Исторические личности, заключившие договор с дьяволом (13 фото). Урбан Грандье: договор с дьяволом

VII. Луденские одержимые. Урбен Грандье. 1632 - 1634


В своих «Memoires d"Etat», известных только по выдержкам, уничтоженных благоразумно ввиду их чрезмерной назидательности, отец Жозеф указывал, что ему посчастливилось открыть в 1633 г. ересь, страшно распространенную, в которой участвовало бесконечное число исповедников и духовных отцов. Капуцины, этот удивительный легион церковных стражников, эти верные псы святого стада, выследили, и притом не в пустыне, а во Франции, в самом центре, в Шартре, в Пикардии, повсюду, опасную дичь, испанских aluirmrados (иллюминатов, или квиетистов), спасшихся от преследований на родине у нас и отравлявших женский мир, в особенности же женские монастыри, сладким ядом, впоследствии окрещенным именем Молипоса.

Странно было то, что тайна обнаружилась так поздно. При ее распространенности было нелегко ее скрыть. Капуцины клялись, что в одной Пикардии (где девушки слабы, а кровь горячее, чем на юге) этим безумием мистической любви страдало 60 000 человек. Включали ли они сюда только духовенство, исповедников и духовников? Нужно думать, что к официальным духовникам присоединилось значительное число мирян, горевших тем же рвением спасения женских душ. В их числе находился и обнаруживший потом столько таланта и смелости автор «Духовных наслаждений» Демаре де Сен-Сорлен.


французская миниатюра XVI века "Семь смертных грехов"

В начале XVII века во Франции был достаточно громкий процесс священника Урбена Грандье и его бесноватых монашек.
Дело было конечно сфабриковано, священника сожгли, монашек разослали по дальним обителям, но достаточно долго город Луден жил на деньги "туристов", которые приезжали с разных концов страны смотреть на "выступления" одержимых монахинь. Их выходки демонстрировались почти как как современные риалти-шоу. Чтобы подвести Урбена Грандье под "высшую меру", в инквизиционной канцелярии составили "подлинный" документ - ни много ни мало - договор Грандье с самим Люцифером (кстати, за подписью обеих сторон". Требования там выдвинуты "продающей душу" стороной, то есть священником - прямо-таки грандиозные. При том, что взамен предлагалась полнейшая чепуха. Полный текст под "морем", он довольно любопытный. Люцифера искренне жаль - пятьдесят лет служить чертиком из коробочки на побегушках, быть справочным бюро, золотым запасом, нянькой, телохранителем, доктором и шутом, а на вопрос "чего изволите-с?", слышать в приказном тоне: Всего. И желательно побольше. Фауст по сравнению с этим типом тихий бессребреник и душка. Не говоря уж о старухе из сказки о Золотой Рыбке. Немудрено, что чёрт почесал лысину и сказал тихонько: Знаешь, патер.. А иди-ка ты со своей душой... Подальше.
Договор был подписан, но условия так и не были соблюдены. Бедняга Урбен конечно к этой филькиной грамоте отношения не имел, но какая же фантазия была у того безвестного "секретаря-монашка третьего, в пятом ряду", который составил эту блистательную брехню.
P.S. Особенно хорош пункт №18

Urb. Grandier. Extractum ex infernis. Урбен Грандье. Извлечено из ада.

Договор между Дьяволом и Урбеном Грандье, представленный как доказательство на его суде в Лудене в 1634 г. Этот договор написан по-латыни, с использованием зеркала, справа налево (поскольку дьяволы совершают большинство вещей наоборот, чтобы показать свою противоположность христианству. Благодаря этому свидетельству Грандье был осужден и заключен:

1. Люцифер, ты обязан немедленно доставить мне 100000 фунтов золотом!

2. Ты будешь доставлять ко мне в первый вторник каждого месяца 1000 фунтов.

3. Ты будешь приносить мне золото в монетах, находящихся в обращении, такого качества, чтобы не только я, но и все те, кому я захочу дать немного, могли использовать их.

4. Вышеупомянутое золото не должно быть фальшивым, не должно исчезать при передаче в другие руки или превращаться в камень или уголья. Это должен быть металл, отмеченный руками людей, законный и распространенный во всех землях.

5. Если я буду нуждаться в значительной сумме денег, независимо от времени или предназначения, ты обязан указать мне тайные или спрятанные сокровища. А также, если я отправлюсь туда, где они могут быть спрятаны или закопаны, ты должен предоставить их в мои руки, так, чтобы не причинить мне вреда, где бы я ни находился в это время, чтобы я мог распоряжаться ими в соответствии с моими собственными желаниями и потребностями.

6. Ты обязан не причинить никакого вреда моему телу и моим конечностям и не делать ничего для ослабления моего здоровья, но охранять меня от человеческих болезней и повреждений в течение пятидесяти лет.

7. Если же, несмотря на мои ожидания, я окажусь больным, ты обязан обеспечивать меня проверенным лекарством, чтобы помочь мне восстановить мое прежнее хорошее самочувствие так быстро, как это только возможно.

8. Наше соглашение начинается с этого дня.. и заканчивается в тот же самый день в 1727 году. Ты не должен тайно изменять этот срок или посягать на мои права, или переносить час расплаты (как ты привык делать).

9. Когда мое время окончательно выйдет, ты обязан позволить мне умереть, как и всем остальным людям, без всякого стыда или бесчестия, и позволить быть достойно похороненным.

10. Ты обязан заставить меня быть любимым и принятым королем и всеми аристократами, так, чтобы я мог быть всегда уверен в доброжелательном расположении и привязанности, и чтобы все соглашались без вопросов с тем, что я могу пожелать от них.

11. Ты обязан переносить меня (и любого другого), не нанося повреждений, во все концы мира, туда, куда я пожелаю, независимо от того, как велико это расстояние. Ты должен сделать так, чтобы я сразу же смог свободно разговаривать на языке этого места. Когда же я удовлетворю свое любопытство, ты должен доставить меня обратно домой.

12. Ты обязан защищать меня от всякого вреда, причиняемого бомбами, огнестрельным и любым другим оружием, чтобы ничто не могло поразить меня и повредить мое тело или конечности.

13. Ты обязан помогать мне в моих отношениях с королем и помогать мне одерживать верх над моими личными врагами.

14. Ты обязан предоставить мне волшебное кольцо, чтобы я мог надеть его на палец и стать невидимым и неуязвимым.

15. Ты обязан предоставлять мне правдивую и всестороннюю информацию, без искажения или двусмысленности, по каждому вопросу, о котором я тебя спрошу.

16. Ты должен заблаговременно предупреждать о любом секретном договоре против меня, и предоставить мне способы и средства, чтобы расстроить эти замыслы и свести их на нет.

17. Ты обязан научить меня тем языкам, какие я пожелаю выучить, так, чтобы я мог читать, разговаривать и высказываться так совершенно, как будто я владел ими с детства.

18. Ты обязан наделить меня здравым смыслом, пониманием и умом, так, чтобы я мог обсуждать все проблемы логически и мог дать обоснованное суждение о них.

19. Ты обязан защищать меня и присматривать за мной во всех заседаниях суда и совещаниях у короля, епископа или папы, перед которыми я могу предстать.

20. Ты должен защищать меня и мое добро от повреждений, неважно; домашних или иностранных, от воров и от вреда.

21. Мне должно быть позволено вести мою общественную жизнь как добропорядочному христианину и беспрепятственно посещать церковную службу.

22. Ты обязан научить меня, как приготовлять лекарства и правильно их использовать и применять в должных количествах и дозах.

23. В случае сражения или битвы, если я буду атакован и подвергнусь нападению, ты должен принять вызов за меня и обеспечить помощь и поддержку против всех врагов.

24. Ты обязан помешать любому, неважно кем он является, узнать о нашем союзе и соглашении.

25. Так часто, как я пожелаю твоего присутствия, ты должен появиться передо мной в милом и приятном облике и никогда в пугающем или ужасающем обличьи.

26. Ты должен проследить, чтобы все выполняли мои распоряжения.

27. Ты должен обещать мне и связать себя обещанием сохранять нерасторжимыми эти пункты и усердно исполнять каждый из них. Если ты проявишь неподчинение даже в незначительной степени или проявишь любое пренебрежение, тогда этот договор и союз аннулируются и навсегда лишаются силы.

28. В обмен на вышеупомянутые обещания я клянусь и обещаю представить в твое распоряжение несколько мужчин и женщин. Кроме того, я отрекаюсь от Господа, самой Святой Троицы; я полностью отрекаюсь от обетов, данных ради меня при крещении и подчиняюсь тебе полностью телом и душой, вечно и навсегда.

Вот комментарий современного юриста:

"Урбен Грандье допустил типичную ошибку, которую допускают даже самые дотошные неюристы, когда пытаются писать договор. При скрупулезном отношении ко всем нюансам, связанным с вознаграждением, Урбен не задумался над тем, что является предметом договора.

Предметом представленного соглашения является не продажа души, а отречение Грандье от Св. Троицы, обетов, данных ради него при крещении, а также подчинение дьяволу всем телом и душой и обязательство совратить нескольких мужчин и женщин в обмен на совершение дьяволом определенных услуг.

Причем, часть своих обязательств, касающихся отречения, Грандье исполняет в момент подписания договора. Отрекшись от крещения, Грандье теряет право быть допущенным в Царствие Небесное. Любое незначительное неисполнение дьяволом своих обязательств по договору влечет его расторжение (п. 27), однако это никак не отменяет уже совершившегося отречения Грандье. Ну и какой смысл дьяволу выполнять условия соглашения?

Вот если бы предметом соглашения была передача бессмертной души, п. 27 предоставил бы Грандье право на встречное неисполнение своих обязательств по сделке. А так - отречение от крещения произошло, повторное крещение в соответствии с халкедонским Символом Веры отвергается, дьявол получил от Грандье всё, что хотел уже в момент заключения договора. Вернее - почти всё.

Каким-то образом, дьявол убеждает Грандье "предоставить в его распоряжение несколько мужчин и женщин" - тех самых бесноватых монашек. Как это удается дьяволу - мы не знаем. Но, допускаю, что какое-то время дьявол действительно исполнял свои обязательства по договору. Это подтверждается тем фактом, что монашки действительно устраивали некие представления.

Если бы это был простой договор купли-продажи души с отсрочкой исполнения обязанности по передаче души на 50 лет, у Грандье был бы шанс в случае существенного нарушения дьяволом своих обязательств, самому отказаться от исполнения обязанности по передаче души и даже раскаяться.

Дьявол - в деталях."

Но многострадальные христианские черти проигрывают перед чертями иудейскими.
Вот хотя бы такой красавец, он высасывает святость из букв альфавита:

В писаниях Аризаля упоминается демон по имени Бадаргун. Если человек ударит этого демона один раз, то демон умирает, если два раза - то демон выживет, а умрет ударивший его человек. Этот демон, согласно легенде, совершенно плоский, он имеет 50 голов и 56 сердец. Он "высасывает" святость изо всех букв еврейского алфавита, кроме букв "мем" (открытой и закрытой) и буквы "тав". Обратите внимание - обе эти буквы составляют слово "мет", мертвец. Бадаргун может представляться маленькой собачкой, или котом, или полевой мышью. Он считается демоном, насылающим различные болезни.

На тему процесса Урбена Грандье есть интересная книга Олдоса Хаксли "Луденские бесы", увы, в сети ее не обнаружил.
А так же фильм Кена Рассела "Dewils"

Отрывок из фильма: придворный балет (дивный) и начало фильма:

"Bye bye, Black Bird!"

Стигматизация настоятельницы.

Казнь Урбена Грандье, финал фильма:

Год выпуска: 1971

страна: великобритания
жанр: историческая драма / кич
продолжительность: 1:44
перевод: любительский (одноголосый)

режиссер: кен рассел / ken russel

Описание: один из самых оригинальных режиссеров выбрал для своей драмы францию xvii века, времени войны гугенотов с протестантами. ришелье борется за искоренение бунтовщиков, почти полностью подавив волю "голубого" короля людовика xii-го. после смерти губернатора протестантского города Лудена, власть временно переходит к отцу Грандье (рид), открытыми глазами судящего жестокий век чумы, войны и религиозного фанатизма. Сюжет включает историю его любви к чистой девушке, полюбившей его, несмотря на то, что он был священником, и его борьбу за сохранение городских стен. дьяволы - кто они? греховные, плотские соблазны, одолевающие дух, или сами люди, убивающие в себе все живое, рабы своих собственных демонов? горбатая настоятельница женского монастыря, сгорающая от страсти все к тому же красавцу Грандье, медленно сходит с ума, раздираемая между любовью к господу и человеку. ее и других монахинь используют, объявляя одержимыми дьяволом, для того чтобы сжечь Грандье и снести стены, сделать город беззащитным. подлая политика, борьба за власть, охота на ведьм, уродливое самоистязание человеческого духа, нетерпимость, невежество и мракобесие - вот, на мой взгляд, тема этого в зрительном аспекте шокирующего фильма, снятого с намеренным абсурдизмом. зрелище не из приятных. сценарий кена расселла по пьесе джона уайтинга "Дьяволы" и книге Олдоса Хаксли "Луденские бесы"
(иванов м.)
качество плохенькое, но это наверное, самый "бешенный" и пронзительный фильм мастера кича и хулигана
рассела впечатляет также харизматичный образ созданный оливером ридом, думаю, это одна из его лучших ролей.

Моральные устои утверждают — факт заключения сделки с дьяволом вещь нереальная, что вероятнее всего, однако человек настолько непредсказуем и к тому же лишь он сам является хозяином своей жизни и судьбы, то люди, решившиеся на сделку с дьяволом , если верить историческим документам, все же существуют, а вот правда или нет история нижеизложенная — , решать современникам.

Шутят ли юристы, или на самом деле так и есть — по их мнению, соглашение с нечистым является самой что ни на есть «прозрачной» сделкой из всех существующих.

Урбен Грандье — сделка с дьяволом

между правдой и ложью

А уж подозреваемому оставалось подписать эту ложь, или отказаться – до чего доходили в своем неистовстве слуги Инквизиции! Подпись появлялась, подозреваемого отправляли на казнь путем сожжения, если же обвиняемый в ереси отказывался подписаться, пытки продолжались. Но дело в том, что в подписании любых документов – то ли это была сделка меж купцами, то ли меж демонами и чернокнижниками, участие принимал юрист, мог даже один и тот же проявить ретивость. Стиль документов сам об этом свидетельствует. Как и в случае с договором Грандье – считается, что документ сей, один из числа «подлинных». Яко бы на документе имеются подлинные подписи главных демонов! Даже свидетельство имеется, как документ оказался в суде – подкупленный инквизитором демон Асмодей совершил кражу документа из люциферового кабинета и тот был представлен судьям. Получается, что и в аду бардак творится! 🙂

Европа XIV—XVII веков превратилась в один большой костер. Тысячи, а по некоторым данным, сотни тысяч людей были обвинены особым церковным судом по делам о еретиках — инквизицией — в связи с дьяволом и после страшных пыток сожжены заживо.

Франция, которую поразила страшная эпидемия, названная «одержимостью демонами», одной из первых открыла охоту на еретиков. К числу самых знаменитых эпидемий относятся случаи коллективной истерии в женских монастырях городов Экс (1609 г.), Лилль (1610 г.) и Лувье (1643 г.).

Борьба с сатаною была признана делом государственной важности, и охота на ведьм приняла невероятные масштабы.

Особенно знаменита «бесовская» эпидемия, разыгравшаяся в 1631 году в монастыре урсулинок в Лудене . Она стала широко известна и вызвала волнения во всей Франции благодаря процессу над священником Урбаном Грандье .

Урбан Грандье получил прекрасное образование в иезуитском коллеже в Бордо. Он был ученым и талантливым человеком, а также выдающимся оратором. Ученость и дар проповедничества помогли ему быстро продвинуться, и в 27 лет он уже стал священником в одном из храмов города Луден. Молодость и профессиональный успех вскружили голову Грандье. Один из его современников характеризовал его «как человека с важною и величественною осанкою, придававшей ему надменный вид».

Во время своих проповедей «продвинутый» кюре позволял себе высмеивать монахов ненавистных ему орденов капуцинов, кармелитов, намекая на их темные дела и грешки. Эрудиция и проповеднический дар нашли отклик в сердцах и душах местных жителей, которые мало-помалу отдалялась от других городских приходов и устремлялись на проповеди к Урбану Грандье.

Однако, несмотря на всю привлекательность и образованность, священник вел далеко не безупречную жизнь. Он оказался большим охотником ухаживать за молоденькими девочками. Так, Урбан соблазнил дочь своего близкого друга, королевского прокурора Трен-кана, и она родила ему ребенка. Грандье также состоял в связи с одной из дочерей королевского советника Рене де Бру, мать которой перед своею смертью вверила духовнику свою дочь, прося его быть духовным попечителем девочки.

Урбан, чтобы сломить сопротивление своей юной возлюбленной, тайно обвенчался с ней, причем одновременно сыграл роль жениха и священника. Ему удалось убедить девочку в том, что безбрачие духовенства — это не церковный догмат, а простой обычай, нарушение которого не составляет смертного греха. (Урбан Грандье даже написал особую книгу против безбрачия духовенства.)

Именно эта моральная неустойчивость не позволила Грандье в 1631 г. занять должность священника престижного монастыря урсулинок, где находились женщины самых аристократических фамилий. Предпочтение было отдано патеру Миньону, с которым у Урбана были личные счеты: тот бесконечно критиковал его беспутное поведение. Скоро эта неприязнь переродилась в открытое противосточние. Дело дошло до епископского суда, который принял сторону Миньона.

Грандье, по убеждению горожан, решился прибегнуть к колдовству, с помощью которого намеревался соблазнить нескольких монахинь и вступить с ними в любовную связь. Он рассчитывал, что когда скандал обнаружится, всю вину свалят на аббата Миньона как единственного мужчину в монастыре. Очевидцы утверждай и, что Грандье подкинул в монастырский сад заговоренную вещь — небольшую розовую ветвь.

Монахини, найдя ее, нюхали цветы, в которых «сидели бесы».

Прежде других почувствовала в себе присутствие злого духа игуменья Анна Дезанж. Вслед за нею порча обнаружилась у сестер Ногаре и госпожи Сазильи, родственницы самого кардинала Ришелье.

В конце концов все монашки оказались во власти чар.

С весны 1632 г. в городе уже ходили слухи о том, что с монашками творится нечто неладное. Они вскакивали по ночам с постели и, как лунатики, бродили по дому и по крышам. По ночам им являлись привидения. Некоторых ночью кто-то жестоко бил, после чего у них на теле оставались знаки. Другие чувствовали, что к ним и днем и ночью постоянно кто-то прикасается, что ввергало их в ужас.

Они ощущали присутствие дьявола, видели страшные «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». У них начинались конвульсии, они бились в судорогах, впадали в летаргическое состояние, каталепсию.

Аббат Миньон, узнав об этих таинственных явлениях в своем подопечном монастыре, был очень обрадован. Это давало ему в руки могучее оружие для борьбы с Урбаном Грандье. Аббат стал утверждать, что на его монашек напущена порча, что они одержимы дьяволом.

Не желая брать единолично на себя всю ответственность в таком щекотливом деле, он прибег к помощи патера Барре, который славился своею ученостью и высочайшими добродетелями, вместе с которым приступил к обряду экзорцизма (изгнанию нечистой силы).

Миньон также счел необходимым известить обо всем происходящем гражданские власти. Местный судья и гражданский лейтенант стали свидетелями беснования монашек, им были также продемонстрированы сцены их общения с дьяволом.

Урбан Грандье, понимая, какая гроза собирается над его головою, постарался отвести от себя беду. Он подал жалобу, утверждая, что его оклеветали. Благодаря епископу де Сурди ему удалось на время замять дело. Епископ оправдал Грандье и запретил Миньону производить обряды экзорцизма в монастыре, поручив их патеру Барре, он также запретил кому бы то ни было другому вмешиваться в это дело.

Но духовенство, производившее обряды изгнания дьявола, постоянно распространяло в народе слухи о том, что творится в монастыре. Народ стал требовать наказания служителя алтаря, предавшегося, как им говорили, дьяволу. Вести о луденских происшествиях дошли наконец до Парижа, а затем и до самого короля.

Король Людовик XIII отнесся бы к делу сдержанно, но на него, очевидно, оказал давление всемогущий кардинал Ришелье, который недолюбливал Грандье. Молодой, самонадеянный и дерзкий священник написал на него пасквиль. Раздраженный Ришелье отнесся к своему обидчику без всякой пощады.

В Луден командировали провинциального интенданта Лобардемона, наделив его широчайшими полномочиями. Лобардемон рьяно взялся за исполнение поручения, поскольку игуменья монастыря была ему родственницей. К тому же он был горячим и преданным почитателем Ришелье и, зная о памфлете, решил хорошенько взяться за Урбана.

Тем временем проявления одержимости сначала немного утихли, а потом, летом 1633 г., вновь бурно возобновились и распространились по всему городу. Всюду появились женщины, проявлявшие признаки одержимости. Слухи об одержимых в Лудене разошлись по всей Франции.

Многие приезжали из Парижа, Марселя, Лилля и других городов, чтобы посмотреть на «деяния дьявола». Даже брат короля, Гастон Орлеанский, прибыл специально, чтобы увидеть одержимых и поприсутствовать при процессе изгнания из них бесов.

На основании показаний монахинь молва продолжала обвинять во всем этом Грандье, люди говорили, что тот заключил союз с Асмодеем. Нашли даже письмо к нему, подписанное Асмодеем, в котором тот дает обещание мучить сестер в Лудене.

В декабре 1633 г. Лобардемон арестовал Грандье, приспособив для его содержания особое помещение в Лудене. Окна в тюрьме заложили кирпичами, а дверь заделали железною решеткой из опасения, что дьяволы могут явиться к нему на выручку и вызволить из тюрьмы.

Созвали комиссию врачей, которые должны были изучать явления беснования. Комиссия постановила, что дьявол обязан говорить истину, если его заклинают надлежащим порядком. Тех, кто не верил в этот тезис, могли притянуть к суду в качестве соучастников колдуна или еретиков, неуважительно отзывающихся о католических догматах.

На всякий случай признано было уместным вывесить на всех перекрестках запрещение под страхом телесного наказания и большого денежного штрафа дурно отзываться о судьях, заклинателях и бесноватых. Угрозы эти привели к желаемому результату. Никто не осмелился выступить на защиту Грандье. Показания бесноватых были признаны имеющими силу законного доказательства.

Чрезвычайно важным для обличения колдуна считались «печати дьявола» — особые места на теле, где отсутствовала чувствительность. Врачи, назначенные комиссией, отыскали на теле несчастного места, нечувствительность которых к уколу иглой должна была неопровержимо свидетельствовать о договоре, заключенном им с сатаною.

Один из членов комиссии, раскалив докрасна железное распятие, подносил его к губам Грандье, который каждый раз отдергивал голову. Было занесено в протокол, что чародей не посмел приложиться к кресту. Этим устранялись все сомнения в том, что Грандье — колдун.

Желая доказать свою невиновность, Грандье попросил разрешения провести обряд изгнания бесов. Однако когда одержимые увидели его, то пришли в страшное возбуждение. Они прыгали, катались по земле, кричали, мяукали, лаяли. Окружив священника, монахини набросились на него, повалили на пол, стали рвать на нем одежду, кусать. При виде этого зрелища толпа, набившаяся в церковь, пришла в ужас. Инквизиторы с большим трудом сумели вырвать Грандье у бесноватых и отвести в тюрьму.

Суд, вооружившись данными, добытыми следствием, а также извлеченными из показаний демонов во время заклинаний и при очной ставке, рассмотрел дело Грандье и признал его вполне изобличенным в колдовстве, сношениях с дьяволом и ереси. 18 октября 1634 года состоялся приговор, по которому Урбан Грандье был приговорен к сожжению на костре.

После приговора Грандье просили выдать сообщников, обещая за это смягчение кары. Он отвечал, что у него никаких сообщников нет. Кто-то из заклинателей произнес ему в назидание чувствительнейшую речь, которая исторгла слезы у всех присутствовавших; один только Урбан не был тронут этою речью. На месте казни духовник протянул ему крест, но Грандье отвернулся от него. Он также отказался исповедоваться.

После пыток ноги Грандье были раздроблены, к месту казни его привезли на повозке, а затем волоком перетащили на костер. Площадь была забита людьми, съехавшимися со всех окрестностей, чтобы посмотреть на смерть колдуна. Грандье хотел обратиться к народу с речью, но окружившие костер монахи стали бить его палками.

Один из них схватил факел и поджег костер. Палач, накинув осужденному на шею веревку, пытался его задушить, но веревка перегорела, и Урбан упал в огонь.

Странные припадки монахинь, вызванные луденскими дьяволами, не прекращались и после сожжения Урбана Грандье. Страшная болезнь распространилась далеко за пределы монастыря. Во всех церквах служились мессы и читались заклинания. Луденская драма не оставила равнодушными никого. Среди населения распространились припадки сумасшествия. И особенно сильно она повлияла на людей, участвовавших в ней. Многие заклинатели луденских бесов лишились рассудка, вообразив, что в них вселились дьяволы...

Процессы против ведьм и колдунов продолжались в католических странах до XIX века. Последний костер погас только в 1877 г., когда в Мексике пять женщин были сожжены по обвинению в колдовстве.

mob_info