Сценарии праздник поэзия в дет саду. День поэзии в детском саду. Сценарий для подготовительной группы. Сценарий праздника Всемирный день поэзии для детей

Слайд 1 на фоне

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости. Заканчивается прекрасный месяц – март. И не зря для празднования замечательного, романтического праздника Дня поэзии выбран именно этот месяц. Ведь март, олицетворяет начало весны, возрождение и пробуждение природы.
Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый.

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный и волнующий мир – мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем чувствовать и мыслить по – иному.

Есенин, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Лермонтов, Блок, Ахматова до сих пор согревают наши сердца и дарят восхищение не зависимо от места нашего проживания.

Поражает, откуда берется такая сила, такая энергия у поэтов.

Слайд 2 (И. Тальков)

Ведущий: У каждого из нас есть свой любимый поэт, к творчеству которого мы обращаемся в определенные моменты жизни. И сегодня вы услышите признания в любви поэтам, которые своим творчеством сумели проникнуть в наши сердца и души, зажгли в них нетающую свечу надежды, пробудили неугасимую веру в добро, справедливость и человечность.

Слайд 3 на фоне

1-й ученик: Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каждый находит в нем что – то свое, близкое и понятное только ему. Я же вижу в нем просто друга, которому можно поведать сокровенные тайны своей души. Я люблю Пушкина за веселье и мудрость, грусть и благородство, за умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда очень нелегко. За то, что он любил людей и умел дружить с ними. Пушкин был и несчастным, и разочарованным, и измученным, и раненым, и умирающим… Но всегда озарял жизнь вокруг себя светом. И чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: он не просто был причастен к миру поэзии — это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой…

Я преподнес бы Пушкину красные тюльпаны, внутри которых словно горит огонь.

Этот огонь жизни, огонь любви, который никогда не погаснет, мы видим в сердце поэта.

(А.С. Пушкин «Что в имени тебе моем?»)

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
1

Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

Ведущий: Жизненные пути гениев всегда трудны. Творчески одаренные люди пытаются понять, осмыслить свою жизнь, жизнь окружающих их людей, весь мир.

(видеофрагмент из к/ф «Сергей Есенин» — «Хулиган»)

Слайд 4 на фоне

2-й ученик: Я считаю, что нет человека, который был бы равнодушен к поэзии Сергея Александровича Есенина. Проникнув в мир его поэтических образов, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой березы, старого клена, рябинового куста. Эти чувства помогают нам сохранить человечность. Мне дорог Есенин, потому что он дарил людям самоцветы своей души. Он любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. Читая его стихи, я ощущаю душистый запах сена, вижу тихие речные заводи с белыми лилиями и желтыми кувшинками. Но особенно дорога была Есенину белая береза.

Вот почему я бы принесла любимому поэту веточку березы, перевитую луговыми цветами, которые поэт так любил.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Ведущий: Никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это сам он в своих стихах.

3-й ученик: Скромные васильки и нежные ромашки я подарила бы Николаю Михайловичу Рубцову. Любовь, нежность к своей родине – вот что отличает его поэзию. За каждой строчкой его стихотворений таится мучительная и всепоглащающая любовь к родному краю, нежность к его лугам, лесам, к его медленным водам и терпким ягодам. Пусть эти скромные полевые цветы пробуждают в душах людей самое светлое, доброе и прекрасное.

(видео А. Барыкин «Букет»)

Ведущий: Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое место. Народ всегда ценил ее высокую и священную миссию. Каждый человек нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, ее любили…

А вы задумывались, когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?

Слайд 6 на фоне

3-й ученик: (Б. Пастернак «Я пропал как зверь в загоне»)

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Хризантемы, слегка окутанные легким инеем – символ стойкости, мужества, жизнелюбия. Я дарю их необыкновенному человеку, моему любимому поэту Борису Леонидовичу Пастернаку. Я очарован его поэзией потому, что она о смысле человеческой жизни. Есть в поэзии Пастернака прекрасный символ – горящая свеча. Это символ непростой жизни поэта, пламя, которое много раз могло быть погашено. Ушел из жизни поэт, но огонь его поэзии горит и сегодня.

(Видео «Свеча горела на столе»)

Ведущий: Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь — это знает каждый.

К сожалению, в истории поэзии много не только прекрасных страниц, но и страниц трагических. Наши поэты шли трудной дорогой, именно поэтому рождались потрясающие, щемящие сердца, иногда страшные, но всегда человечные стихи.

Слайд 7 на фоне

4-й ученик: Моя любовь к Анне Андреевне Ахматовой настолько велика, что я бы ей поставила несколько памятников: босоногой приморской девчонке в Херсонесе; прелестной царскосельской гимназистке, утонченной прекрасной женщине с нитью черного агата на шее в Летнем саду. И еще там, где она хотела – напротив Ленинградской тюрьмы, там должен стоять, по – моему, памятник поседевшей от горя женщине, держащей в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого 3

заключалась только в том, что он был сыном двух великих поэтов — Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

А к подножию памятника я приносила бы красные гвоздики как символ мужества этой удивительной женщины и символ бессмертия ее поэзии.

(ст – е «Хочу тебе покоя не давать»)

Слайд 8 (Сжала руки под темной вуалью)

Ведущий: Настоящий поэт – это труженик души, неспокойный, неравнодушный. И чтобы быть им, надо жить, борясь с самим собой, не давая совести спать. И только в этом случае жизнь пройдет действительно не зря.

5-й ученик: Своему любимому поэту я подарила бы алые маки. Я расскажу вам легенду Евгения Носова, а вы, я думаю, догадаетесь, кому они предназначены.

Слайд 9 на фоне

«В центре клумбы, среди анютиных глазок, парижских красавиц и львиного зева, взошли красные маки, выбросив навстречу солнцу свои тугие, тяжелые бутоны. Распустились они на другой день. Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Казалось, что, стоит только прикоснуться — сразу опалят! Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
— Вот и все, сгорел. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Вы конечно догадались? Да, маки – Владимиру Семеновичу Высоцкому, человеку, который воплотил в себе боль и совесть хх столетия, замечательному поэту, певцу, актеру и Человеку с большой буквы.

(видео В. Высоцкий «Нет меня, я покинул Рассею»)

Ведущий: Одна из самых любимых тем в поэзии – любовь. Сколько строк написано поэтами об этом возвышенном чувстве, сколько бумаги, папируса, чернил перевели поэты. Великое светлое чувство воспето практически всеми поэтами мира. Любовь вдохновляла поэтов на великие подвиги, любимым посвящали они свои лучшие творения.

Слайд 10 на фоне

6-й ученик: Белые розы считаются символов невинности и чистоты. Обычно их дарят юным особам. Белоснежные бутоны символизируют вечную любовь – самое сильное, чистое и крепкое чувство из всех на земле. Букеты из белых роз будто облака – невероятно воздушны и несут в себе эмоции, чувства, мысли… Именно поэтому эти чудесные цветы я бы подарил Татьяне Валерьевне Снежиной – молодой, но ставшая очень популярной, поэтессе и певице. И, хотя Татьяна жила далеко от Луганска, но родилась она здесь, на нашей земле. Ее песни исполняют многие известные певцы Если я умру раньше времени,

Пусть меня унесут белы лебеди

Далеко, далеко, в край неведомый,

Высоко, высоко, в небо светлое…

Это слова из романса, которые стали пророческими. Татьяна исполнила его на одной из презентаций, а на третий день микроавтобус «Nissan», в котором ехала Таня со своим женихом и друзьями, попал в ДТП, в результате которого все погибли.

23 года жизни, но великое наследие – сборники стихов, книги, альбомы с записями песен. В нашем городе в сквере ВЛКСМ Татьяне Снежиной установлен памятник. 4

(видео Т. Снежина «Пусть я жила без времени»)

Ведущий: Один из моих самых любимых поэтов – Эдуард Аркадьевич Асадов. В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что – нибудь свое. В знак благодарности и восхищения я бы преподнесла ему красные розы, как символ храбрости, мужества, любви и надежды. Ведь только храбрый человек может, не раздумывая, будучи раненым, довезти грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи; только мужественный, перенеся сложнейшие операции после ранения и оставшись слепым, может продолжать писать такие прекрасные произведения. В 1980-е стихи Эдуарда Асадова были невероятно популярны среди молодежи. Школьницы, начинавшие писать стихи, делали это «по Асадову».

Миллионы людей читали стихи этого поэта – хотя иногда тексты казались наивными, даже простоватыми, возможно потому, что их внимание привлекали именно такие стихи. Но и со временем, и с возрастом все меняется. Я хочу прочитать вам стихотворение, понравившееся не наивной девчонке из 70-80-х, а уже повзрослевшей.

Слайд 11 (на фоне)

С вечера поссорились супруги,
Говорили много резких слов.
Сгоряча не поняли друг друга,
Напрочь позабыли про любовь.

Утром мужу на работу рано,
А на сердце - горечи печать.
За ночь глупость ссоры осознал он,
Подошел жену поцеловать.

Не спала, но все же притворилась,
Отвернула в сторону лицо.
В глубине обида затаилась,
Как удав, свернувшийся кольцом.

Дверь закрыл - ни слова на прощанье,
Со двора на окна посмотрел…
Если б они знали, если б знали,
Что ушел из дома насовсем.

А жена привычными делами,
Как всегда, своими занялась:
Детское бельишко постирала,
Борщ сварила, в доме прибралась.

Чистый пол, помытая посуда,
И с работы скоро муж придет.
- Я с ним разговаривать не буду,
Пусть прощенья просит, пусть поймет.

Гордость в сердце вздыбилась высоко:
- Первою к нему не подойду!
По ролям разыгрывалась ссора
В воспаленном дьяволом мозгу. 5

Шесть пробило, семь и пол - восьмого…
Неподвижна дверь, молчит порог.
И в тревоге что - то сердце ноет,
Где же задержаться так он мог?

Вдруг какой - то крик и суматоха,
Чей - то голос, плачущий навзрыд,
И соседский мальчуган Алеха
Крикнул запыхавшись: » В шахте взрыв!»

Взрыв. Совсем коротенькое слово,
Сердце будто в клочья порвало.
Нет, она к такому не готова!
Может, жив он, может, повезло.

И в слезах по улице бежала,
Вспоминая с болью прошлый день,
Как в обиде злилась и кричала,
Застилала разум злобы тень.

Заведенной куклой повторяла:
- Мой родной, о только бы не ты.
Я б к твоим ногам сейчас упала,
Прошептав короткое » прости».

Им бы знать вчера, что будет завтра,
По-другому все могло бы быть.
Смерть, как вор, приходит, так внезапно,
Не оставив шанса долюбить.

Прогремит неумолимо грозно
Приговор. Его не изменить.
Исправлять ошибки слишком поздно,
С этой болью ей придется жить.

Люди, будьте к ближним своим мягче,
Относитесь с нежностью, добром
И не обижайте, а иначе
Можно горько каяться потом…

Ведущий: По-моему мнению, среди нас живут поэты, ведь почти каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо. Просто кто-то не стал развивать этот способ выражения самого себя, закрутившись в водовороте жизни и потеряв интерес к поэзии внутри своей души…

(слово гостям)

Вот и подошел к концу наш литературный вечер. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными.
Мы искренне надеемся, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

Продолжать формировать способность детей к выразительному чтению стихотворений наизусть.

Развивать вкус к поэзии, умение понимать поэтические образы стихотворения.

Развивать исполнительское мастерство дошкольников.

Воспитывать любовь к поэтическому жанру художественной литературы.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на процесс участия в конкурсе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, грамоты участникам, подарки.

Зал празднично украшен.

Ход конкурса:

— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Очень приятно видеть улыбки на ваших лицах. Я знаю, почему у вас хорошее настроение: во-первых, наступила весна, а во-вторых, у нас сегодня праздник….. конкурс стихов «О маме, о весне».

(на экране «весенняя заставка»)

— Весна, весна, какое чудное время года!.Все оживает, цветет и радуется.. — Да и как не радоваться такому чудесному времени года. Ведь на душе у всех веселье, хочется танцевать, петь. Давайте,ребята все вместе споем песню, которая так и называется «Весна» (Муз. слова

(Песня о весне в исполнении старших дошкольников)

— Сегодня мы прочтём стихи, а уважаемое жюри оценит мастерство каждого участника конкурса юных чтецов (представление жюри),

— Ребята, первый весенний месяц март и я предлагаю вам заглянуть в календарь!

(на экране заставка -листок календаря с месяцем- «март»).

Весна идёт, весне дорогу! И мы начинаем наш конкурс стихами о весне.

Приглашаю Наташу Романову, которая прочтет Г.Сапгир «Тише

всех», (номинация: индивидуальное чтение).

(Выступление каждого участника

конкурса сопровождается слайдами в соответствии с текстом стихотворения).

— Вот так тихо и незаметно к нам пришла весна, ей рады все. Не верите? Тогда послушайте стихотворение в исполнении Ефрема Акимова и Лизы Колгиной «Идёт весна по городу» Ю.Мориц, диалог.

— Весна пришла в наш город, и природа оживает, а на душе становится тепло и радостно. Об этом стихотворение «В лучах весны», которое прочтёт Чепурная Ольга из группы «Почемучки», мелодекламация.

— Молодцы ребята, спасибо! Листаем дальше наш календарь. Что же было 4 марта? 4 марта исполняется 112 лет со дня рождения художника-иллюстратора Константина Павловича Ротова. Что же он иллюстрировал? Множество книг: «Дядя Стёпа», «Кот в сапогах», «Старик Хоттабыч», «Три поросёнка»… Его иллюстрации яркие, красочные.

(На экране заставка: 4 марта — 110 лет со дня рождения художника иллюстратора К. П. Ротова; далее идут иллюстрации с небольшим, комментарием ведущего: название произведений, которые иллюстрировал К.Ротов.)

— А вот ещё одна знаменательная дата: 6 марта - 195 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова. Полюбуйтесь на иллюстрации его знаменитого «Конька-Гор бунка» (на экране по аналогии идёт показ иллюстраций с комментарием ведущей).

— Перелистываем календарь — и, конечно же, самый важный и светлый весенний праздник — Международный Женский день! Этому празднику посвящено много стихов, и вы сейчас в этом убедитесь!

— Приглашаю Метальникова Тимофея со стихотворением «День 8 Марта» из группы «Дюймовочка», индивидуальное чтение.

— 8 Марта - праздник наших любимых мам. Стихотворение про маму прочтёт Меланья Елистратова «Мама — верный друг» , с автором этого стихотворения она нас познакомит.(мелодекламация).

— Ребята, вы все очень любите своих мам и, я думаю, всегда и во всём готовы ей помочь. А убедиться в этом нам помогут Даша Иванова и Никита Ревунов с диалогом «Вот какой помощник» Н. Бобков.

— а ещё послушаем мелодекламацию в исполнении Насти Кольцовой «Мама -верный друг» М. Садовского из группы «Лучики».

Делу время — а потехе час, предлагаю ребята вам отдохнуть и поиграть в игру. А сейчас послушайте песню в исполнении ребят из средней группы «Ягодка» «Из чего наш мир состоит?».

— Ребята, я думаю, что вы со своими мамами очень дружны, а без мамы вам скучно. И ещё плохо, когда мы с мамой ссоримся. Послушайте Лёню Кочеткова, который прочтет стихотворение «Я сегодня в ссоре с мамой» М.Садовского.

— Ребята, а 8 Марта мы поздравляем не только мам, но и наших заботливых бабушек. Стихотворение про бабушку прочтёт Соколова София из группы «Калинка».

— Молодцы ребята! Вы очень порадовали нас стихами. Вы, я вижу — настоящие знатоки и любители поэзии. В марте есть ещё одна дата - Всемирный день поэзии, отмечается он 21 марта,

(слайды с портретами поэтов).

— Ребята, у мамы самые добрые руки на свете, а ещё у мамы очень доброе сердце! Об этом расскажут Суслина Катя и Белов Максим в диалоге М.Садовского «Доброе сердце».

— Приглашаю Маркова Илью порадовать нас всех. Он прочтёт стихотворение М. Садовского «У кого мы учимся доброте».

— Маша Шашкова и Миша Косимов хотят показать своё мастерство в чтении стихотворения М. Садовского «Доброе сердце».

— Спасибо, ребята, вы прочитали стихи о самом главном в человеке качестве — о доброте.

— И вот последний листок нашего мартовского календаря. 31 марта исполняется 130 лет со дня рождения русского поэта, писателя Корнея Ивановича Чуковского. Я уверенна, что вам всем очень хорошо известны его произведения.

— А сейчас наступает самый волнительный момент нашего конкурса. Я представляю слово нашему уважаемому жюри, которое оценивало ваше мастерство.

(слово жюри, вручение грамот, фото на память).

Муниципальный конкурс чтецов «Капели звонкие стихов» стал уже традиционным в нашем детском саду, а неизменным ведущим этого конкурса учитель-логопед Борзунова Надежда Александровна. Первый отборочный этап конкурса прошел 26 марта 2018г в первом корпусе, участие принимали дети 3-7 лет всех трех корпусов. Были представлены следующие номинации — «Мир и дружба всем нужны», «Мы друзья твои, природа и «Северчата - спортивные ребята», так же были еще представлены номинации — «За самое выразительное чтение», «За самое проникновенное чтение» и «За самое оригинальное стихотворение».

Стоит сразу отметить, что желающих участвовать в конкурсе было много. Нарядные, радостные и воодушевленные дети ждали своего выхода. Конкурс прошел в атмосфере праздника, громкие аплодисменты, глаза воспитателя и поддержка друзей воодушевляли ребят. Дети не просто читали стихи, а проживали те события, о которых рассказывали. Впервые на таком мероприятии участвовали дети с ограниченными возможностями, которые также показали умение выразительно читать стихи, чувствовать и передавать поэтические образы.

Наши звездочки, Воробьева Полина, Каранкевич Злата и Филиппова Уля выступили на этом мероприятии. Воробьева Полина и Каранкевич Злата получили сертификаты участников, подарки и огромный опыт участия в таких конкурсах. Филиппова Ульяна была награждена дипломом первой степени за победу в первом туре конкурса чтецов и получила грамоту за победу в номинации «За самое выразительное исполнение».

А 4 апреля 2018г в детском саду №17 состоялся второй отборочный этап муниципального конкурса, на котором выступили победители трех корпусов. Филиппова Ульяна, Шабалин Ярослав, Боровов Арсений, Таше Варя достойно представили наш детский сад. Дальнейших успехов вам, ребята!

Сценарий мероприятия, посвященного Дню поэзии в ДОУ для старших дошкольников.

Цель: познакомить детей с творчеством ростовского поэта Н. С. Дормакова

Задачи:

Обучающая: учить детей читать стихи громко, выразительно; закрепить представления о ставропольских поэтах, совершенствовать познавательные и умственные способности и речь детей.

Развивающая: развивать творческую личность ребенка и активность.

Воспитывающая: совершенствовать способность детей наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык стихов.

Предварительная работа: знакомство с творчеством ростовского поэта, заучивание стихов Дормакова Н. С.; рисование по теме стихотворений Дормакова Н. С; изготовление подарка для поэта сочинение стихов вместе с родителями.

Оборудование: мультимедийная установка, фото-музыкальные презентации для стихотворений, которые рассказывают воспитатели и т.д.

Интеграция образовательных областей: мультимедийная установка, фото-музыкальные презентации для стихотворений, которые рассказывают воспитатели и т.д.

Ход мероприятия:

1 этап. Мотивационно - побудительный. Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня необыкновенный день! 21 Марта в 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение - ежегодно отмечать Всемирный день поэзии.

В ряду профессий важных, популярных

Профессии поэт в помине нет…

Занятье, скажем не из благодарных

«Поэт в России больше чем поэт…»

Мне кажется, что писать стихи- это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Настоящей хозяйкой сегодняшнего дня будет поэзия, а долгожданными гостями- стихи.


А вы знаете что такое поэзия? (ответы детей)
Что значит слово – поэт?
(ответы детей)
Каких поэтов вы знаете?
(ответы детей)

Стихи бывают разные хорошие, простые.

Стихи бывают грустными, бывают и смешные.

А вы, ребята, любите слушать и читать стихи? Итак, мы начинаем.

У нас сегодня в гостях наш ростовский детский поэт Николай Сергеевич Дормаков.

(выступление поэта)

Сегодня –праздник, а в праздник принято дарить подарки. Наши ребята приготовили для вас сюрприз.

(дети читают стихи поэта)

Ведущий: Николай Сергеевич, скажите отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар?

Наши ребята вместе с родителями тоже попробовали себя в стихосложении и вот что у них получилось. (дети читают свои стихи)

Ведущий: большое спасибо за очень интересную встречу и в память о нашей встрече примите подарок- книгу, сделанную своими руками на Ваши стихи и рисунками наших ребят.

Слово учителя. Писатель Борис Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, «талант исключительного своеобразия», как сказал о нем М. Горький.

В 2010 году исполняется 120 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии.

«На протяжении жизни поэт проходит несколько творческих циклов, проделывает несколько витков вверх по спирали постижения природы, общества, духовного мира индивидуума. И вместо с ним тот же путь проходит читатель, чтобы понять поэта… Но уже сейчас очевидно и доказано, что наследие Пастернака входит в сокровищницу русской и мировой культуры ХХ века», — говорил Лев Озеров.

Говорить о пастернаковской судьбе невозможно, не затвердив наизусть его слова из автобиографической повести «Охранная грамота»: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая… настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде просто непредставима».

Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь.

1 ВЕДУЩИЙ. Эти строки Бориса Пастернака как нельзя лучше отражают суть его жизни, жизни художника, жертвой прочертившего путь к славе и величию.

2 ВЕДУЩИЙ. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.

1 ВЕДУЩИЙ. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца — Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин

2 ВЕДУЩИЙ. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Этот синтез музыки, живописи и поэзии отразился в его творчестве даже текстуально.

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

2 ВЕДУЩИЙ. Поэт считал обстановку родительского дома основой своего художественного становления. Позже он писал: Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме.

1 ВЕДУЩИЙ. Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц.

Тянулось в жажде к хоботкам
И бабочкам и пятнам,
Обоим память оботкав
Медовым, майным, мятным.

Не ход часов, но звон цепов
С восхода до захода
Вонзался в воздух сном шипов,
Заворожив погоду.

Бывало — нагулявшись всласть,
Закат сдавал цикадам,
И звездам, и деревьям власть
Над кухнею и садом.
Не тени — балки месяц клал,
А то бывал в отлучке,
И тихо, тихо ночь текла
Трусцой, от тучки к тучке.

Скорей со сна, чем с крыш; скорей
Забывчивый, чем робкий,
Топтался дождик у дверей,
И пахло винной пробкой.

Так пахла пыль, так пах бурьян.
И, если разобраться,
Так пахли прописи дворян
О равенстве и братстве.

2 ВЕДУЩИЙ. Впечатление было таким сильным, что вызвало решение, не откладывая, профессионально учиться музыкальной композиции. Одновременно с гимназией он прошел предметы композиторского факультета консерватории.

1 ВЕДУЩИЙ. Ему прочили стезю музыканта, его композиторские опыты одобрял сам Скрябин, которого он боготворил. Однако композитором он не стал, пронеся сквозь всю жизнь любовь к музыке, мелодичность поэзии, саму музыку в стихе.

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны. — И птиц из породы люблю я,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые черные крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут,
Рулады в крикливом, искривленном горле.

2 ВЕДУЩИЙ. Как прошло расставание с мечтой стать композитором поэт рассказал в автобиографической повести «Охранная грамота».

ЧТЕЦ Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Под влиянием обожания, которое я питал к нему, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. Меня прочили в музыканты, мне все прощали ради музыки. И, несмотря на это, я оставил музыку.

Я ее оставил, когда был вправе ликовать и все кругом меня поздравляли. Но никто не знал о тайной беде моей, и скажи я о ней, никто бы мне не поверил. Я едва играл на рояле и даже ноты разбирал почти по складам. Все это, а также отсутствие абсолютного слуха превращали подарок природы в предмет постоянной муки, которой я в конце концов не вынес.

1 ВЕДУЩИЙ. В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало.
И повторял ее имен
Инициалы …

2 ВЕДУЩИЙ. В 1912 г. Б. Пастернак на 3 летних месяца поехал в Марбургский университет, тогдашний центр философской мысли, где преподавали такие светила, как Наторп, Коген, Гартман.

1 ВЕДУЩИЙ. Город поразил его своим великолепием. «С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь, — писал Пастернак. — Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне… Если бы это был только город! А то какая-то средневековая сказка!»

2 ВЕДУЩИЙ. Здесь же, в Марбурге, Пастернак встречает свою первую любовь. Он знакомится с дочерью чаеторговца Идой Высоцкой и делает ей предложение. Девушка отвечает отказом. Это событие запечатлено в вершине любовной лирики поэта, стихотворении «Марбург», который бормотали на улицах студенты, сокурсники, провожая ее домой уже в конце 20-х годов из института.

Я вздрагивал. Я загорался и гас,

Я трясся: я сделал сейчас предложенье, —
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез: я святого блаженней!

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значеньи своем подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб
Был смугл, и на небо глядел исподлобья
Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.

Но как бы то ни было, я избегал
Их взглядов. Я не замечал их приветствий.
Я знать ничего не хотел из богатств.
Я вон вырывался, чтоб не разреветься…

Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность
(Как ты хороша!) — этот вихрь духоты…
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут…

1 ВЕДУЩИЙ. В университете Борис занимается с таким успехом, что ему даже предлагают через год вернуться в Марбург для защиты докторской диссертации. Занятия философией отразятся и в поэзии. Целый цикл Пастернак так и назовет «Занятье философией», а открывать его будет стихотворение «Определение поэзии».

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и флейт — Фигаро
Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.

2 ВЕДУЩИЙ. Но философия не станет судьбой. Серьезно и глубоко занимаясь философией, Пастернак в то же время тяготился академической узостью. После поездки в Марбург он решает бросить философию и всецело посвятить себя поэзии.

1 ВЕДУЩИЙ. Весной 1913 г. Пастернак блестяще закончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клин колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И, чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

2 ВЕДУЩИЙ. Ранняя лирика Пастернака переполнена преклонением перед природой, в которой есть душа, любовь и язык. Поэт прислушивается к ее голосам и фиксирует их. Его стихи «срываются» и «обрушиваются», и надо или отойти в сторону от этого потока, или выдержать его, не захлебнувшись.

1 ВЕДУЩИЙ. Существовала какая-то таинственная, глубинная связь между обликом, психическим складом этого человека и характером его стихов. С первых шагов в поэзии он обнаружил особый почерк, особый строй средств и приемов. К стихам Пастернака надо было привыкать, надо было в них вживаться.

2 ВЕДУЩИЙ. Сам Б. Пастернак писал: Стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания является личность. Старая личность разрушается, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима.

Иль я не знаю, что, в потемки тычась,
Вовек не вышла б к свету темнота,
И я урод, и счастье сотен тысяч
Не ближе мне пустого счастья ста?

И разве я не мерюсь пятилеткой,
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с моей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?

Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:

Она опасна, если не пуста.

1 ВЕДУЩИЙ. С 1914 Пастернак примыкает к содружеству футуристов «Центрифуга», близко знакомится с Маяковским.

2 ВЕДУЩИЙ. В 20-е годы он полностью отдается поэтическому творчеству. Выходит его сборник «Поверх барьеров», в котором он стремится встать «поверх» войны, «поверх» революции, «поверх» борьбы классов в стране и искусстве.

1 ВЕДУЩИЙ. На войну 1914 года он ответил призывом к гуманности, к сочувствию, желанием избавиться от «дурного сна» или, вернее, заснуть накрепко, закрыть глаза перед страшным ликом жизни, уйти в любовные переживания.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1921 году родители Пастернака и его сестры покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с М. Цветаевой. В 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя – жизнь».

1 ВЕДУЩИЙ. И в том же году он женится на художнице Евгении Лурье

Песня « Никого не будет в доме» (исполняется под видеофонограмму)

1 ВЕДУЩИЙ. Семейная жизнь складывалась непросто. «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта», - позже напишет в своих воспоминаниях их сын Евгений. К тому же оба были «людьми искусства».

2 ВЕДУЩИЙ. Евгения Владимировна была талантливой портретисткой и нуждалась в освобожденном быте. Обустройством семейного очага больше приходилось заниматься поэту. Их совместная жизнь была полна ссор и раздоров. В разговорах постоянно мелькает тема развода. Евгения Владимировна мечтает о «лучшей доле».

Ты так играла эту роль!

Я забывал, что сам – суфлер!

Что будешь петь и во второй,

Кто б первой ни совлек.

Вдоль облаков шла лодка. Вдоль

Лугами кошеных кормов.

Ты так играла эту роль,

Как лепет шлюз – кормой!

И, низко рея на руле

Касаткой об одном крыле,

Ты так! – ты лучше всех ролей

Играла эту роль!

1 ВЕДУЩИЙ. На конец 20-х – начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Издаются его книги, а критики с удовольствием размещают в прессе положительные отзывы. Правда, поэту приходилось читать нарекания за некоторую вычурность.

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

2 ВЕДУЩИЙ. Пастернак принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР. Его большой однотомник с 1933 по 1936 годы ежегодно переиздается. Познакомившись с Зинаидой Нейгауз, в то время женой пианиста Нейгауза, вместе с ней в 1931 году совершает поездку в Грузию, где знакомится с грузинскими поэтами и их творчеством.

1 ВЕДУЩИЙ. А в 1932 году, прервав первый брак, женится на Зинаиде Нейгауз, уведя ее от своего друга. Став новой музой поэта, она появилась как раз тогда, когда поэту нужен был упорядоченный образ жизни, домашний уют, порядок. Актер Василий Ливанов в своей книге «Невыдуманный Борис Пастернак» описывал Зинаиду как женщину редкой душевной чистоты и стойкости, «чтобы осознавая исключительный поэтический дар Пастернака, нести тяжелый крест ничем не запятнанной любви к Борису Леонидовичу».

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это – не большая хитрость.

2 ВЕДУЩИЙ. А между тем надвигалась вторая половина 30-ых годов. Страну накрыла волна политических репрессий. Выступая в 1934 году на Всесоюзном съезде советских писателей, Пастернак при зывал: «Не жертвуйте лицом ради положения». Над его головой стали сгущаться тучи, поэту дали понять, что ему не избежать ареста.

1 ВЕДУЩИЙ. С 1936 года поэт поселяется в подмосковном поселке Переделкино. С середины 30-ых годов и до конца жизни одним из главных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит трагедии Шекспира, Шиллера, «Фауста» Гете и многое другое, стремясь при этом не к передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира». Эти переводы были не только источником заработка, но давали ему нравственную опору в жизни.

Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси,
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И не отвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить — не поле перейти.

2 ВЕДУЩИЙ. Одновременно он переводил и грузинских поэтов. И так вышло, что переводы эти дошли до Ста лина и, более того, очень ему понравились. Есть воспоминания свидетелей о поведении Стали на, когда ему доложили, что готовится арест Пастернака. Вождь внезапно вслух произнес гру зинские стихи в переводе Пастернака:

1 ВЕДУЩИЙ.

Цвет небесный, синий цвет,

Полюбил я с малых лет,

С детства он мне означал

Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам…

1 ВЕДУЩИЙ. В начале сороковых годов после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вошли в книгу «На ранних поездах». В начале Великой отечественной войны Пастернак добивался разрешения уйти на фронт, но был с семьей эвакуирован в г. Чистополь на Каме, где в ту пору жили другие писатели.

2 ВЕДУЩИЙ. В 1943 совершил поездку на фронт, результатом чего явились очерки «В армии», а стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Победитель» вошли в книгу «На ранних поездах», в которой предстает образ автора как гуманиста и патриота.

И вот пришло заветное мгновенье:

Он разорвал осадное кольцо.

И целый мир, столпившись в отдаленьи,

В восторге смотрит на его лицо.

Как он велик! Какой бессмертный жребий!

Как входит в цепь легенд его звено!

Все, что возможно на земле и в небе,

Им вынесено и совершено.

1 ВЕДУЩИЙ. Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Но радостные предвестия свободы оказались ложными, и в их свете Пастернак начал писать роман Доктор Живаго — свое последнее, любимое и трудное дитя. Над этой книгой он работал более 10 лет, она бы ла завершена в 1956 году, получив окончательное название «Доктор Живаго».

Собственно, это первая настоящая моя работа. В ней я хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса и Достоевского, — эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…

2 ВЕДУЩИЙ. Роман стал почти автобиографическим. Поэт давно чувствовал, что ему чего-то не хватает. Он долго вынашивал идею большого романа, но никак не мог приступить к воплощению своего замысла. Справиться с нерешительностью ему помогло «пробуждение резкого и счастливого личного отпечатка».

1 ВЕДУЩИЙ. В 1946 году в редакции журнала «Новый мир» он познакомился с Ольгой Ивинской, заведующей отделом начинающих литераторов. Ей было 33 года. За ее плечами - нелегкий жизненный опыт. Впрочем, жизненные невзгоды никак не отразились на ее внешности. Ольга была необычайно хороша - нежная, женственная, с огромными глазами и золотистыми волосами.

2 ВЕДУЩИЙ. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.

Песня «Свеча горела» (исполняется под фортепиано). Гиперссылка с 27 слайда: видео «Свеча»

1 ВЕДУЩИЙ. Однажды вечером Ольгу Ивинскую увезли на Лубянку. Пастернак был уверен: Ольгу посадили из-за него - «чтобы на мучительных допросах под угрозами добиться достаточных оснований для судебного преследования». «Ее геройству и выдержке я обязан тем, что в те годы меня не трогали», - был убежден поэт. Ивинскую приговорили к пяти годам лагерей. У Пастернака случился инфаркт.

2 ВЕДУЩИЙ. Однако история на этом не закончилась… Во время разлуки Пастернак писал Ивинской письма и посвящал стихи. После возвращения из лагеря она была по-прежнему неотразима. Любовь вспыхнула с новой силой. Ивинская взяла в свои руки издательские дела поэта и переехала жить поближе к писателю, сняв комнату в Переделкине. Поэт в буквальном смысле дневал и ночевал у нее. Он даже «узаконил» их отношения, сказав Зинаиде Николаевне, что теперь будет жить там, где захочет. Но из семьи не ушел и от налаженного быта не отказался.

Не плачь, не морщь опухших губ,

Не собирай их в складки.

Разбередишь присохший струп

Весенней лихорадки.

Пройдут года, ты вступишь в брак,

Забудешь неустройства.

Быть женщиной – великий шаг,

Сводить с ума — геройство.

Но как не сковывает ночь

Меня кольцом тоскливым,

Сильней на свете тяга прочь

И манит страсть к разрывам.

1 ВЕДУЩИЙ. Работа над романом, которую Пастернак рассчитывал закончить за 2-3 года, растянулась на целое десятилетие. Тем не менее «Доктор Живаго» был закончен и разослан в редакции. Однако его издание затянулось еще больше, более чем на 30-летие. В Советском Союзе никто не решался напечатать его. В 1956 г. Пастернак дал согласие на публикацию романа в Италии.

2 ВЕДУЩИЙ. Выход итальянского перевода остановить было невозможно. И роман, запрещенный на Родине более чем на 30 лет, выходит в Италии в 1957 г. За этим последовали зарубежные и русские издания и переводы практически на все языки мира. Пастернак становится знаменитым на весь мир.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

1 ВЕДУЩИЙ. Победа оказалась равной поражению. В 1958 г. стало известно о присвоении Пастернаку Нобелевской премии «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Это было мировое признание, но….

2 ВЕДУЩИЙ. Разразился скандал на политической основе. Поэта вызвали к Генеральному прокурору и предъявили обвинение по статье «Измена Родине». На общем собрании Союза писателей был поставлен вопрос об исключении Пастернака из Союза писателей и лишении его советского гражданства.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно,
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

1 ВЕДУЩИЙ. Ответивший первоначально благодарностью за заслуженную им награду, Пастернак через неделю травли и угроз был вынужден отказаться от премии.

2 ВЕДУЩИЙ. Телеграмма: Стокгольм. В шведскую академию. «В связи со значением, которое придает награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного отличия. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ…» Б. Пастернак»

1 ВЕДУЩИЙ. После отказа Пастернака международный скандал утихает, но страсти переходят на бытовой уровень. Гонорары за переводы не выплачиваются, договоры расторгаются, спектакли по переводам Пастернака сняты из репертуаров театров. Жить не на что.

2 ВЕДУЩИЙ. Но газеты пишут, что Пастернак получил миллионы за изданный в Европе роман. На самом деле он занимает на жизнь. Тем временем, юридическая коллегия по иностранным делам сообщает Пастернаку, что у него на счетах в Швейцарии и Норвегии большая сумма денег.

1 ВЕДУЩИЙ. Пастернак просит ЦК о получении некоторой суммы с обязательством передать часть денег в помощь престарелым писателям. В ответ от Пастернака требуют отказаться от всех гонораров, но перевести их полностью в Москву и передать в официальный комитет защиты мира.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

1 ВЕДУЩИЙ. Нелегкая действительность существования не нарушала поддерживаемый всеми силами ритм работы Пастернака. Новые стихи, которые он начал писать, составили его последнюю книгу «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия он начинает писать пьесу о России времен крепостного права. Название пьесы «Слепая красавица» — символ исторического образа России.

2 ВЕДУЩИЙ. С начала 1960 года Пастернак стал чувствовать себя хуже. Он отчетливо осознавал неизлечимость своей болезни. 30 мая 1960 года Б. Пастернака не стало.

1 ВЕДУЩИЙ. С тех пор прошло много лет. Издан, наконец, «Доктор Живаго», печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много говорят и пишут. Все это заставляет с горькой радостью вспомнить слова, сказанные Пастернаком за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

2 ВЕДУЩИЙ. Все, кто знал Пастернака, помнят особенный – густой, гудящий звук его голоса, его раскатистые протяжные старомосковские «а», «о», «у», ошеломляющие пылкие его повествования, в которых штрихи и блестки наблюдений, внезапных мыслей, кипя и вспыхивая, расходились вширь еле уловимыми, невероятными кругами и эллипсами.

1 ВЕДУЩИЙ. Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе ХХ века.

Песня «Поэты не рождаются случайно» (исполняется под фонограмму). Гиперссылка с 37 слайда: видео «Поэты»

Заключительное слово учителя. Наше выступление мне хотелось бы закончить словами известного критика, исследователя творчества поэта Льва Озерова: «Наследие Б. Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры нашего века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью… и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия».

mob_info