Грузия. Сторонниками сохранения единых вооруженных сил были Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Стремление государств-участников СНГ к созданию собственных вооруженных сил было закреплено в Соглашении Совета глав государств-участников Содружества о Вооруженных Силах и Пограничных войсках от 30 декабря 1991 г. В нем было подтверждено право новых государств на создание собственных вооруженных сил и оговаривались вопросы управления общими вооруженными силами в период реформирования. На этой же встрече было заключено Соглашение по Стратегическим силам. В этом Соглашении подтверждалась необходимость создания объединенного командования Стратегическими силами, сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения и сохранения порядка принятия решения о необходимости применения ядерного оружия. Участники этого
Соглашения договорились о том, что ядерное оружие, размещенное на территории Украины, находится под контролем объединенного командования стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования к концу 1994 г.; уничтожение ядерного оружия, размещенного на территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, будет проводиться под совместным контролем государств Содружества. В специальном протоколе был определен перечень Стратегических сил.
Для претворения в жизнь этих решений и сохранения обороноспособности Содружества был разработан целый ряд необходимых мер. Среди них можно указать следующие:
■ принятие на межгосударственном уровне Соглашения о статусе вооруженных сил на территориях государств-участников Содружества;
■ обеспечение национальными законодательствами политических, социально-экономических и личных прав и свобод для военнослужащих и членов их семей;
■ исключение любых ограничений на право оставаться на постоянное место жительства по месту прохождения службы или переезда на другое место жительства;
■ принятие решений о сокращении и передислокации войск только на правовой основе.
Решения по разделу Военно-Морского Флота СССРисходили из того, что он входил в состав Стратегических сил, за исключением части Черноморского флота, которая войдет впоследствии в состав вооруженных сил Украины, а часть кораблей Каспийской флотилии будут переданы Азербайджанской Республике.
Структура ВС СНГ на первом этапе реформ. На этом этапе реформирования Вооруженных сил сложилась следующая ситуация. Вооруженные силы состояли из двух частей: Сил общего назначения и Стратегических сил. К Силам общего назначения были отнесены объединения, соединения, части, учреждения, военно-учебные заведения, другие воинские формирования и военные объекты, не входящие в Стратегические силы Содружества Независимых Государств, а также собственные вооруженные силы государств-участников, которые позже были подчинены с их согласия Главному командованию Объединенных Вооруженных Сил. Управление собственными вооруженными силами государств-участников входило в компетенцию министерств обороны этих государств.
Стратегические силы предназначались для обеспечения безопасности всех государств СНГ. Это были силы и объекты, находящиеся под единым командованием, перечень которых определялся каждым госу-
дарством по согласованию с командованием Стратегическими силами и утверждался Советом глав государств. При этом непосредственное руководство возлагалось на Командующего Стратегическими силами, который одновременно подчинялся Совету глав государств и Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества.
Очевидно, что подобная организация была громоздка, требовала массы согласований, во многом не отвечала стремлениям суверенных государств и могла восприниматься лишь в качестве временной. Это показали переговоры о заключении Соглашения о статусе Стратегических сил СНГ и особенно оговорки, сделанные участниками Соглашения. Так, Азербайджан согласился финансировать лишь часть сил, находящуюся на его территории; Армения настояла на отражении в документе особого мнения о том, что имущество Стратегических сил является совместной собственностью всех государств-участников соглашения; Казахстан высказался за заключение соглашений по полигонам; Украина указала срок выхода из Соглашения - конец 1994 г.; Молдова не подписала Соглашение.
Сложность ситуации, сложившейся в СНГ, заключалась в том, что желание ряда стран-участниц Содружества иметь собственные армии не соответствовало их возможностям с точки зрения финансирования, материального снабжения, кадрового состава, наличия оборонной инфраструктуры и т.д.
Военно-политические реалии этого времени свидетельствовали о напряженной обстановке в войсках на территории постсоветского пространства, требовали от политических и военных деятелей СНГ принятия коллективных решений, позволяющих избежать опасных последствий скоротечного раздела Вооруженных сил бывшего СССР, однако вектор решения этих проблем находился в плоскости дальнейшего размежевания.
Образование Объединенных ВС СНГ. Выходом из создавшегося положения стало образование 20 марта 1992 г. Объединенных Вооруженных Сил Содружества (ОВС СНГ) и принятие ряда соглашений: Соглашение об Объединенных Вооруженных Силах на переходный период; Соглашение о правовых основах деятельности Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств; Соглашение о принципах комплектования Объединенных Вооруженных Сил СНГ и прохождения в них военной службы; Соглашение о статусе Сил общего назначения; Решение о Главном командовании Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств и другие документы.
На временный характер создания ОВС СНГ указывалось в преамбуле этих документов и в их названиях. Так, в преамбуле первого из перечисленных Соглашений говорилось, что ОВС образуются на переходный период с целью обеспечения безопасности государств-участников,
хранения управления войсками, предотвращения конфликтов. Вре-
переходного периода при этом не оговаривалось.
ОВС СНГ включали Стратегические силы Содружества и Силы об- еГ0 назначения, руководство которыми в свою очередь осуществляли командующие. Собственные вооруженные силы государств-участников „ э ту структуру не входили. С согласия государств их могли передавать в оперативное подчинение Главному командованию ОВС. Руководство ОВС q\\ Г осуществлялось Главнокомандующим через Главное командование, в состав которого входили Генеральный штаб ОВС Содружества, командование Стратегических сил и командование Сил общего назначения.
Отсутствие единой позиции в вопросе создания ОВС проявилось при подписании документов - их не подписали Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Украина.
7.2. Особенности и основные направления
взаимодействия государств Содружества в сферах обороны и безопасности
Отсутствие единой позиции в вопросе создания ОВС сыграло роль вдальнейшей недолгой судьбе ОВС Содружества. Уже 24 сентября 1993 г. (т.е. через полтора года с момента их образования) главы государств СНГ пришли к выводу о необходимости реформирования ОВС и приняли Решение о реорганизации Главного командования ОВС СНГ. Согласно этому документу, Главное командование реорганизовывалось в Штаб по координации военного сотрудничества СНГ, упразднялась должность Главнокомандующего ОВС СНГ, а руководство Главным командованием ОВС Содружества возлагалось на начальника Генштаба ОВС.
Реорганизация Вооруженных Сил СНГ. К концу 1993 г. Вооруженные Силы бывшего СССР были реорганизованы в собственные Вооруженные силы государств Содружества. Однако общий кризис в странах СНГ привел к тому, что реалиями стали такие негативные факторы, как распад единой военной структуры, единого оборонительного пространства, отсутствие современных вооруженных сил в государствах СНГ и их низкая боеспособность.
Построение собственных вооруженных сил государствами-участниками СНГ не могло решить проблемы обеспечения коллективной безопасности. А система именно такой безопасности позволяет обеспечить безопасность со значительно меньшими экономическими и научно-техническими издержками, ослабить территориальные, по- г раничные, этнические противоречия, противостоять вооруженным Конфликтам.
В соответствии с Уставом СНГ в Содружестве были созданы: Совет Министров иностранных дел (ст. 27), Совет министров обороны, Глав-
ное командование Объединенными Вооруженными Силами (ст. 30), с 0 вет командующих Пограничными войсками (ст. 31).
Основными направлениями деятельности этих органов Содружества соответственно являются:
■ осуществление координации внешнеполитической деятельности-
■ осуществление руководства Объединенными Вооруженными Силами (ОВС), а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве;
■ обеспечение охраны и стабильности на внешних границах государств-членов СНГ.
Совет министров обороны. Для успешного решения целого ряда комплексных проблем необходимо было скоординировать и в какой-то мере привести к общему знаменателю стремления государств в области военного строительства. Для этого был создан Совет министров обороны - высший коллегиальный орган Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства.
Согласно Положению о Совете министров обороны (СМО) (председателей комитетов по обороне) государств-участников Содружества Независимых Государств (утверждено решением СГГ 14февраля 1992 г.) его основными функциями являются:
■ рассмотрение концептуальных подходов к обеспечению оборонной достаточности регионов государств-участников Содружества;
■ рассмотрение проектов договоров (соглашений) и других документов по вопросам обороны и военного строительства;
■ разработка предложений по организационной структуре, общим требованиям по вопросам боевой и мобилизационной готовности сил, систем вооружения и военной техники;
■ рассмотрение и предложение СГГ кандидатуры Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, начальника Генерального штаба и Командующего Стратегичес^ кими силами Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
■ разработка предложений по выполнению государствами-участниками Содружества своих обязательств.
Согласно документу, Председателем Совета министров оборон! является Главнокомандующий ОВС СНГ. Решения Совета министров обороны принимаются на основе консенсуса.
15 апреля 1994 г. СГГ принял новое Положение о Совете министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств.
В преамбуле Положения сказано, что это положение определяет) функцию, состав, организацию деятельности СМО, Секретаря Совета
министров обороны, статус Представителя Совета министров обороны п ри Исполнительном Секретариате СНГ.
В соответствии с Положением С МО состоит из Председателя, заместителя и членов Совета министров. Для обеспечения деятельности £}ЛО создаются постоянно действующие органы - Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества и Секретариат СМО.
Члены СМО обладают равными правами и при принятии решений действует принцип: одно государство - один голос.
Заместителем Председателя СМО является Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества. Секретарь Совета министров обороны в пределах возложенных на него обязанностей пользуется правами, соответствующими статусу Начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил государства, на территории которого определено место пребывания постоянно действующих рабочих органов Совета министров обороны. Представитель Совета министров обороны при Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств назначается решением СМО по согласованию с Исполнительным секретарем СНГ и пользуется правами, соответствующими статусу Начальника управления Генерального штаба Вооруженных Сил государства, на территории которого определено место пребывания постоянно действующих рабочих органов СМО.
Пункт 12 Положения подчеркивает, что СМО, при необходимости, взаимодействует с органами Содружества Независимых Государств, рабочими органами Совета коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ.
Штаб по координации военного сотрудничества. В декабре 1993 г. в Ашгабате СГГ принял Решение о Штабе по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. Это решение можно рассматривать в качестве шага по совершенствованию системы военной безопасности Содружества в целом. Решение предписывало переход Главного командования Объединенных Вооруженных Сил на организационную структуру Штаба.
В соответствии с Положением о Штабе по координации военного сотрудничества СНГ, Штаб является постоянно действующим органом Совета министров обороны, приравнивается к Генеральному (Главному) штабу Вооруженных Сил принимающего государства (государства Содружества, на территории которого определено постоянное местонахождение штаба) и предназначен для содействия военного сотрудничества между министерствами обороны государств Содружества и ко-
ординации реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров обороны в этой области. К функциям Штаба относятся:
■ согласование усилий министерств обороны государств Содружества по реализации решений СГГ, СГП и СМО по вопросам военного сотрудничества;
■ участие в координации усилий государств Содружества по соблюдению международных договоренностей в области мер доверия по повышению открытости в военной сфере, сокращению обычных вооруженных сил и вооружений;
■ согласование по поручению Совета министров обороны мероприятий в интересах восстановления систем ПВО, предупреждения о ракетном нападении и контроле космического пространства государств Содружества;
■ разработка предложений СМО по вопросам подготовки и применения групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве;
■ подготовка по поручению СМО предложений и согласование вопросов по оперативному оборудованию театров военных дей^| ствий в интересах государств Содружества, обеспечению элект! ромагнитной совместимости радиоэлектронных средств rocja дарств Содружества, а также использование радиочастотного спектра их вооруженными силами.
Особую группу вопросов, рассматриваемых Штабом, составляют предложения по проектам соглашений по вопросам военного сотруд-Я ничества.
Штаб состоит из командования (начальник Штаба, его заместите- I ли, в том числе представители Вооруженных сил государств Содруже-щ ства), управлений, самостоятельных направлений, отделов и других ор-Я ганов.
В настоящее время структура Штаба интегрирована в Организацию Договора о коллективной безопасности. Таким образом, явно просле- I живается тенденция передачи решения вопросов военной безопасное- | ти специализированной международной организации.
Безопасность в Уставе СНГ. Концептуальные положения по осно- I вам безопасности можно также найти в Уставе СНГ.
В преамбуле говорится, что СНГ действует в соответствии с обще- ] признанными принципами и нормами международного права, положе- j ниями Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта и другими j документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, j Одна из целей Содружества указана в ст. 2: «Мирное разрешение споров j и конфликтов между государствами Содружества». Конкретизации в
достижении целей посвящена ст. 3: «...разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость; верховенство международного права в международных отношениях; невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга... учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений...»
В разделе 3 - «Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество» - говорится, что безопасность в Содружестве поддерживается в том числе и с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира (ст. 11) и что для устранения возникшей угрозы могут быть предприняты миротворческие операции. Важное положение содержится в ст. 12: «...решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами Содружества с учетом их национального законодательства».
Договор о коллективной безопасности. 15 мая 1 992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией - 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь - 31 декабря 1993 г.
В Договоре государства-участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств.
В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».
В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 4 Договора). Статья 6 говорит о том, что решение об использовании вооруженных сил в целях отражения агрессии принимается главами государств-участников.
Договором также создается (СКВ) в составе Глав государств-участников и Главнокомандующего Объеди-
ненными Вооруженными силами Содружества Независимых Государств. На него возлагается координация и обеспечение совместной деятельности государств-участников в соответствии с Договором.
Статьей 11 предусматривалось, что Договор заключается на пять лет с последующим продлением. Он подлежит ратификации и вступает в силу после сдачи ратификационных грамот подписавших его государств-участников.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., таким образом, срок его действия истекал 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами-участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
В мае 2000 г. в г. Минске главы государств-участников Договора подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. В Меморандуме не только выражена готовность повысить эффективность деятельности межгосударственных органов системы коллективной безопасности по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности, но и активизировать деятельность, направленную на решительную борьбу против международного терроризма. Государства-участники выступили за более полное использование возможностей Договора в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории и, наряду с использованием предусмотренных механизмов консультаций, договорились рассмотреть вопрос о создании при СКВ консультативного механизма по проблемам миротворчества.
Упоминание в тексте Меморандума «миротворчества», на наш взгляд, может иметь существенные последствия. Дело в том, что довольно часто ДКБ рассматривается в качестве самостоятельной региональной организации в смысле гл. 8 Устава ООН, так же как и Содружество Независимых Государств является региональной организацией в этом же смысле. В ДКБ создана собственная организационная структура, он с самого начала был выведен за рамки СНГ. Невозможность проведения миротворческих операций в рамках ДКБ, минуя СНГ, создавала определенную иерархию этих структур.
Организация Договора о коллективной безопасности. В пользу определения ДКБ как региональной организации говорит и факт создания собственных органов. Окончательная институционализация договора
произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Статья 1 этого документа посвящена учреждению международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Органами системы коллективной безопасности являются.
Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников, Генеральный секретарь СКБ.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) - высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства.
Комитет секретарей Советов безопасности государств - консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности.
Комитет начальников штабов Вооруженных сил государств-участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности и руководства коллективной обороной государств-участников.
Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа фажданских лиц государств-участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему.
Секретариат Совета коллективной безопасности - постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств-участников Договора, а также для хранения документов, принимаемых Советом коллективной безопасности.
Важное значение в деятельности ОДКБ принадлежит механизму военно-технического сотрудничества. В 2000 г. было подписано соответствующее соглашение, которым предусматривается ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции воен-
ного назначения для союзных вооруженных сил (на основе внутригосу-дарственных цен). Позднее были приняты решения о дополнении военно-технического сотрудничества механизмом военно-эконом ической кооперации, что позволяет осуществлять в формате ОД К Б совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт вооружений и военной техники. Основным инструментом взаимодействия на этом направлении является созданная в 2005 г. Межгосударственная комиссия по воен-но-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОД КБ).
7.3. Содружество в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами XXI века
В силу своего геополитического положения государства-участники СНГ оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркомафией.
Терроризм и организованная преступность. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (участники - Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан). Решением СГГ 21 июня 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В соответствии с этой Программой был создан Антитеррористический центр - постоянно действующий специализированный отраслевой орган, предназначенный для координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
Одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества является борьба с организованной преступностью. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не привел к разрушению единого криминального пространства, напротив, оно получило дальнейшее развитие, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ между странами СНГ.
Вместе с тем коллективный опыт противодействия показал тесную взаимосвязь терроризма с другими проблемами безопасности, прежде всего с незаконным оборотом наркотиков, преступные доходы от которого часто направляются и на финансирование террористической и экстремистской деятельности.
Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ. Если первоначально укрепление этих связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уто-
ловного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ, то в настоящее время наблюдается их всеобщая консолидация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. При этом криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран.
В 1993 г. по линии МВД государств Содружества образовано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ. Успешно работают межведомственные соглашения о сотрудничестве между органами внутренних дел отдельных государств. Большое значение имеет Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В статье 4 Устава СНГ определено, что к сфере совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относится, в числе других положений, и борьба с организованной преступностью. Так, в 1995 г. в Исполнительном Секретариате СНГ состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с преступностью.
По предложению Республики Беларусь Совет глав правительств СНГ образовал Рабочую группу, которая проделала полезную аналитическую и практическую работу и выработала проект Межгосударственной программы. После рассмотрения и проработки этого проекта в государствах-участниках Содружества Совет глав государств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений до 2000 г. В Программе заложен механизм контроля и реализации. Для реализации сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы. Благодаря реализации мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой, и активному участию правоохранительных органов в 1996-1997 гг. были проведены совместные согласованные крупномасштабные и специальные операции по борьбе с преступностью. Например, в конце 1996 г. в результате совместных мероприятий МВД Российской Федерации с МВД Киргизии и Таджикистана арестована группа боевиков, совершившая на территории нескольких регионов серию убийств на почве раздела сфер влияния.
Концепция взаимодействия правоохранительных органов. В 1997 г. в
Москве состоялось Совместное заседание генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности, пограничных войск, таможенных служб и налоговой полиции государств Содружества. Участники совместного заседания единодушно выразили мнение о том, что борьбу с транснациональной преступностью можно вести только совместными усилиями. В этой связи был рассмотрен проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ.
Концепция взаимодействия правоохранительных органов государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью была подписана в апреле 1999 г. (не подписана Туркменистаном). Ее целью является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств-участников СНГ в борьбе с преступностью.
К основным формам взаимодействия при борьбе с этим явлением Концепция относит:
■ осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств-участников СНГ;
■ оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников;
■ обмен компетентных органов информацией и опытом работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;
■ выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств-участников СНГ;
■ выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;
РЕШЕНИЕ
Решение прекратило свое действие с момента вступления в силу Решения о прекращении решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 1 декабря 2000 г. < N 90000105> ■
║ ___________________________________________________________
Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств реорганизовано в Штаб по координации военного сотрудничества государств– участников Содружества Независимых Государств Решением от 24 сентября 1993 г. < N 99300053>.
[Изменения и дополнения:
Протокол "О введении в действие Положения о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств" от 9 октября 1992 г. < N 79200120>.]
Государства – участники Содружества Независимых Государств,
руководствуясь стремлением сохранять и поддерживать общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием,
принимая во внимание Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 декабря 1991 года,
решили:
1. Создать Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств.
2. Утратил силу.
___________________________________________________________
2. Утвердить Положение о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств (прилагается).
Совершено в городе Киеве 20 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее решение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику |
За Российскую Федерацию |
||
Б.Ельцин |
|||
За Республику Армения |
За Республику Таджикистан |
||
Л.Тер-Петросян |
Р.Набиев |
||
За Республику Беларусь |
За Туркменистан |
||
Председатель Верховного Совета |
|||
С.Мурадов |
|||
За Республику Казахстан |
За Республику Узбекистан |
||
Н.Назарбаев |
И.Каримов |
||
За Республику Кыргызстан |
|||
А . Акаев |
|||
Приложение
к Решению о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил
Содружества Независимых Государств
ПОЛОЖЕНИЕ
о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых
Государств
___________________________________________________________
Положение утратило силу Протоколом от 9 октября 1992 г. Для всех государств-участников решения "О Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил СНГ" за исключением Туркменистана, в отношении которого применяется пункт 4 " b " статьи 30 Венской Конвенции "О праве международных договоров" 1969 г.
I . Общие положения
1. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств (в дальнейшем – Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества) предназначено для обеспечения устойчивого управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения и обычных средств поражения.
Оно создано в соответствии с Соглашением между государствами – участниками Содружества по Стратегическим силам и Соглашением глав государств – участников Содружества о Вооруженных Силах и Пограничных войсках.
2. Полномочия Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества в объеме, определяемом настоящим Положением, распространяются на Стратегические силы и Силы общего назначения.
3. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества руководствуется в своей деятельности соглашениями, заключенными между государствами – участниками Содружества по оборонным вопросам, и решениями Совета глав государств– участников Содружества и других полномочных органов Содружества, а также нормативными актами бывшего Союза ССР, если они не противоречат указанным соглашениям и решениям.
4. На Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества возлагается:
общее руководство Объединенными Вооруженными Силами Содружества;
разработка предложений по военно-политическим проблемам обеспечения безопасности государств – участников Содружества;
разработка проекта плана развития Объединенных Вооруженных Сил Содружества, мобилизационного плана, плана применения Объединенных Вооруженных Сил, предложений об ассигнованиях на нужды обороны Содружества, программ обеспечения Объединенных Вооруженных Сил Содружества вооружением, военной техникой, продовольствием, горючим и другими материально-техническими средствами;
поддержание Объединенных Вооруженных Сил Содружества в постоянной боевой готовности;
охрана границ Содружества в воздушном пространстве;
руководство оперативной, боевой, мобилизационной подготовкой и воинскими перевозками Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
организация военной службы и воспитания личного состава Объединенных Вооруженных Сил Содружества, поддержание воинской дисциплины и правопорядка в войсках (на флотах), социальная защита военнослужащих, рабочих и служащих Объединенных Вооруженных Сил Содружества и членов их семей;
расквартирование войск (сил), строительство военных объектов, жилых домов и объектов социально-культурного и бытового назначения
для Объединенных Вооруженных Сил Содружества в пределах установленных лимитов по согласованию с государствами пребывания;
подготовка, подбор и расстановка кадров в Вооруженных Силах Содружества по согласованию с государствами пребывания;
подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов по вопросам обороны, прохождения службы, социальной защиты личного состава;
осуществление в интересах обеспечения коллективной обороны взаимодействия с вооруженными силами государств – участников Содружества.
5. Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества возглавляет Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества, который назначается по предложению Совета министров обороны государств – участников Содружества Советом глав государств– участников Содружества и подотчетен ему.
В Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил Содружества создается его коллегия (положение о которой утверждает Совет министров обороны государств– участников Содружества – мнение Республики Армения и Республики Узбекистан).
6. В состав Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества входят:
Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
командование Стратегических сил;
командование Сил общего назначения (на переходный период).
Создание других органов военного управления Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества осуществляется по решению Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, который определяет их структуру, штатную численность и полномочия по согласованию с Советом министров обороны.
II . Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества
7. Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества. Он осуществляет свои полномочия, соблюдая интересы государств – участников Содружества в области обороны.
8. Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества подчиняются Стратегические силы и Силы общего назначения Объединенных Вооруженных Сил Содружества.
9. Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества:
представляет Совету глав государств– участников Содружества на утверждение план применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества, мобилизационный план, а также предложения по строительству Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
представляет Совету глав правительств – участников Содружества предложения об ассигнованиях на нужды обороны Содружества и является главным распорядителем кредитов, программы обеспечения Вооруженных Сил вооружением, военной техникой, продовольствием, горючим и другими материально-техническими средствами;
утверждает оперативные планы Стратегических сил и Сил общего назначения;
по согласованию с Советом министров обороны утверждает организационную структуру и численность личного состава объединений, соединений и органов военного управления в пределах установленного лимита численности личного состава Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
издает приказы об увольнении военнослужащих срочной службы, выслуживших установленные сроки службы, по согласованию с Советом министров обороны;
принимает на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) новые и модернизированные образцы вооружения, боеприпасов и военной техники, а также снимает с вооружения (снабжения, эксплуатации) устаревшие образцы;
утверждает общевоинские уставы Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
во взаимодействии с министрами обороны государств – участников Содружества осуществляет руководство работой с кадрами офицерского состава, назначает на должности лиц офицерского состава, присваивает воинские звания в соответствии с положением о прохождении военной службы в Объединенных Вооруженных Силах и законодательством государств-участников;
утверждает временные нормы снабжения вещевым имуществом и продовольствием отдельных категорий личного состава Объединенных Вооруженных Сил;
утверждает распределение объемов заказов основных видов вооружения, военной техники, капитальных вложений и других материально-технических средств по видам Объединенных Вооруженных Сил и непосредственно подчиненным ему родам войск, специальным войскам, главным и центральным управлениям;
осуществляет сотрудничество Объединенных Вооруженных Сил с вооруженными силами иностранных государств;
осуществляет руководство хозяйственной и финансовой деятельности Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
издает приказы и директивы по Объединенным Вооруженным Силам Содружества.
III . Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества
10. Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества является органом Главнокомандующего по оперативному руководству Объединенными Вооруженными Силами Содружества. Генеральный штаб возглавляет начальник Генерального штаба – первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, назначаемый Советом глав государств– участников Содружества по предложению Совета министров обороны государств– участников Содружества.
11. Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил Содружества несет личную ответственность за стратегическое и оперативное планирование, боевую и мобилизационную готовность Объединенных Вооруженных Сил Содружества и управление ими, оперативную и боевую подготовку, за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Генеральный штаб настоящим Положением. Он имеет право подписывать приказы Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества, а также приказы, директивы и указания в соответствии с возложенными на него задачами, организует контроль за их выполнением.
12. Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил Содружества по указанию Главнокомандующего приводит Объединенные Вооруженные Силы Содружества в соответствующие степени боевой готовности и вводит в действие план применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества и мобилизационный план Объединенных Вооруженных Сил Содружества.
13. На Генеральный штаб Объединенных Вооруженных Сил Содружества возлагается:
анализ военно-политической обстановки в мире и подготовка соответствующих предложений по военно-политическим вопросам, а также проблемам международной и региональной безопасности, в том числе и на перспективу;
разработка предложений по основным положениям военной доктрины и военного строительства, вопросам подготовки Содружества к обороне, плана применения Объединенных Вооруженных Сил Содружества, мобилизационного плана и представление их Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества;
планирование и организация мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности Объединенных Вооруженных Сил Содружества; обеспечение управления Объединенными Вооруженными Силами Содружества, руководство развитием системы управления и связи в Объединенных Вооруженных Силах Содружества;
разработка плана оперативного оборудования территории государств – участников Содружества по согласованию с этими государствами;
определение оперативно-стратегических требований к составу и боевым возможностям группировок Стратегических сил и разработка предложений по их рациональному базированию;
разработка совместно с командованием Стратегических сил основ ядерной стратегии Содружества, осуществление планирования боевого применения Стратегических сил;
боевое управление Стратегическими ядерными силами в соответствии с приказами Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества;
руководство оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой, научной работой в Объединенных Вооруженных Силах Содружества, а также мобилизационной работой по согласованию с министрами обороны государств – участников Содружества;
планирование, организация и ведение военной разведки;
руководство работой по вопросам внешних сношений Объединенных Вооруженных Сил Содружества;
разработка и организация мероприятий по предотвращению несанкционированных действий с ядерным оружием в Объединенных Вооруженных Силах Содружества, а также контроль за их выполнением;
разработка мероприятий по организации радиоэлектронной борьбы, оперативно-стратегической маскировки, противодействия иностранным техническим разведкам, а также плана организации и контроля безопасности связи в Объединенных Вооруженных Силах Содружества и других мер оперативного обеспечения;
определение по согласованию с государствами– участниками Содружества дислокации войск (сил), утверждение штатов и табелей;
подготовка предложений по призыву граждан на военную службу, комплектование Объединенных Вооруженных Сил Содружества солдатами, матросами, сержантами и старшинами, разработка плана подготовки и накопления военно-обученных резервов;
определение потребностей Объединенных Вооруженных Сил Содружества в вооружении, боеприпасах, военной технике и других материально-технических средствах, планирование обеспечения этими средствами мобилизационного развертывания Объединенных Вооруженных Сил Содружества, накопления и размещения оперативных и стратегических запасов этих материальных средств, а также решение других задач в пределах его компетенции.
IV . Командование Стратегических сил
14. Командование Стратегических сил:
разрабатывает планы боевого применения объединений, соединений и частей Стратегических сил;
организует боевое дежурство (боевую службу), планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, выполняет другие мероприятия по поддержанию Стратегических сил в необходимой боевой готовности;
осуществляет непосредственное боевое управление объединениями, соединениями и частями Стратегических сил; организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности ядерного оружия в районах его базирования и на маршрутах перемещения, гражданского населения и охране окружающей среды;
выполняет предписанные им функции в общей системе мер по исключению несанкционированных действий с ядерным оружием;
размещает на договорной основе в научных и промышленных организациях государств – участников Содружества заказы на разработку и поставку Стратегическим силам вооружения и военной техники в соответствии с утвержденными программами вооружения, осуществляет финансирование выполняемых работ в пределах выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований;
осуществляет меры по соблюдению международных договоров по ядерному оружию и другим видам оружия массового уничтожения.
V . Командование Сил общего назначения
15. В целях координации управления Силами общего назначения создается командование Сил общего назначения на переходный период. На командование Сил общего назначения возлагается руководство оперативной, боевой и мобилизационной подготовкой подчиненных войск, планирование их применения, а также осуществление согласованных мер по их сокращению в соответствии с заключенными международными договорами.
16. Статус Сил общего назначения и порядок прохождения службы в них определяется соглашением между государствами – участниками Содружества.
VI . Заключительные положения
17. Положения о Генеральном штабе Объединенных Вооруженных Сил Содружества, командованиях Стратегических сил, Сил общего назначения утверждается Советом глав государств, а о других органах военного управления Главного командования Вооруженных Сил Содружества – Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами Содружества по согласованию с Советом министров обороны государств – участников Содружества.
18. Главнокомандующий, Генеральный штаб и другие органы управления Объединенных Вооруженных Сил Содружества имеют соответствующие печати и штампы, образцы которых утверждает Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами Содружества.