Нарышкину в свр придется кое-что исправить. Служба внешней разведки российской федерации Подчиняется свр

    Служба внешней разведки Российской Федерации - Служба внешней разведки (СВР) России является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях: обеспечения… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    СВР исполнительный орган правительства РФ. Основана на базе Первого главного управления КГБ СССР. Основана после распада СССР. В феврале 1991 феврале 1992 называлась Служба внешней разведки СССР. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф … Политология. Словарь.

    Оригинальное название Премия Службы внешней разведки Российской Федерации Учредитель Служба внешней разведки Российской Федерации Основание … Википедия

    Служба внешней разведки (СВР) Российской Федерации - 20 декабря 1920 года считается датой основания Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России), которая является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Служба внешней разведки: Служба внешней разведки Украины Служба внешней разведки Российской Федерации Служба внешней разведки Румынии Внешняя разведка «Моссад» … Википедия

    Служба внешней разведки. Историческая справка - История СВР начинается с 1920 года. 20 декабря этого года был организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Давыдов (Давтян) Яков Христофорович. 6 февраля 1922 г. ИНО ВЧК переименован в ИНО ГПУ НКВД РСФСР, позже… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (СВР) Российской Федерации, исполнительный орган правительства РФ. Основана на базе Первого главного управления КГБ СССР. Основана после распада СССР. В феврале 1991 феврале 1992 называлась Служба внешней разведки СССР … Энциклопедический словарь

    СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ - в Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разведывательную деятельность в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. Включает: добывающий аппарат, аналитические и… … Юридическая энциклопедия

    Федеральная служба контрразведки Российской Федерации. ФСК России … Википедия

    Управление делами Президента Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), организующий и непосредственно осуществляющий материально техническое обеспечение и социально бытовое обслуживание деятельности… … Википедия

СВР – одна из наиболее закрытых структур в системе власти. Ее успехи и ее провалы обычно скрыты от глаз наблюдателя, но при Михаиле Фрадкове были и те и другие. Теперь главой службы станет Сергей Нарышкин, и ему придется решить целый ряд серьезных проблем, не обнулив при этом достижений предшественника. Но с чего стоит начать в первую очередь?

Назначение Сергея Нарышкина руководителем Службы внешней разведки России рассматривают в основном в общеполитическом контексте и в связи со всей цепочкой кадровых перестановок, ознаменовавшей новый период развития государственной власти. СВР как структура, которую президент Путин назвал «одной из важнейших в системе исполнительных органов власти», из всех этих анализов и комментариев ускользает. Это отчасти логично – повседневная деятельность cлужбы не может быть предметом публичного обсуждения. Но в последнее время эта структура не только стала действительно ключевой для государства (и не только в военной сфере или во внешней политике), но и привлекает к себе избыточное внимание из-за серии провалов, в первую очередь на американском направлении. Успехи же внешней разведки традиционно менее заметны и выглядят в СМИ не так броско, что в итоге формирует cлужбе негативный имидж.

Оптимизм и рутина

«Этим болело КГБ последних двух десятилетий своей жизни, этим сильно заражено ЦРУ. Как справляется с этим недугом Моссад – мы не знаем, но там специфические методы»

Споры о том, кем в первую очередь должен быть руководитель разведки – гениальным профессионалом с сотней вербовок и атомно-космическими секретами в кармане или же грамотным администратором – стары, как сама разведка (победить в этом споре невозможно, а выбор стороны, как правило, конъюнктурен). Сергей Нарышкин, как и его предшественник Михаил Фрадков, – администраторы, однако новый глава СВР все-таки имеет профессиональные знания и опыт. Как правило, первое, что делает новый начальник с опытом, – это управленческая реформа. А менять тут есть что.

Считается, что некоторые подразделения СВР подхватили очень опасную болезнь – оптимизм. С началом «русской весны» и введением санкций против России значительная часть «человеко-часов» была перенаправлена на новое, специфически сформулированное экономическое направление. Особый интерес стали вызывать детали санкционного режима и процесс обсуждения на Западе технических методов его осуществления, банковская сфера, а также формы и методы экономической войны. Пример – создание по инициативе США . В этом контексте значительная часть поступавшей из Ясенево информации выглядела слишком уж обнадеживающей. Те же переговоры ЕС и США по TTIP подавались как провальные. То есть исходная информация, которую можно было трактовать двояко, трактовалась на низовом уровне сугубо оптимистично, в любой информации искали что-то хорошее и выгодное.

Эта распространенная среди людей ошибка трагична для разведки. С другой стороны, в этом можно усмотреть родовую травму всех крупных политических разведок мира – стремление немного подстроиться под получателя информации, слегка приукрасить данные. Этим болело КГБ последних двух десятилетий своей жизни, этим сильно заражено ЦРУ. Как справляется с этим недугом Моссад – мы не знаем, но там специфические методы.

Объективность – бог, которому внешняя разведка обязана поклоняться. Но порой сама постановка задачи (и те, кто задачу перед разведкой ставят) вынуждает от этого отклониться. В советское время для формулирования неполитических задач существовал Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ) – монстр, аккумулировавший в своих недрах заявки всех министерств и ведомств, переваривавший их усилиями экспертных советов, в которые входили и академики, и бывшие разведчики, и сжато выдававший их КГБ и иногда ГРУ. Это всегда было четко сформулированное «техническое задание»: пойдите и принесите нам к такому-то сроку ключ на 12 такой-то спецификации и таких-то размеров от подлодки «Вашингтон». И люди шли – обманывали, подкупали, врали, воровали, но приносили, за что получали почет, уважение и награды. Иногда задачи формулировались более расплывчато, иногда более детально (вплоть до точных формул, которые приходилось заучивать наизусть), но суть оставалась прежней.

Теперь плановой экономики нет, ГКНТ тоже нет (в этом здании на Тверской теперь Министерство образования и науки), но есть множество госкорпораций и некоторых частных компаний, интересы которых приравнены к государственным. При этом, помимо основных задач, которые ставит основной заказчик – президент и правительство, образовалось множество «факультативов», которые и воспринимаются соответствующе. Они отнимают время, ресурсы и эмоции (а эмоции важны в этой профессии), но их ценность не всегда понятна, особенно для тех, кто пришел в разведку на патриотической волне последних 10–15 лет и хотел бы приносить стране видимую пользу. В этом плане показательны , записанные относительно недавно ФБР в Нью-Йорке: они (особенно молодой) откровенно тяготятся этими «факультативами» (если не сказать сильнее, учитывая лексику, которую переводчики ФБР поняли не до конца).

Но большая часть работы разведки состоит из добывания информации и материала, не слишком похожего на ключ к спасению мира или защиты интересов Родины. При этом Фрадков еще в 2010 году заявил, что СВР «тотальной разведкой» больше не занимается. Если это лукавство, то незначительное. Действительно, оценивать деятельность внешней разведки по блестящим операциям, бросающимся в глаза, нельзя (о них и узнают-то через десятилетия). Но творчества в рутинной работе немного, а такие необходимости, как ежедневная проверка каналов и линий связи, опустошают душу сильнее, чем тюрьма, сума и действующая армия. Многие ломаются или разочаровываются, не найдя в своей работе ничего от Джеймса Бонда или Николая Кузнецова.

Изменить такую систему заявок можно лишь на уровне, более высоком, нежели позиция руководителя службы. Но многие уже отмечали, что Сергей Нарышкин по своему политическому весу заметно крупнее, нежели все предыдущие руководители СВР (за исключением Евгения Примакова). А в таком закрытом клубе, как внешняя разведка, любое изменение вызывает эффект домино. Никто не говорит, что факультативные заявки не нужны, но нужен объективный контроль за их формированием. А то ведь был период, когда чуть ли не вся разведывательная работа на Балканах велась в интересах Газпрома, что, мягко говоря, неправильная постановка вопроса. Определение приоритетов разведывательной деятельности – административная задача с далеко идущими перспективами, а не просто расчистка завалов.

Кадры решают не все

«Работа разведчика, вопреки устоявшемуся мнению, проходит в рамках множества инструкций. Даже бытовое поведение порой строжайше регламентировано, а уж оперативное – тем более»

В последние несколько лет давление на СВР резко усилилось. Объем задач вырос в разы, и речь сейчас уже не о факультативных вопросах, а об общеполитических. Работа по экономическому и научно-техническому направлению исторически считалась более важной – в силу постоянно возраставших требований оборонной промышленности и банковской сферы. Но в современной обстановке политическую информацию нельзя переоценить. Касается это не только информационного обеспечения президента и правительства, но и более сложных операций, в том числе по осуществлению влияния. Есть и безусловные удачи, но в некоторых странах и целых регионах политическая конъюнктура порой складывается настолько выгодно, что появляется желание выдать естественные процессы за собственные победы. Это еще одна беда профессии, замешанная на чисто человеческих качествах, а проблемы с кадрами никто не отменял.

Да, кадровый состав разведки за последние годы значительно обновился. И большинство приходящих в службу молодых людей выгодно отличаются от новой поросли в других силовых ведомствах. Выпускникам «лесной школы» и прочие мажорные выходки не свойственны. Но корпоративные привычки, оставшиеся еще с советских времен, пока не изжиты. И своеобразные методы подбора кадров иногда оставляют на репутации службы живописное пятно.

В позднесоветское время система была устроена так, что автоматически выталкивала наверх усредненно положительную анкету, а не талант живого человека. Талант вообще считался чем-то вредным, поскольку обладал сложным характером: человек с нестандартным мышлением склонен к самостоятельности, следовательно, может проявить опасную инициативу. Меж тем работа разведчика, вопреки устоявшемуся мнению, проходит в рамках множества инструкций. Даже бытовое поведение порой строжайше регламентировано, а уж оперативное – тем более. Но в стрессовой ситуации (стресс, кстати, почти ежедневное состояние, в итоге убивающее организм) требуется именно нестандартность мышления, а не исполнительность, чему не учат, обкладывая оперативную работу тоннами инструкций. Политическая разведка также требует нестандартного мышления и специфических знаний, включая страноведческие и языковые, а также особых черт характера, далеких от средней анкеты.

В результате политическая разведка превратилась в штучный товар. В 90-е годы страноведение как прикладная наука было разрушено – и только относительно недавно начался его ренессанс. При этом целые регионы или выпали из профессиональной сферы, или наоборот – образовались на ровном месте. Только с этого учебного года, например, в специализированных учебных заведениях появились кафедры стран бывшего СССР, африканские и специализированные по Восточной Европе. Заново запущена программа обучения некоторым редким, но актуальным языкам, включая и языки бывшего Союза. Появились и специфические учебники, например, впервые издан учебник военного перевода с сербского, и парадоксально, что его не было до сих пор. Но это меры поддерживающие или общеобразовательные, направленные на формирование нового поколения профессиональных кадров, а проблема порой кроется в среде старшего офицерского состава.

Специфика синекуры

«Нарышкину придется вносить множество мелких изменений в рутинную работу уже отлаженного механизма, в целом неплохо показавшего себя в последнее время, но все еще страдающего классическими недугами»

Никто не собирается бросать камни в удаляющуюся спину, но на очень высокую должность в службе в 2012 году был назначен бывший помощник Фрадкова из тех далеких времен, когда Михаил Ефимович трудился главой правительства (это был именно его помощник, а не доставшийся в наследство от аппарата Черномырдина). Этот человек за пару месяцев до своего назначения в Ясенево был уволен из Управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами (тогдашний эвфемизм для обозначения проблемных точек постсоветского пространства и «новых» государств – РЮО, РА и ПМР) за фактурный и скандальный провал на вверенном ему участке. Скандал был столь тектонический, что привел к слому политической системы в отдельно взятом государстве, который аукается до сих пор. Сам герой в качестве «вишенки на торте» отметился еще и нелицеприятным поведением в не совсем адекватном состоянии в помещении местного ЦИКа, что было заснято на видео. Известие о его появлении на генеральской должности в СВР оценивалось в категориях «чудовищно» и «кошмар». Его соучастник по скандалу уехал руководить службой безопасности «Норильского никеля», что еще можно понять, учитывая специфику современных карьерных лифтов, но тянуть такого в Ясенево было незачем.

Превращение СВР в помесь синекуры с богадельней – болезнь не вчерашняя. Можно вспомнить, например, завершение карьеры Виктора Ерина – министра внутренних дел ельцинских времен, снятого с должности после Буденновска. Президент назначил его тогда на такую же должность в Службе, какую имел уже описанный выше герой. Ерин не имел никакого отношения к нелегальной разведке, в советское время он работал в ОБХСС и угрозыске. Случалось подобное и при Примакове, который, при всем к нему уважении, был склонен окружать себя лично преданными людьми, у которых в анкетной графе «место рождения» значился город Тбилиси.

Еще ранее притчей во языцех была «географическая война» (к счастью, давно изжитая). Тогда между собой соперничали «кланы», сформировавшиеся по регионам оперативной работы. Победителями регулярно выходили «азиаты», особенно «индусы» (Леонид Шебаршин, Вячеслав Трубников), которых негласно поддерживал Примаков. В тот период было очень популярным высказывание одного востоковеда (ныне ответственного международного политика, по должности представляющего нашу страну в некоторых европейских организациях) о том, что человека, знающего восточные языки, можно назначать на любую высокую государственную должность – настолько изучение, скажем, тамильского языка дисциплинирует интеллект. Соответствует ли это истине – никто не проверял, но успешной работе неазиатских управлений это явно не способствовало.

Люди теряли мотивацию к карьерному росту, и это противостояние было настолько увлекательно, что даже назначение в 2000-м руководителем службы Сергея Лебедева называли чуть ли не «фундаментальным поворотом», поскольку в детстве он жил в Узбекистане и говорит по-узбекски. Все это выглядело очень смешно и непрофессионально (журналистские публикации на данную тему вызывали язвительные отповеди со стороны пресс-службы СВР), особенно учитывая тот факт, что Лебедева рекомендовал на должность лично Трубников, а сам он всю жизнь занимался Центральной и Восточной Европой, особенно Германией, при этом на должность руководителя был назначен с позиции официального представителя СВР в США.

В советское время разведка сильно страдала от комсомольских и партийных назначенцев, из которых очень немногие искренне увлеклись делом и стали хорошими профессионалами. При этом пресловутая семейственность оказалась скорее положительным явлением. Избавление от ненужного кумовства и назначений по принципу синекур – вопрос насущный, но не такой страшный, как кажется на первый взгляд. И важно, чтобы это превратилось в кампанию, которая может смести и многих непричастных.

Есть и множество проблем организации и оптимизации оперативной работы, которые требуют специфического подхода и именно административных решений, которые придется принимать Сергею Нарышкину. Но ему, очевидно, не придется столкнуться с непониманием со стороны главы государства или традиционным соперничеством «соседей». ФСБ сейчас получила полномочия на ведения операций за пределами РФ, но они в основном касаются организованной преступности, наркотрафика и преступлений в экономической сфере. Это не разведка. Затухли и разговоры о слиянии СВР и ГРУ, что изначально казалось страшным сном. ГРУ исторически выполняет совсем иной объем работы, да и , чем перед СВР. Оно обслуживает интересы армии, а вопрос пересечения профессиональных интересов, например в научно-технической разведке – это опять же вопрос, с одной стороны, административный, с другой – чисто человеческий. Находить общий язык сложнее, чем конкурировать, не выходя из здания посольства.

Нарышкину придется вносить множество мелких изменений в рутинную работу уже отлаженного механизма, в целом неплохо показавшего себя в последнее время, но все еще страдающего классическими недугами всех разведок мира, а также от особого наследия советского времени. Административно это решаемо, в том числе и в кадровом плане. Другое дело, что именно сейчас работа СВР востребована, как никогда в постсоветское время. И потребуется соблюсти баланс между реформами и поддержанием ежедневного рабочего состояния целой структуры. Каковы будут результаты, общество узнает не скоро. Когда срок давности пройдет и гриф секретности будет снят.

Служба внешней разведки Российской Федерации — спецслужба, исполняющая функции основного органа внешней разведки Российской Федерации. СВР России создана 18 декабря 1991 года. Директор Службы внешней разведки Российской Федерации - Фрадков Михаил Ефимович. Официальный сайт Службы внешней разведки - http://svr.gov.ru/ - содержит основную информацию о ведомстве, его структуре, полномочиях, вопросах противодействия коррупции.

Служба внешней разведки Российской Федерации - один из органов исполнительной власти России. Деятельностью Службы внешней разведки руководит Президент Российской Федерации.

Основные функции СВР России связаны защитой безопасности государства и общества от угроз с внешней стороны. Методы и средства, при помощи которых Служба внешней разведки осуществляет свою деятельность, определены федеральным законодательством. При этом СВР России является составной частью сил, обеспечивающих безопасность государства, как это определяет федеральное законодательство.

Служба внешней разведки уполномочена вести оперативно-розыскную деятельность, а также предусматривает воинскую службу для сотрудников в своих рядах.

СВР России осуществляет деятельность по получению особо важной разведывательной информации, которую ведомство докладывает Президенту РФ. При этом за достоверность информации, объективность излагаемых фактов и данных персональную ответственность несет глава Службы внешней разведки Российской Федерации.

СВР России для обеспечения государственной безопасности ставит перед собой следующие цели:

  • - обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
  • - обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • - содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Соглашения с АРПОиС РФ

Взаимоотношения с органами государственной власти и управления, иными социальными институтами Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб выстраивала на протяжении всего периода своего существования. Учитывая значительный социально-политический вес АРПОиС РФ, огромный потенциал ее руководителей и большую деловую активность за эти годы подписано большое количество соглашений о сотрудничестве с различными министерствами, ведомствами, общественными организациями, союзами, ассоциациями и другими формами организаций.

Соглашения с профильными министерствами и ведомствами заключены с учетом стратегии и тактики развития Ассоциации, уточняют взаимные интересы и прописывают конкретную программу действий. Эти соглашения действительно работают, удовлетворяя взаимную необходимость в сотрудничестве. За каждым большим субъектом отношений (министерство, ведомство и т.д.) закреплен конкретный куратор из числа руководства Ассоциации, ее вице-президентов, членов Президиума.

Сотрудники СВР России имеют непосредственное право быть членами АРПОиС РФ, получать юридическую, социальную и профессиональную поддержку со стороны Ассоциации, пользоваться всеми правами, предусмотренными ее уставом. Также члены АРПОиС РФ из числа сотрудников Службы внешней разведки имеют уникальную возможность напрямую обратиться к главе СВР Российской Федерации с вопросами, касающимися их профессиональных интересов и трудоустройства.

Внешняя разведка России на сегодняшний день представлена службой внешней разведки РФ. Это одна из ключевых сил, которые обеспечивают безопасность граждан РФ и страны в целом от угроз, исходящих со стороны других государств, организаций и отдельных людей. Сокращенное название организации - СВР России.

Описание ведомства

Работа службы заключается в поиске и отчете перед президентом РФ, предоставлении полной и верной информации о военном, экономическом и других внешнеполитических положениях и настроениях. На основе всех полученных данных принимаются решения, обеспечивающие безопасность граждан и всей страны.

Полученные данные обрабатываются, информация докладывается непосредственно президенту РФ, которому и подчиняется федеральная служба внешней разведки России. Президент страны вправе снять и назначить директора службы, который отвечает за своевременность предоставляемых сведений, а также их достоверность.

Основной закон, регулирующий работу спецслужбы, был принят в 1996 году. После принятия закона "О внешней разведке" время от времени в него вносились различные поправки и изменения. Датой основания службы в России можно считать конец 1920 года.

История внешней разведки

Сегодня нельзя назвать точную дату появления разведывательных мероприятий в России. Разведка видоизменялась, переименовывалась, но была всегда. История внешней разведки России (в более или менее современном виде) берет начало примерно в 1918 году.

Именно тогда, после победы в Октябрьской революции, появилась необходимость на должном уровне защищать интересы страны во внешней политике. Для тогдашнего руководства страны жизненной необходимостью была возможность располагать полной и достоверной информацией о ситуации в мире и расстановке сил (противниках и союзниках).

Понятно, что никакие переговоры не позволили бы выяснить подобные данные, поэтому была поставлена задача: создать подразделение внешней разведки под началом председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского. Главой подразделения стал Яков Давыдов. Первостепенной задачей руководителя стала разработка плана работы штата и схемы деятельности отделов. Впоследствии название и структура подразделения менялись несколько раз, но все основные функции спецслужбы сохранялись.

Ноябрь 1991 года стал отправной точкой для разведывательного управления как самостоятельного органа. После процедуры выхода разведки из структуры КГБ, структуру переименовали и провели реорганизацию. Под конец зимы 1991 года указом президента РСФСР была сформирована самостоятельная организация - внешняя служба разведки. Старое подразделение при этом не подверглось никаким существенным изменениям, кроме перемены названия.

Вскоре службу снова переименовали, разведка стала называться СВР России. На пост директора спецслужбы пришел Евгений Примаков, занимавший ранее аналогичную должность в Советском Союзе. Примакову была поставлена задача за неделю разработать вид, штаты и систему работы новой организации. В начале 1992 года президент РФ добавил в штат должностей, назначил заместителей директора спецслужбы.

По факту все занимаемые должности ЦСР СССР просто перешли в новую структуру. Новичком стал только генерал-лейтенант Иван Гореловский, который принял на себя задачи административно-хозяйственного направления.

За все время работы управление сменило более 20 глав и множество названий. В 1991 году на пост вступил Евгений Примаков, в 96-м его сменил в 2000 году глава внешней разведки России назначил директором СВР Сергея Лебедева. В 2007 году на должность директора пришел Михаил Фрадков. С 5 октября 2016 года пост занимает Сергей Нарышкин.

Законодательство

Служба внешней разведки России регулируется несколькими законами и поправками к ним. Первый и до настоящего времени основной закон “О внешней разведке” появился после распада СССР, летом 1992 года. Сегодня действует новый документ от 1996 года, с изменениями, внесенными в 2000, 2003, 2004 и 2007 годах.

Дополнительно деятельность службы регулируют законы и дополнения к ним: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторые другие. Также разведывательная служба руководствуется и работает в соответствии с Конституцией РФ.

Задачи и средства службы

Основной функционал, который выполняет внешняя разведка России сегодня это:

  1. Создание обстановки, которая будет поддерживать успешное выполнение политических планов РФ.
  2. Поддержка и создание благоприятных условий для экономических, военных, научных и других планов РФ.
  3. Поиск, структуризация и обработка информации о вопросах, касающихся безопасности страны, планах ее развития, намерениях других стран и отдельных организаций в отношении РФ.
  4. Поддержка воплощения мероприятий по безопасности страны.
  5. Отчет президенту страны с максимально верной информацией о положении и намерениях стран по отношению к России. Данный отчет передает лично директор внешней разведки России либо его заместитель.
  6. Устранение угрозы терроризма и принятие мер по противодействию.

Общее руководство осуществляется президентом, а все управления подчиняются директору внешней разведки.

Полномочия службы

Закон предоставляет разведывательной службе право:

  • устанавливать контакты с лицами для получения необходимой информации, в том числе и засекреченной;
  • засекречивать данные и штат сотрудников;
  • использовать любые средства, которые не принесут вреда жизни и здоровью людей, репутации страны и экологической ситуации.

Оперативную работу и ее качество обеспечивает структура спецслужбы.

Структура спецслужбы

На сегодняшний момент внешняя разведка России имеет в своем составе различные службы и отделы, которые выполняют функции оперативного реагирования, аналитики и сбора информации. Относительно широко известна только структура центрального аппарата службы. Остальные подразделения, в том числе региональные и в других странах имеют место быть, но строго засекречены. Управление спецслужбой представлено директором, коллегией, заместителями, а также различными управлениями и службами, обеспечивающими весь функционал работы.

Начальник внешней разведки России подчиняется Президенту страны, и управляет всеми подразделениями службы. Коллегия СВР - еще одно важное звено в работе спецслужбы. Коллегия собирается для решения основных проблем и выработки планов по разведывательным мероприятиям, ориентируясь на современную ситуацию. Собрание включает в себя всех заместителей директора, а также начальников каждого из подразделений спецслужбы.

Для связи с общественностью в структуре службы создан свой отдел - Бюро по СО и СМИ.

Знаменитые операции

История насчитывает множество ярких операций наших разведчиков. Наверняка не все проекты широко оглашались в СМИ поскольку служба секретна. Но те операции, которые получили широкую огласку, представляют весьма результативные проекты:

  1. "Синдикат-2" - операция 20-х гг. по выводу из-за границы активного противника СССР Б. Санникова.
  2. Операция по расшифровке секретных посланий МИД Японии 1923 года.
  3. Операция “Тарантелла” 1930-1934 гг., которая проводилась с целью контроля деятельности английской разведки в отношении СССР.
  4. Разработка и создание ядерного щита страны.

Благодаря успешным операциям большинство сотрудников имеют именные награды от правительства страны.

Дополнительная информация

Сегодня существует заблуждение, что две важных структуры, обеспечивающие безопасность граждан и страны - ФСБ и внешняя разведка России, - довольно четко разделяют между собой свои обязанности. По мнению большинства, СВР работает только с внешней информацией, а ФСБ занимается только внутренней.

В реальности же все немного не так. Обе службы работают как внутри страны, так и за ее пределами. Различие между ними не в том где, а в том, как работают защищает страну от террористических нападок и шпионов, а СВР если не полностью, то по большей части, сама является шпионской организацией.

На сегодняшний день СВР России считается одной из лучших спецслужб в мире. Богатая история, строгий отбор специалистов и множество успешно выполненных задач подтверждают этот факт.

У всякого полноценного государства должны быть специальные службы, которые занимаются разведывательной деятельностью за пределами своих стран. Имеется такая служба и в России. Называется она Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР РФ). По вполне понятным причинам эта служба строго засекречена, и потому узнать о ее конкретной деятельности и достигнутых результатах можно лишь в общих чертах.

Этапы становления службы внешней разведки России

Принято считать, что история внешней разведки России начинается в 20-х годах минувшего века. Именно тогда в структуре ВЧК создали особое подразделение, названное Иностранным отделом (ИНО). Главной его задачей было создание резидентур и агентурных сетей за пределами Советской России. В то время отечественные внешние разведчики своим главным врагом считали укрывшихся в различных зарубежных странах белогвардейцев.

В период Великой Отечественной войны советская внешняя разведка по понятным причинам стала действовать иначе. В то время ее деятельность можно было разделить по двум направлениям. Первое направление заключалось в том, что сотрудники действовали в тылах и штабах фашистской Германии и ее союзников, добывая важную военную информацию, и тем самым внося свой вклад в общую победу. Вторым направлением Отечественной внешней разведки в те годы была организация диверсий в тылу врага и ведение боевых действий.

Когда закончилась Великая Отечественная война и разразилась холодная война, сотрудники советской внешней разведки активно действовали в странах Запада, добывая для страны ценную секретную и оперативную информацию. Именно в этот период страна и весь мир смогли узнать имена некоторых самых выдающихся советских разведчиков, таких, например, как Рудольф Абель.

В 1991 году, когда Советский Союз доживал свои последние дни, и на его месте образовывались новые суверенные государства (в том числе, и Россия), была образована Центральная служба разведки, названная вскоре Службой внешней разведки. Одновременно с переименованием отчасти изменились и задачи российской внешней разведки. Было объявлено, что российская Служба внешней разведки отныне не будет стремиться проникать во все страны, а станет работать лишь там, где могут иметься интересы Российской Федерации. Кроме того, тогда же было заявлено, что новая российская внешняя разведка не должна больше вступать в конфронтацию с аналогичными службами стран Запада, а, наоборот, всячески с ними сотрудничать.

В какой мере и в какую именно сторону изменились ориентиры, задачи и цели российской внешней разведки в данное время, сказать сложно ввиду засекреченности данной службы. Впрочем, бывший полковник СВР Станислав Лунёв не так давно открыто заявил, что в настоящее время СВР работает против Соединенных Штатов намного активней, чем это было во времена холодной войны. Эти слова отставного полковника можно найти в открытом доступе. Эти же слова в 1996 году косвенно подтвердил и сбежавший в Англию сотрудник российской СВР, выдавший западным спецслужбам координаты более тысячи законспирированных российских разведчиков.

Кто руководит Службой внешней разведки

За все время существования российской СВР (начиная с 20-х годов минувшего века) во главе этой организации стояли в общей сложности 33 человека. Одни имена руководителей история сохранила, другие имена известны лишь самому узкому кругу. Некоторые из руководителей продержались на своем руководящем посту достаточно долгое время, другие – в буквальном смысле несколько месяцев, а то и недель. Кто-то из руководителей в дальнейшем ушел в другие службы или на пенсию, кого-то арестовали и расстреляли.

В настоящее время во главе СВР России стоит Нарышкин Сергей Евгеньевич. Официально его должность называется Директор СВР. Такая должность соответствует званию генерала армии. Правом назначения на должность Директора СВР обладает исключительно Президент России. Ему же Директор СВР подотчетен по службе, он же может Директора СВР с должности снять. Генерал армии Нарышкин – тридцать четвертый по счету руководитель внешней разведки России. Штаб-квартира этой федеральной службы находится в Подмосковье, ее пресс-центр расположен в Москве.

Общие сведения о структуре СВР

В своей деятельности СВР РФ руководствуется федеральным законом «О внешней разведке». В соответствии с законом, структура СВР состоит из:

  • Добывающего аппарата. На сотрудников данного подразделения возложена задача сбора интересующей информации;
  • Аналитического аппарата. Здесь сотрудники занимаются анализом добытой информации;
  • Оперативно-технических служб;
  • Вспомогательных служб;
  • Кроме того, структура включает в себя систему, занимающуюся подготовкой кадров.

По заверениям руководящих лиц СВР, такая структура не является застывшей. Наоборот, она достаточно гибка, и может меняться в связи с новыми задачами и сменой обстановки.

Подробнее о деятельности СВР России

  1. Политическое направление российской разведки. В обязанность сотрудников этого направления входит добывание всяческой информации, касающейся того или иного аспекта политики, проводимой правительствами других стран. Внешнеполитические установки, намерения и проекты законов иностранных правительств интересуют сотрудников данного направления прежде всего. Кроме того, российские разведчики собирают сведения о планах и конкретной деятельности заграничных и международных общественных и политических структур (партии, общественные движения и пр.), а, кроме того, планы, намерения и конкретные дела ведущих зарубежных политиков и общественных деятелей. Разумеется, все это делается в целях обеспечения интересов России;
  2. Аналитическое и научно-исследовательское направление. Здесь обрабатываются, анализируются и обобщаются полученные сведения, готовятся аналитические документы по тому или иному важному вопросу, касающемуся, в первую очередь, всяческих глобальных международных процессов и явлений. После обработки аналитические выводы представляются высшим должностным лицам российского государства;
  3. Экономическое направление. Исходя из названия, основным интересом этой службы является все, что связано с экономикой других стран, зарубежных экономических структур и финансовых институтов. Сотрудников этого направления интересует, что творится на сырьевых рынках, на валютных и на рынках металлов и пр. В задачу экономических разведчиков входит также создание выгодных для России условий, при выполнении которых Россия смогла бы достичь успехов во внешнеэкономической деятельности;
  4. Научно-техническое направление. Здесь сотрудники призваны находить упреждающую информацию о всяческих технических, а также научных новшествах. Первоочередной интерес представляют различные инновации, связанные с изобретением нового вооружения;
  5. Служба внешней разведки. Первая обязанность этой службы состоит в обеспечении безопасного пребывания российских официальных лиц и граждан за границей. Служба внешней разведки противодействует спецслужбам других стран, а также криминальным структурам, которые могут нанести вред стране. В последнее время данная служба противостоит также организованным международным преступным сообществам (наркобизнес, терроризм, незаконное распространение всяческих видов вооружений, торговля людьми и пр.).

Полномочия Службы внешней разведки

У СВР имеется немало специфических полномочий, которыми наделило ее федеральное законодательство:

  • Право вербовки агентуры, привлекая к сотрудничеству лиц, добровольно согласившихся на это;
  • Шифровать своих сотрудников, не разглашая, где и кем они на самом деле работают;
  • Выдавать зашифрованным сотрудникам специальные документы, в которых значится, что они работают в учреждениях и фирмах, не имеющих отношения к СВР;
  • Осуществляя разведывательную деятельность, служба взаимодействует с федеральными исполнительными властями всех уровней, если в этом возникает необходимость;
  • Обеспечивает сохранность гостайны и предотвращает ее утечку;
  • Обеспечивает безопасное пребывание российских официальных лиц и других граждан РФ во время их пребывания за пределами России;
  • Поддерживает безопасность лиц, допущенных к гостайне во время их зарубежных командировок;
  • Служба имеет право взаимодействовать с аналогичными службами других государств. Порядок такого взаимодействия оговорен в российских федеральных законах;
  • Имеет право создавать специальные учебные заведения, учреждения, где повышается квалификация ее сотрудников, учреждать научно-исследовательские институты, архивы, выпускать специальные печатные издания;
  • Обеспечивает собственную безопасность в соответствии с действующим законодательством;
  • Служба может создавать всяческие организационные структуры, если она считает, что они помогут ей эффективней исполнять возложенные на службу обязанности.

Все перечисленные полномочия законодательно закреплены в федеральном законе «О внешней разведке».

Защита сотрудников Службы внешней разведки законом

Государство обеспечивает защиту всех категорий сотрудников СВР. Никто, кроме непосредственного начальства, не имеет права препятствовать служебной деятельности сотрудников СВР или вмешиваться в выполнение ими своих служебных обязанностей. Об этом говорится в упомянутом законе «О внешней разведке».

То же самое касается и лиц, конфиденциально сотрудничающих со Службой внешней разведки. Какие-либо сведения о таких лицах, равно как и все нюансы, связанные с сотрудничеством, являются государственной тайной, и рассекречиванию не подлежат никогда. В случае необходимости такие лица, равно как и члены их семей, могут быть взяты под специальную защиту.

Как можно стать сотрудником СВР

Чтобы стать разведчиком, необходимо окончить специальное учебное заведение – Академию внешней разведки. Требования к будущим разведчикам таковы:

  • Возраст от 22 до 30 лет;
  • Высшее гуманитарное либо техническое образование;
  • Отменное физическое здоровье;
  • Отсутствие троек и «неудов» во время учебы на последнем курсе учебного заведения, где кандидат в разведчики получал высшее образование;
  • Незаурядные способности к иностранным языкам;
  • Прекрасное знание русского языка;
  • Высокая общеобразовательная, научно-техническая, политическая и общекультурная подготовка;
  • Искренний патриотизм;
  • Искреннее и обоснованное желание работать в разведке;
  • Умение логически мыслить как в устной, так и в письменной форме, а также умение внятно излагать мысли на бумаге;
  • Отсутствие психологических сдвигов (экстремизм, авантюризм, религиозный экстремизм).

После прохождения медицинского и психологического освидетельствования, кандидаты на зачисление в Академию предстают перед специальной комиссией, которая в результате собеседования выявляет, насколько хорошо кандидат владеет русским языком, а также каковы его способности к иностранным языкам. По результатам собеседования комиссией выдается заключение, где указаны положительные, а также отрицательные стороны кандидата. Затем кандидат получает советы, как ему лучше устранить его отрицательные свойства, после чего оглашается решение комиссии о зачислении кандидата на обучение в академию, либо кандидату аргументированно отказывают в зачислении.

Состояние Службы внешней разведки в настоящее время

Как свидетельствуют отечественные эксперты, в настоящее время СВР России находится на высоте. В доказательство своих слов они приводят следующие аргументы.

Во-первых, СВР удалось избежать реорганизаций, которым подверглись другие российские силовые структуры. Во-вторых, профессионализм российских разведчиков за последние годы поднялся на чрезвычайно высокий уровень. В настоящее время СВР – это высокопрофессиональная, законопослушная и не подверженная влиянию какой-либо конкретной идеологии структура, способная к выполнению задач самого высокого уровня.

mob_info