Глубокий духовный мир. Духовный мир личности. Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности

Духовный мир человека - это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей - идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо­жественных произведений. Духовно-практическая деятельность свя­зана с сохранением, воспроизведением и распространением со­зданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство. В отличие от материального произ­водства, создающего материальные предметы, духовное произ­водство направлено на достижение результатов умственной дея­тельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время резуль­таты духовного производства часто преобразуются в объекты ма­териального мира (например, создание на основе научных иссле­дований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные га­лереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем но­вые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.



Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исче­зают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­жание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные за­просы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой - эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то - в кино.

Исследования показали, что уровень образования и обшей куль­туры человека, непосредственно влияет на потребление им духов­ных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образо­вания, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­ство проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого по­тенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека - мировоззре­ние - совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде­ляющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить - все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфичес­кие проблемы, особые способы их решения, определенную сис­тему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоз­зрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня зна­ний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечива­ющим целостность общества. Посредством мировоззрения обще­ственное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме класси­фикации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов миро­воззрения - обыденное, мифологическое, религиозное, философ-скос, научное.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной прак­тической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение скла­дывается стихийно, основываясь па непосредственном жизнен­ном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что

оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное мировоз­зрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества. Миф - это сказание, которое сим­волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веровании.Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобыт­ные люди, не имея возможности объяснить многие явления при­роды, изображали мир населенным фантастическими существа­ми, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержа­лись предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколе­ния в поколение, обрастало новыми подробностями как вымыш­ленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней фор­мой духовной культуры человечества, объединяющей в себе за­чатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обосо­бились и получили самостоятельное существование. Мифологи­ческое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяс­нения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, доб­рых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение - это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Биб­лия в христианстве. Коран в исламе и т.д. В религиозных постула­тах уже содержатся взгляды па мир, его происхождение, на пред­назначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связыва­ется спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас - их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вы­теснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рацио­нальное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограни­ченность обыденного сознания. Появление философского миро­воззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяс­нить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философское ми­ровоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рас­сматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение - это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем раз­витии опиралось па достижения науки. Оно включает в себя науч­ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечело­веческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же на­учное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружа­ющей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и не­значительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож­но назвать духовным, а какого - нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак­тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате­риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по обществознанию

Духовный мир человека

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому к себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект (вы уже знаете, что это значит) этого строительства, прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь речь пойдет об отдельной области жизни - внутреннем, духовном мире человека.

Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход. Обратимся к нему.

Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитывали в себя познавательный опыт древнего человека.

Мифология была населена не только благородными богами и героями. Было и злое начало: здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которой разошлись по миру беды, болезни, страдания. Эта извечная борьба добра и зла также неотъемлема от духовного мира человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так Платон сравнивал тело с кораблем, а душу - с кормчим корабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело-конь, которым управляет всадник-душа. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое. Эта же идея высказывалась и в древнеиндийской философии.

Много позже, в новоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух». Английский философ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» - это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума, замечает философ, бывают разные: склонность к нравственной нечистоплотности мы называем нечистым духом, склонность к злобе - злым духом, склонность к угрюмости - мрачным духом; печаль, вызванная мнением о недостатке своих сил, называется упадком духа, а храбрость - это величие духа. Немецкий философ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостность мышления, деятельности, чувства. Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высокоразвита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание. И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен. Основа духовной жизни - сознание.

Сознание - высшая способность личности

Сознание является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание регулирует действие так, чтобы оно определенным образом изменяло положение вещей в окружающей обстановке, чтобы личность могла решить жизненную задачу.

Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том. Что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и вглубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то. Как она стремится выразить его. Воплотить свои цели и намерения в жизнь. Кроме способности целеполагания, которую глубоко осмыслили философы, сознание личности имеет и притязания. Ученые разработали теорию соотношения притязаний и достижений личности. Притязания выражают потребности. Мотивы личности, а также ее представление о себе: на что она способна, на что ориентирована, чего может добиться или заслужить и т.д.

При опросе старшеклассников о характере их будущей профессии одни опирались в ответах на критерии престижности, другие - на возможность помогать людям, а в притязаниях третьих был заложен критерий трудности данной профессии. В притязаниях взрослой личности уже видна ее ориентация либо на самое себя, свои силы, либо на внешнюю помощь, поддержку, успех, славу. В притязаниях присутствует и такая составляющая, как самооценка. Заниженная самооценка ведет к пассивности, неуверенности, слабо выраженной индивидуальности, низкой мотивации достижений. Но завышенная самооценка отнюдь не всегда означает высокую активность, оптимальные возможности. Такой человек в своих притязаниях переоценивает свои реальные возможности, а потому включается в деятельность с определенным грузом противоречий. Человека с низкой самооценкой ожидает неуспех, неудача, поэтому он становится зависимым от поддержки и контроля окружающих, от их оценки. И, как это ни парадоксально, человек с завышенными притязаниями, будучи самоуверенным, часто также оказывается зависимым от социального одобрения, успеха, поскольку не достигает желаемого своими силами.

В настоящее время представление об этом важнейшем механизме разработано более детально: понятие достижений заменено понятием удовлетворенности, а между притязаниями и удовлетворенностью выявлен механизм саморегуляции. Это позволяет проследить, как личность в своих притязаниях не только предвидит свои достижения, но и выдвигает (или не выдвигает) требования к самой себе, к способу получения результата, к способу деятельности. При одних притязаниях личность ориентируется на легкий успех, а потому демобилизуется в процессе деятельности, снижает самоконтроль, ослабляет саморегуляцию, действует в полсилы. При других, напротив, мобилизуются все силы, самоконтроль повышается, включается саморегуляция.

Удовлетворенность, так же как и притязания, предполагает осознанные оценки, критерии, при которых личность удовлетворена своим результатом (или не удовлетворена, даже если имеет социальный успех), и эмоциональные переживания. Последние повышают дальнейшую активность личности, ее уверенность в себе. Часто для человека в очень трудной ситуации важно не только достижение результата, но и то, что он преодолел трудности, сделал все, что мог, сохранил свое лицо. Удовлетворенность позволяет оценить, как были достигнуты результаты, стоил ли определенный результат слишком больших усилий, затраченных в процессе саморегуляции, или напротив, он достигнут слишком легко. А из этого анализа делаются выводы на будущее, формулируются к дальнейшей деятельности. Механизм, включающий типичный для каждой личности комплекс притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, и есть механизм активности. Активность часто отождествляется с деятельностью. На самом деле активность отвечает более жизненной потребности, чем деятельность, - потребности в деятельности, тогда как деятельность, по общему признанию, отвечает потребности в каком-либо предмете. Одна и та же по своему социальному и профессиональному содержанию деятельность может осуществляться активно или пассивно, инициативно, добровольно, с интересом или вынужденно.

Существуют две основные формы активности личности, которые раскрывают ее особенности как субъекта деятельности, общения и жизни в целом. Это инициатива и ответственность. Психологические исследования обнаружили, что у разных типов личности инициатива имеет разные характеристики. Например, среди старшеклассников один тип инициативен только когда становится лидером, другой - только когда внутренне или реально состязается с кем-нибудь, третий - только когда ему самому что-то покажется интересным. В целом инициатива характеризует самостоятельную личность, но в первых двух случаях ориентированную на других, а в последнем - на себя. Характер ответственности, так же как и характер инициативы, зависит от типа личности: один тип - исполнитель, который непосредственно выполняет лишь внешние требования; другой тип - личность, обладающая глубоким чувством внутреннего долга, которая исполняет его по своей воле и желанию, когда от нее ни группа, ни общество ничего не требуют; третий тип, как правило, инициативный, но возлагающий ответственность за выполнение своих инициатив на других и т.д.

Ответственность - наиболее важная характеристика личности как субъекта деятельности. В ней, как и в притязаниях, всегда присутствует определенное предвосхищение результата, за достижение которого личность

И возлагает на себя ответственность. Гарантируя его достижение своими силами, она берет на себя свою задачу деятельности весь ее контур, внутри которого анна может действовать свободно, творчески, на свой страх и риск. Однако ответственность гарантирует не любой результат, а определенного качества и в определенный срок. Вся личностная проблема ответственности заключается в том, что она дает гарантию достижения результата при любых непредвиденных трудностях. Гарантия, ответственность личности состоит не в том, чтобы сделать необходимое дело, а в том, чтобы выполнить его на необходимом высоком уровне, в срок и преодолеть неизбежные в нашем обществе трудности, возникающие по ходу деятельности.

Активность и сознание личности есть ее качества и как субъекта деятельности - это не только труд, необходимый для зарабатывания средств существования. Это и ее жизненные начинания, которые она не только реализует сама, но, доказывая их важность, пробивает, отстаивает, добиваясь признания их социальной важности.

Микрокосм человека

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека микрокосмом - в отличие от «большого мира» - «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, другой общие иногда для всего человечества, иногда для этнической лил возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека?

Начнем с духовной потребностью. Это, прежде всего потребности в знаниях о мире, о себе, смысле и значении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект.

Что такое интеллект? Слово это латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок», и означает способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имеется. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Отмечают также, что интеллект - это способность имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

В деятельности человека очень важна культура интеллектуального труда, которая позволяет ему осознать свои собственные познавательные возможности, дает умение получить необходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности. Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуации и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной цвет, выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные маяки. Эти маяки не являются продуктом деятельности лишь того человека, который носит их в себе; как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, разве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлежность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и уважение к другим народам? Безусловной ценностью для личности является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационого развития, профессиональными знаниями, позволяющими человеку занять свое место в сложившейся системе разделения труда. Поэтому можно согласиться с философами, которые считают, что ценность - это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Совокупность ряда лучших, можно сказать, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. - понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию. Вот как характеризовал интеллигентность современный мыслитель А. Лосев: «Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг». Интеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное». Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями: одному знания нужны, чтобы создать средство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому - чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации самому возможность его существования на Земле.

Личность реальная

Исследования реальной личности успешно осуществлялись в России в 20-х годах. Изучалась личность ребенка, растущего в определенной семье, имеющей определенный материальный и культурный уровень, характер взаимоотношений, обучающегося в определенной школе и т. д. однако вскоре эти исследования были запрещены, развитие ребенка стало объясняться с помощью умозрительных схем или отдельных частных наблюдений. Взрослая личность и сама проблема личности на много лет исчезли из поля зрения психологов, а когда вновь появились на сцене психологической науки, то предстали в виде идеала советского человека, который может все, а потому все должен. Современная отечественная психологическая наука в отличие от психологии недавней эпохи, когда идеал советского человека выдавался за сущность личности, направлена на исследование реальной личности. Изучая реальную личность, формирующуюся в ту или иную эпоху в конкретном обществе, психология и теоретически, и практически раскрывает механизмы и способы жизнедеятельности людей, которые в одних случаях оказываются личностно-незрелыми, пассивными, живущими приземленной, обыденной, бездуховной жизнью, а в других - интересными, плодотворно живущими, гуманными. Духовность и культура могут вырасти только на фундаменте личностно-полноценного человека. К сожалению, следует признать, что многие реалии нашей жизни не способствуют формированию духовной личности. Так, долгое время считалось, что наличие у ребенка матери - залог его полноценного развития. Однако последние исследования показали, что работающие, уставшие матери или родители, не придающие значения общению с ребенком, окружающие его только материальными заботами, не могут дать той любви, которая ему необходима. А следствием этого дефицита является агрессивность, умственная неполноценность, инфантилизм, а, следовательно, и бездуховность. Исчезновение московских дворов, о которых пел Б. Окуджава, привело к тому, что из образа жизни подростков этих дворов ушли игры, которые воспитывали самые разнообразные качества личности: инициативу и способность подчиняться дисциплине (правилам игры), способность действовать сообща и т.д. Погружение в виртуальный мир компьютера, как показывают исследования, зачастую тормозит развитие самостоятельности, чувства реальности.

Нередки случаи, когда к серьезным нарушениям в развитии личности ведут неправильные отношения между учителем и учеником. Особенно часто такая ситуация складывается в младших классах. Представьте себе, в школу приходит наивный, готовый любить нового взрослого, открытый, доверчивый ребенок и наталкивается на равнодушие взрослого. Ребенок замыкается, между ним и взрослым образуется барьер. Не секрет, что многие школьные характеристики ограничиваются фразами типа «вертится на уроках», «любит отвечать у доски» и т.д. Если взрослые видят только поведенческие, педагогически негативные особенности ребенка, то между ними образуется двойная блокада - взрослого раздражает бессилие его педагогики, ребенок прибегает к демонстративному, вызывающему поведению.

Ученые доказали что одного развития интеллекта, ума, на которое сегодня ориентированы подростки, далеко недостаточно для формирования нравственно полноценной личности. Скорее наоборот, именно глубина нравственного переживания содействует интеллектуальному прогрессу. выявлен тип детей, которые, находясь в конфликтной, насыщенной противоречиями семье, будучи интеллектуально развиты, холодно и рассудочно обсуждали нравственные проблемы, тогда как другой тип, с гораздо менее развитым интеллектом, всей душой, всеми чувствами переживая нравственные проблемы, становился зрелым и личностно, и интеллектуально.

Социальное мышление

Ставя перед учеными-психологами вопрос: «Чем наука может помочь человеку?» - Л.С. Рубинштейн, российский философ и психолог, отвечал: «Прежде всего, укрепить его духовно».

В настоящее время обесценились слова, обесценились многие понятия и идеалы, поэтому, как это ни парадоксально, укрепление духовности приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции. К сожалению, исследования обнаруживают в современном сознании некоторую рудиментарную форму коллективизма, сохранившееся в подсознании социальное сравнение. Это сравнение выглядит таким образом: «Я не лгу, а все кругом лгут», «Я не ворую, а все кругом воруют». Достоинства оцениваются не самим по себе, они доказываются только сравнением, которое доставляет удовлетворение тем, что у других этого нет, - своеобразное утверждение через отрицание, утверждение преимуществ «Я» через сравнение с другими, причем отрицательное. Это очень недалеко от того распространенного чувства коллективизма, которое недавно вело к покупке такого же дивана, как у соседа. Самостоятельность укрепляется собственными достижениями, собственными решениями, собственным моральным выбором и как психологическое качества удивительна тем, что укрепляет себя сама. Точно определенные притязания, дифференциация зависящего и независящего от собственных усилий, определение контура своей ответственности дают человеку, когда он начинает действовать, чувство свободы, способность определять события, а отсюда и самое главное - чувство уверенности в том, что живешь и делаешь верно. В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни это ощущение - важнейшая ценность личности.

Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции.

Хотя интеллектуальное развитие не ведет за собой автоматически нравственное, но работа сознания, осмысление действительности непосредственно связаны с отношением личности к жизни. Сознание, выявляющее смысл жизни, отношений, особенности поступков людей, есть особое социальное мышление.

В психологии детально исследованы механизмы и особенности мышления. Изучалось, как человек решает те или иные математические, физические задачи - стандартные или оригинальные, выявлялись интеллектуальные способности, их уровень. Но никогда не ставился вопрос о потребности в таком социальном мышлении, о том, насколько личность привыкла думать и обдумывать жизненно важные вещи.

Социальное мышление - это мышление реальной личности, связанное с ее жизненной позицией, ценностями, оценками. В нашем обществе постоянно уповали на сознание и сознательность людей. Но как развивается сознание, почему оно оказывается консервативным или прогрессивным, никогда по-настоящему не выявлялось, не исследовалось. Между тем самые первые исследования социального мышления показали, что люди могут читать, говорить о социальных проблемах своей личной жизни, но…не собираются их решать. Люди, привыкшие к тому, что в социуме все определено - и строй, и правила, и момент наступления коммунизма, оказались не в состоянии понять происходящее. А между тем для обеспечения самостоятельной жизненной позиции необходимо уметь осмыслять свои возможности и ограничения, причины поступков других людей, строить планы на будущее, сверяясь с социальной реальностью. Социальное мышление не только объясняет проблемы реальности, но и оценивает их относительно данной личности, поэтому способная к такому мышлению личность уже не живет чужим умом и социальными сравнениями с другими. Развитое социальное мышление - это привычка работать с проблемами, а не уходить от них; оно приучает личность жить и действовать в противоречивом изменчивом мире. Нравственные ценности стары как мир, но, для того чтобы реализовывать их в сверхсложном мире, недостаточно их чувствовать, необходимо понимать, как их отстаивать в мире господства денег, силы и несправедливости. Поэтому духовность личности - это не только ее способность подняться до уровня вечных истин и вечных ценностей. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.

Подобные документы

    Понятие и направления формирования духовной культуры как сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Особенности исследования ее формы и содержания, классификация и типы, значение в обществе.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Духовный мир личности. Взгляды человека на мир, на свое место в мире. Право человека на духовную свободу. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Смысл и значимость права человека на свободу убеждений, мысли, слова и совести.

    презентация , добавлен 02.09.2011

    Характеристика и общие понятия о потребностях, интересах и ценностях. Социализация потребностей человека. Диалектика объективного и субъективного в интересе. Интересы, ценности и формы духовной жизни общества. Способы интеграции человеческих ценностей.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Что такое духовный мир личности. Сущность и основа духовной жизни человека: вера, чувства, потребности, способности, стремления, цели. Интеграция в современную духовную культуру общества. Духовность как стремление преодолеть себя в своем сознании.

    реферат , добавлен 28.08.2009

    Проблема формирования личности. Понятия "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность". Биологическое и социальное в человеке. Теории развития личности. Основные факторы и стадии формирования личности человека. Социологическое понятие личности.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2012

    Потребности как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Книги как источник информации для совершенствования себя. Духовный мир личности.

    презентация , добавлен 01.11.2013

    Личность и концепции её понимания. Типология и социализация личности. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции. Выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений.

    презентация , добавлен 27.05.2015

    Человек и общество. Современные представления о происхождении человека. Понятие индивидуальности и личности. Многообразие деятельности человека. Соотношение деятельности и общения. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный статус личности.

  • 1. Духовная деятельность. Рассматривается в соответствии с трактовкой в философской литературе как основа духовной жизни общества, которая включает в себя духовные потребности людей, духовное производство, духовные ценности, духовное потребление. Результатом этой деятельности являются определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения.
  • 2. Духовный мир личности. Будучи тесно связанным с духовной жизнью общества, это понятие характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе. Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.
  • 3. Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир человека?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. мировоззрение философский человек диалектика

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 29. Там же, с. 10. Там же, с. 10. их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность - это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Это могут быть художественные и музыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, предметы быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т. д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потребность в культурном быте, гигиенические потребности и др.

К духовным потребностям относят: познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интересы могут быть личными, общественными, познавательными, эстетическими и пр.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эстетическим. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования - это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал - это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.

Большую роль в духовной жизни личности играют моральные и эстетические чувства, на основе которых у человека возникают переживания чести и совести, любви и дружбы, привязанности и благодарности, долга и ответственности, восхищения прекрасным и возвышенным, отвращения к низменному и безобразному.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоническое сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.

Духовный мир человека нельзя увидеть, услышать, объять. Для многих он ирреален и реален одновременно. Разные религии и философские течения предлагают свои видения этого понятия. В христианской антропологии духовности тоже отведено важнейшее место. Дух — неотъемлемая часть человека.

Духовный мир человека — что это?

Есть даже такое краткое объяснение: духовный мир — это то, что делает человека личностью.

Каждый из нас уникален, не похож на другого не только разрезом глаз или родинкой на правой щеке, а и своими мыслями, взглядами на жизнь, поведением в различных ситуациях, вкусами.

Все это дает нам возможность судить о составляющих духовного мира, к которым обычно причисляют веру, волю, взгляды, убеждения, восприятие, чувства, ценности, цели, стремления, память и т. д.

Невозможно говорить о степени развития этих категорий, но все же субъективно мы выделяем людей с богатым духовным — внутренним — миром.

Также мы широко оперируем понятием «мировоззрение» — человеческим взглядом на мир. Это все тоже очень индивидуально, оно поддается изменению, «расширению кругозора».

Духовный мир человека и религия

Какую бы религию мы не взяли, в ней будет свое понимание духовного мира человека.

Откройте Библию или Коран — и вы прочитаете о сотворении человека и даровании духа жизни, посмотрите на буддизм с его духовными практиками или иудаизм, мистическое учение Каббалы с представлением о пяти духовных мирах, — все так или иначе обращаются к этому понятию.

В христианской антропологии выработано свое представление. Человек трехчастен. Он состоит из тела, души и духа.
Тело — это то внешнее, на что мы обращаем внимание в первую очередь.

Душу иногда отождествляют с духом. Но на самом деле она выступает посредником между двумя другими частями.
Дух — это нетварная субстанция. Это как раз то, что не увидишь и не услышишь. То, что бессмертно. То, что наиболее связано с Творцом. То, без чего человек не может быть целостностью. То, что влияет на наши мысли, взгляды, поступки.

Грустно из-за того, что современный суетливый человек заботится в первую очередь о еде и одежде, не понимая, что это только его часть. Поэтому надо не забывать питать и дух, духовный мир человека .

mob_info