Огурцов бажен архитектор 17 века. Каменных дел подмастерье антипа константинов. Фото и описание



Первые каменные жилые покои в царском дворце
, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635 - 1636 гг. для царя Михаила Федоровича.
Строили каменных дел мастера Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков
Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили:
- нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом Фрязиным в 1499-1508 гг. и
- Мастерские Палаты, надстроенные над ним во второй половине ХVI в.



Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов
:
- черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания.
- Дворец представляет собой многоярусную постройку.
- Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.




Kаждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды
:
- в полной мере проявился талант создателей дворца
- ограниченные пространством и близостью соседних построек
- они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.




Черты русского деревянного зодчества прослеживаются

- не только в ярусной структуре, но и
- в характере кровли, решении крыльца с двускатной кровлей и в планировке комнат,
- напоминающих интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб обычно с 3-я окнами по фасаду)
- Белокаменные наличники окон и порталы украшены цветочным орнаментом с изображением птиц и животных




Окно царской палаты
:
- украшено высоким фронтоном, но котором изображен герб, поддерживаемый небольшими колоннами;
- базы колонн представлены в виде каменных скульптурных львов



Cторожевая башня с декоративными кокошниками и 8-ми гранной крышей

- была пристроена к Теремному дворцу с западной стороны
- Еще до начала строительства Большого Кремлевского дворца
- С высоты этой башни открывалась прекрасная панорама города
- Порталы с треугольными фронтонами, обрамляющие окна башни с цветными стеклами:
--- сориентированы по сторонам света,
--- напоминают резные обрамления окон Теремного дворца

Крутая шатровая крыша

- с узорчатым оформлением из золоченого металла и небольших флажков удачно дополняет дворцовый ансамбль

Для своего времени Теремной дворец был довольно высоким зданием

- "золотой верх" находится на уровне 4-го этажа современного дома,
- но Большой Кремлевский Дворец, во дворе которого расположен ТД, почти полностью скрывает его из вида.


Гербы в Крестовой палате

Фасады Теремного дворца

- можно разглядеть только через окна Большого Кремлевского или Государственного Кремлевского дворцов
- Только лишь фасад Золотой палаты царицы и купола домовой церкви видны со стороны Соборной Площади
- Из Оружейной палаты, однако, можно увидеть золоченый купол церкви Рождества Богородицы.




У каждого этажа было свое назначение и свой стиль жизни

- Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей
- В нем находились комнаты бытового назначения, а также
- запасы воды и свечей, заготовки овощей и солений




На 1-м этаже располагались мастерские царицы

- Здесь готовились все виды одежды, белья и другие ткани для домашнего обихода царской семьи
- Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шелком, золотым шитьем и жемчугом.




3-я комната на 3-м этаже дворца - Престольная, или царский кабинет

- В "красном" углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом
- В XVII веке это было самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца
- Лишь по утрам ближайшие к царю бояре "уждав время" входили в нее, чтобы бить челом




Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным

- Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю Челобитную грамоту
- В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые
- Отсюда и пошла поговорка: "Не откладывай дело в долгий ящик"




Здесь же располагались покои царской семьи во время проживания в Теремном дворце

- в остальное время семья жила в деревянном дворце,
- какой по мнению современников считался более полезным для здоровья




Царские покои занимали 2-й этаж дворца

- Это были 4 палаты сравнительно небольших размеров,
- перекрытые сомкнутыми сводами с распалубками
- Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня.
- В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов,
- еще даёт о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности,
- деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей
- Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом
- Затем, при царе Алексее Михайловиче, роспись была возобновлена С. Ушаковым.

Ныне существующая живопись

- выполнена в 1836 г. по рисункам Ф.Г. Солнцева и Т.А. Киселева

На 2-м этаже находилась и личная купальня царя

- Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни
- Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню
- Комнаты, размещенные на этом этаже часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось
- В XIX в. здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги




На 3-м этаже были личные покои царя
:
- большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку
- Анфилада комнат этого этажа заканчивалась Спальней и Молельней.




В спальне

- стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином,
- вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями

В молельне

- были установлены 2 резных иконостаса,
- покрытых шворенным золотом,
- с иконами XVII-XVIII в.в.




В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор

- По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек,
- среди которых царь должен был выбирать себе невесту.
- Ему предстояло трижды пройти по коридору и
- вручить рушник счастливой избраннице




4-й этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим

- потому как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами и покрашена разными цветами
- В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись,
- выполненная в середине прошлого века в так называемом "русском" стиле.




3 галереи-гульбища окружали дворец по ярусам
:
- нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо
- располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета,
- где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.




С этого уровня открытая лестница вела на Передний каменный двор

- устроенный поверх выровненных сводов Мастерских палат,
- на которых собственно и были надстроены 3 этажа Теремного дворца.




Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой

- представляющей уникальный образец кузнечного мастерства.

С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо

- по которому поднимались на 2-й этаж в жилые покои царя

Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок

- расположенный по центру здания,
- окружает 3-я площадка - Верхний каменный двор.


Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей, восстановленной при реставрации Теремов в 1966-1969 гг. В целом дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т.Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».


Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон.

В западной части Т.Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. - наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства - ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

>

От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.

При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.

Внутреннее убранство палат Т.Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т.Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

В архитектурный ансамбль Теремного дворца также входят Золотая Царицына палата XVI века и домовые церкви (Воскресения Словущего, Спаса, придела Распятия и др.), которые в 1682 году подвели под одну кровлю и поставили на ней 11 глав на украшенных изразцами шейках. Строительными работами руководил архитектор Осип Старцев, рисунки для майолик и крестов выполнены резчиком — старцем Ипполитом.

Все реставрационные работы выполнялись на основании архитектурного сопровождения Н.Г. Мухина (Моспроект-2, мастерская № 13) и по рекомендациям технолога ЦНРПМ М.П. Иевлевой.

Первоначальное внутреннее убранство палат, за исключением отдельных фрагментов, не сохранилось и было выполнено вновь под руководством художника Ф.Г. Солнцева в стиле ХVII в. Эти работы проводились в 1836-1837 гг. при реставрации древнего памятника, включенного впоследствии, при строительстве Большого Кремлевского дворца в новый комплекс дворцовых зданий.


Алексеев Ф.Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы


Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремле(1801)


Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)



Теремной дворец в Московском Кремле. 1635 - 1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг.

Расположенное на высоком кремлевском холме, здание ТД

- было обращено главным фасадом на юг, к Москве-реке
- Увенчанный золоченой кровлей чердака
- окруженный открытыми гульбищами с шатровыми крыльцами
- ТД господствовал над кремлевскими палатами и хоромным строением и
- составлял неотъемлемую часть всего кремлевского дворцового ансамбля

В настоящее время ТД

- в составе Большого Кремлевского дворца
- является Резиденцией Президента Российской Федерации

________________________________________ _____________________
Некоторые фото .

Фото: Теремной дворец Кремля и Верхоспасский собор

Фото и описание

Первые царские палаты из камня, появившиеся на территории Московского Кремля в начале XVII столетия, были построены по приказу царя Михаила Федоровича и названы Теремным дворцом. Царская резиденция Теремной дворец и Верхоспасский собор, который с 1636 года входит в комплекс домовых церквей русских царей, являются частью архитектурного ансамбля Большого Кремлевского дворца.

Великокняжеские палаты над Боровицким холмом

Великие московские князья всегда селились на высоком месте. Их резиденции строились над Боровицким холмом , откуда открывались великолепные виды на округу. Первым дворец на холме построил Иван Калита . Позже на краю Боровицкого холма были возведены хоромы для Софьи Витовтны , супруги великого князя московского и владимирского Василия I .

В конце XV века Иван III предпринял глобальную реконструкцию кремлевских построек. При нем срыли старые стены, выстроенные из белого камня, и начали складывать новые, кирпичные. На территории Кремля построили несколько новых сооружений, которые входят сегодня в списки важнейших достопримечательностей Москвы. Каменные жилые постройки также начали возводить в это время, и в Кремле, кроме Успенского собора, Грановитой палаты и Архангельского собора в конце XV века появляются здания Государева двора. Их проект принадлежал Алевизу Фрязину – итальянцу, который долгое время работал на великих московских князей.

Строительство Теремного дворца

Смутное время, опустошившее русскую землю, принесло немало разрушений и в Москву. Кремлевский дворец государя к 1630 году пришел в негодность и был фактически заброшен. Первый царь из рода Романовых Михаил Федорович приказал отстроить новые покои. Впоследствии царская каменная резиденция получила название Теремной дворец.

Зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов и Трефил Шарутин использовали в работе множество новых технологий. «Железные связи» позволили им укрепить стены, оставляя их достаточно тонкими. Инновации способствовали увеличению внутренней площади сооружения, что было весьма прогрессивным направлением в древнерусском каменном зодчестве.

За основу Теремного дворца были взяты оставшиеся от палат Ивана III стены и фундамент. Два яруса старого здания нарастили тремя новыми, а на самом верху появился теремок. Интерьеры украшали богато и причудливо. Крыша хором была расписана серебряными красками и сусальным золотом, оконные проемы закрывались слюдяными полупрозрачными стеклами, а стены и потолки покоев расписывала артель иконописцев, которой руководил Симон Ушаков – весьма развитый и талантливый художник, технически намного опередивший свое время.

Новые царские хоромы выглядели весьма крупным и даже монументальным сооружением. Архитектор умело сочетал в нем черты древнерусской классики и элементы итальянского зодчества:

  • Дворец в основной своей массе выстроен из кирпича , но наличники, порталы, парапеты и пилястры выполнены из белого камня .
  • В декоративном убранстве применены традиционные приемы русского каменного зодчества – изразцовые плитки на карнизах четвертого этажа, орнаментальные каменные плетенки, резные наличники окон, ширинки на парапетах гульбищ, пилястры в простенках между окнами и золоченый гребень на крыше.
  • Ярусная ступенчатая конструкция постройки демонстрирует типичные черты хоромных построек, возводимых древнерусскими зодчими. Однако, внутренние комнаты располагались в виде анфилады , что характерно для более позднего периода русской каменной архитектуры.
  • Дворец отапливался с помощью системы печей . Каждая печь была украшена глазурованными плитками разных цветов и форм.
  • В парадные покои вело Золотое крыльцо , которое соединяло Верхоспасскую площадку и второй этаж Теремного дворца. Расписанный золотом вход венчал пирамидальный шатер.

Теремной дворец стал одним из зданий Царского двора, занимавшего большую территорию и включавшего в себя множество построек и, в том числе, Грановитую и Столовую палаты, Постельные хоромы царской семьи, Набережные палаты и несколько домовых храмов.

Что посмотреть в Теремном дворце

У каждого из пяти этажей Теремного дворца было свое предназначение. Три нижних этажа, располагавшиеся на подклетях XVI века, служили для хозяйственных нужд . В подвалах и кладовых здесь хранились запасы и продовольствие, а в мастерских работали ювелиры, золотошвеи, оружейники и кружевницы.

Царские покои располагались на третьем и четвертом этажах. Первым помещением, куда попадал государь и члены его семьи, были проходные сени . Их перекрывали низкие своды, а освещалась передняя парными стрельчатыми окнами. Обогревались проходные сени печами, украшенными изразцами. В гостиной царь общался с боярами и иногда принимал иностранных послов.

Золотая палата была самым богато декорированным помещением царской резиденции. Стены палаты были украшены золотой росписью, своды расписаны изображениями Спасителя и святителей, и царский трон, стоявший в Престольной палате , был обтянут бархатом. Поговорка о долгом ящике родилась именно здесь. В Золотой или Престольной палате находился ящик, куда подавали прошения. Поскольку челобитные рассматривались очень долго и неохотно, ящик стали называть «долгим».

Уникальная роспись в виде орнаментальных узоров сохранилась на стенах соседнего с Золотой палатой помещения. Его называли буфетной и хранили в нем посуду и столовые принадлежности.

В царской опочивальне находится кровать, выполненная искусными резчиками по дереву и украшенная балдахином из натурального шелка. Царское ложе было изготовлено в XIX веке, когда прошла одна из реконструкций резиденции.

На верхнем этаже Теремного дворца располагается каменный чердак, который называли Златоверхим теремком . Его крышу крыли золочеными листами, которые и дали название чердаку. В Златоверхом теремке проходили заседания боярской думы. К теремку примыкает Смотрильная башенка , в окнах которой сохранились старинные цветные стекла.

Верхоспасский собор

В состав комплекса домовых церквей Московского Кремля входит собор Нерукотворного образа , чаще называемый Верхоспасским. Храм был построен в первой половине XVII столетия и расположен над Престольной дворцовой палатой на верхнем ярусе Теремного дворца на его мужской половине. С северной стороны Михаил Федорович Романов повелел пристроить небольшую придельную церковь для Евдокии Лукьяновой – своей второй жены и матери царевича.

Зодчие, трудившиеся над проектом и его воплощением, были хорошо известны на Руси. Бажен Огурцов , руководивший бригадой строителей и архитекторов, работал в Московском Кремле уже около десяти лет. Он участвовал в реконструкции Успенского собора, возводил пороховой склад, руководил работами по строительству пристройки в колокольне Ивана Великого, но его главным творением называют Теремной дворец и Верхоспасский собор при нем.

В 60-х годах XVII века при храме появилась трапезная , а на плоской крыше нижних палат – паперть , соединявшая покои государя с собором. Тогда же фасады покрасили, пять глав храма позолотили, а через несколько лет стены внутри церкви расписали иконописцы, которыми руководил Симон Ушаков. В 1670 году установили решетку из меди с позолотой, перегораживающую лестницу из царских покоев, что вела в собор. Храм стали называть Спасом за Золотой решеткой .

Все домовые церкви Теремного дворца в 1682 году подвели под единую кровлю. Комплекс венчали одиннадцать глав с прорезными крестами. Для укрепления конструкции зодчим пришлось строить арку на широких пилонах.

В XVIII-XIX веках храм не раз реставрировался и ремонтировался. Причиной для начала очередных работ чаще всего становились пожары . Один из них, Троицкий, повредил иконостас и его пришлось изготавливать заново. Большие средства на ремонт Верхоспасского собора выделяла фрейлина Матрона Салтыкова. Благодаря ей в храме восстановили алтарные фрески, изготовили новые царские двери и покрыли иконостас окладами с серебряной чернью.

В 1812 году французы разграбили множество храмов, и Верхоспасский собор оказался в числе пострадавших. К счастью, удалось заблаговременно эвакуировать самую ценную церковную утварь, но восстанавливать пришлось очень многое.

Заново расписывали домовой храм при Теремном дворце в 1836 году . Приказ об очередной реставрации поступил от государя Николая I . Начавшееся следом строительство Большого Кремлевского дворца также внесло некоторые изменения в планировку Теремного дворца и Верхоспасского собора. Лестница, прилегавшая к храму, была разобрана, Верхоспасская площадка перекрыта, а Золотая решетка оказалась вставленной в новые арочные проемы. Выходящую на запад стену трапезной переложили. Теперь на ней было устроено три двери, каждую из которых украшали декоративные решетки, стилизованные под XVII век.

Поврежденный при артиллерийском обстреле во время вооруженного мятежа 1917 года угол собора реставрировали в 1920 году, но храм к тому времени уже был закрыт и с тех пор богослужения в нем не проводились.

Иконостас Спаса за Золотой решеткой

Автор иконостаса Верхоспасского собора – краснодеревщик Дмитрий Ширяев , искусно вырезавший его из дерева в XVIII веке. В центральной части иконостаса выделяется оклад из черненого серебра, изготовленный в 1778 году на средства фрейлины Салтыковой .

Наиболее ценные иконы Верхоспасского собора были написаны художниками С. Костромитиным и Л. Степановым . Они располагаются в местном ряду. Особенное внимание привлекает образ Спаса Нерукотворного , окруженный на полях двадцатью отдельными композициями, называемыми житийными клеймами.

В приделе собора, освященном в честь Иоанна Предтечи, можно увидеть старинные образа, написанные в XVII столетии. Наиболее почитаемые из них – иконы Богоматери Смоленской и Святого Иоанна Предтечи .

(первая половина XVII в.) - В 1635-1636 гг. принимал участие в возведении Теремного дворца для царя Михаила Федоровича Романова.


Смотреть значение Ушаков, Ларион в других словарях

Ушаков — Николай Николаевич (1899-1973) - русский поэт. В стихотворныхсборниках "Весна Республики" (1927), "Мир для нас" (1935), "Путешествия"(1940), "Теодолит" (1967), "Мои глаза" (1972) - ориентация........
Большой энциклопедический словарь

Ушаков — Георгий Алексеевич (1901–1963), географ и путешественник, исследователь Арктики. Прошёл суровую школу в уссурийской экспедиции В. К. Арсеньева (1916). В 1926–29 гг. основал и........
Географическая энциклопедия

Ларион — ИЛОВ ЛАРИН ОВ ЛАРИНЦЕВ ЛАРИОХИН ЛАРИОШИН ЛАРИОШКИН ЛАРИХИН ЛАРИЧЕВ ЛАРИЧКИН ЛАРИЩЕВ ЛАРЦЕВ ЛАРЧЕНКО ЛАРЧИН ЛАРЬКИН ЛАРЬКОВ ЛАРЮХИН ЛАРЮШИН ЛАРЮШКИН ИОВ ЛАРИКОВСловарь русских фамилий

Иванов Ларион — - см. в статье Ивановы (приказные дельцы) .
Исторический словарь

Иванов Ларион Иванович — (?-1682), государственный деятель, думный дьяк (1669). Глава Посольского (1676-82) и других приказов. Фактический руководитель внешней политики при царе Федоре Алексеевиче. Убит........
Исторический словарь

Ушаков — УШАНОВ УШАТКИН УШАТОВ УШАТЫЙ УШКО УШКОВ УШАНЕВ УШЕНИН УШАК
1. От прозвища человека скрупными ушами.
2. По мнению лингвиста Н. А. Баскакова, - от тюркского слова........
Словарь русских фамилий

Лжепетр (ларион Стародубцев) — Лжепетр - самозванец, принявший имя умершего в 1719 г. сына Петра Великого, Петра, в действительности беглый драгун нарвского полка Ларион Стародубцев, живший в казачьей........
Исторический словарь

Стародубцев Ларион — Стародубцев (Ларион) - см. Лже-Петр (XVII, 623).
Исторический словарь

Ушаков — Федор Федорович (1744 - 2 (14).X.1817) - рус. флотоводец, адмирал (1799). Род. в с. Бурнаково Романовского у. Ярославской губ. в небогатой дворянской семье. Окончил Мор. кадетский корпус........
Советская историческая энциклопедия

Ушаков Александр Клеонакович — Ушаков (Александр Клеонакович) - генерал от инфантерии (1803 - 1877); получил образование в школе колонновожатых; с отличием участвовал в войнах турецкой 1828 - 1829 гг. и польской,........
Исторический словарь

Ушаков Александр Митрофанович — Ушаков (Александр Митрофанович, умер в 1787 г.) - известный моряк. Учился в морском кадетском корпусе. В 1771 г. получил в командование трекатру "Святой Михаил" (нанятое........
Исторический словарь

Ушаков Александр Павлович — Ушаков (Александр Павлович, 1833 - 1874) - писатель, минералог, знаток искусств. Сын генерал-лейтенанта, воспитывался в пажеском корпусе, служил в лейб-гвардии Измайловском........
Исторический словарь

Ушаков Александр Сергеевич — Ушаков (Александр Сергеевич) - беллетрист и экономист. Родился в 1836 г. Прекрасный знаток купеческого быта, он помещал талантливые очерки его в "Современнике", "Библиотеке........
Исторический словарь

Ушаков Андрей Иванович — Ушаков (граф Андрей Иванович, 1672 - 1747) - начальник тайной розыскной канцелярии, сын бедного дворянина. Петр Великий возвел его в звание тайного фискала (1714) и поручил наблюдать........
Исторический словарь

Ушаков Василий Аполлонович — Ушаков (Василий Аполлонович, 1789 - 1838) - беллетрист. Происходил из старого дворянского рода, воспитывался в пажеском корпусе, служил в гвардейском литовском полку, был........
Исторический словарь

Ушаков Иван Иванович — (дон.) - рожд. 1870 г., происходил из Донецкого окр.; член Русской Государственной Думы второго созыва. Окончил Учительский институт и служил учителем в ст. Елизаветовской.........
Исторический словарь

Ушаков Матвей Александрович — Ушаков (Матвей Александрович) - стихотворец второй половины XVIII в. Был учителем в вятской семинарии, протодиаконом и священником местного кафедрального собора. Им написаны:........
Исторический словарь

Ушаков Николай Александрович — (дон.) - рожд. 1875 г., ст. Краснокутской; полковник. Во время Первой мировой войны получил много боевых наград, в том числе орден св. Владимира 4 ст. При общем восстании........
Исторический словарь

Ушаков Николай Васильевич — Ушаков (Николай Васильевич, 1837 - 1874) - врач-окулист, сын священника; воспитывался в ярославской духовной семинарии (1850 - 1856), из которой поступил в петербургскую медико-хирургическую........
Исторический словарь

Ушаков Симон Федорович — (1626 - 25.06.1686), русский иконописец. В 1648-64 работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 - "Жалованный живописец" Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской.........
Исторический словарь

Ушаков Симон Федорович (пимен Федорович) — Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную........
Исторический словарь

Ушаков Степан Федорович — Ушаков (Степан Федорович) - писатель (родился в 1705 г., умер при Екатерине II); был санкт-петербургским генерал-губернатором и сенатором. Написал "О плодородии озимого........
Исторический словарь

Ушаков Тихон Васильевич — (дон.) - рожд. 1897 г., ст. Каменской; сотник. После окончания Донского кадетского корпуса из Николаевского кавалерийского училища выпущен прапорщиком вначале 1916 г. на фронт........
Исторический словарь

Ушаков Федор Федорович — (1744 - 1817 гг.) - великий русский флотоводец, адмирал. Ф.Ф. Ушаков был одним из создателей Черноморского военного флота, а с 1790 г. - его командующим. Разработал и применил на........
Исторический словарь

Ушаков Феодор Феодорович — Ушаков (Феодор Феодорович, 1743 - 1817) - известный моряк. Учился в морском кадетском корпусе. Во время первой турецкой войны командовал разными судами в Азовском море и участвовал........
Исторический словарь

Ушаков Константин Андреевич — (1892-1967) - советский учёный в области аэродинамики, профессор (1937), доктор технических наук 1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1943). Ученик Н. Е. Жуковского.........
Энциклопедия техники

Трудами зодчих XVII века Москва и Русь преобразились... mamlas wrote in May 19th, 2016

Ещё об

Взлет русского зодчества
Архитекторы и мастера допетровской Руси / Созидатели / Статья 2007 года

До сего дня в Москве и некоторых других старинных российских городах и монастырях сохранились диковинные постройки XVII столетия, в котором русское искусство еще не слишком было подвержено иноземному влиянию. В тот далекий допетровский век особенно заметным стал взлет русского зодчества. Ещё в «Созидателях»



Новодельный Измайловский кремль, построенный в стиле «допетровской» Москвы


При царе Михаиле Федоровиче и его сыне Алексее творили замечательные «каменных и деревянных дел мастера» – Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Семен Петров, Аверкий Мокеев, Иван Белозер, Павел Потехин, Оси Старцев, Яков Бухвостов и многие другие. Их трудами достигло своей вершины деревянное и каменное зодчество допетровской Руси. Теремной дворец в Кремле

Поначалу, после разрушительного Смутного времени, речь шла лишь о воссоздании разрушенных и обветшавших построек Кремля. Часть из них была отремонтирована уже в 1613 году, ко дню венчания на царство Михаила Федоровича Романова. Затем начались новые большие работы - в 1625 году для установки часов над Фроловской (ныне Спасской башней Кремля) надстроили трехъярусный верх под "смотрением" каменных дел подмастерья Бажена Огурцова и его товарищей Степана Осиповича Караулова и Григория Загряжского. В проектировании и строительстве шатра и часов принимал участие "англицкой земли часового и водяного взвода мастер" Христофор Галовей.


Теремной дворец в Кремле


Вскоре в Кремле началось новое, еще более масштабное строительство. Частые пожары первой половины XVII столетия продолжали губить деревянные строения Москвы, не щадя и великолепия кремлевских теремов. Тогда-то и решено было построить новый каменный царский дворец. Он стал несомненным шедевром - дошедший до наших дней, хотя и в сильно переделанном виде, Теремной дворец в Кремле. Его построили в 1635-1636 годах Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. Дворец представлял собой трехэтажное здание. Основанием дворцу послужили подклеты с открытыми галереями, возведенные в 1499-1508 годах архитектором Алевизом Фрязиным, и стоящие на этих подклетах Мастерские палаты XVI века, времени Ивана Грозного.

На выровненных сводах средней части Мастерских палат и возвели три этажа Теремного дворца.


Венчал его высокий "теремок", знаменитый "верх" с расположенной вокруг него открытой террасой – "гульбищем". Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное Золотое крыльцо придали дворцу типичный для того времени нарядный, сказочный вид. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов. Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах - изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений. Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Здесь в "Теремке златоверхнем", расположенном над личными покоями царя, находился зал, где играли царевичи и заседала Боярская дума. Сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней. Системой крытых переходов, галерей и иных пристроек дворец был соединен с другими зданиями – соборами, покоями патриарха, служебными помещениями.

Одновременно с постройкой Теремного дворца в 1635 году над Малой Золотой палатой, на уровне Переднего Каменного двора, те же мастера возвели храм Спаса Нерукотворного (позже Верхоспасский собор), с приделом Иоанна Белгородского (теперь Иоанна Предтечи). Вскоре после этого Антип Константинов строит в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре уникальный храм Одигитрии Смоленской, имевший три каменных шатра-завершения, расположенные в один ряд.

"Восьмое чудо света"

Образцовой постройкой XVII века, выполненной из традиционных деревянных конструкций, стал дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Построен он был в 1667-1678 годах артелью под началом старосты Семена Петрова и промышляющего плотничеством стрельца Ивана Михайлова в виде нескольких теремов, соединенных между собой причудливыми переходами. К сожалению, сам дворец не сохранился – простояв около 100 лет, он сильно обветшал и был разобран в 1768 году, но сохранились его изображения на гравюрах и восторженные описания современников.


Дворец царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском


Дворец насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Со стороны он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, "гульбищами", кокошниками, крылечками с витыми колонками. Разные части дворца были построены в индивидуальной манере, они не походили друг на друга. Разнообразны были объемы, формы покрытий, декоративные приемы. Все это придавало замечательную живописность зданию. Над этой беспримерной архитектурной декорацией с ее ажурной резьбой работали под руководством старца Арсения мастера-резчики Клим Михайлов, Давид Павлов, Андрей Иванов и Герасим Акулов. Коломенский дворец называли "восьмым чудом света". Симеон Полоцкий воспел красоту этого дворца, сравнивая его с храмом Соломона. Яков Рейтенфельс в своей книге "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", вышедшей в Падуе в 1680 году, назвал дворец Алексея Михайловича "игрушечкой, только что вынутой из шкатулки". В 1681 году он был частично перестроен Саввой Дементьевым.

Помимо кремлевского, до нас дошел еще один известный московский теремок, построенный в 1693–1694 годах Осипом Дмитриевичем Старцевым и Ларионом Ковалевым. Теремок находится в Крутицком подворье и является настоящей жемчужиной архитектуры. Крутицкое подворье известно с конца ХIII века; располагалось оно на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII века.

Наиболее хорошо сохранились главные Святые ворота со знаменитым надвратным Теремком. Его лицевая сторона была целиком покрыта изразцами. Ворота, украшенные Теремком, вели в сад митрополита, который называли райским.

О главном строителе Крутицкого Теремка следует сказать особо.

Осип Старцев разработал особые приемы каменного декора. "Петушиные гребни", поставленные им на ограде двора боярина И.М. Языкова на Большой Никитской, впоследствии широко использовались многими русскими зодчими.


Еще одним новшеством, также вошедшим в строительную практику той эпохи стало спроектированное Старцевым круговое открытое гульбище в церкви Воскресения на Пресне. В 1684 году Старцев переделал изначально готические окна Грановитой палаты, украсив их белокаменными наличниками с нарядными колонками, увитыми виноградной лозой, прием, повторенный им в работе над Крутицком теремке.

За одним большим делом следует другое - в 1685 году Осип Старцев закончил строительство Трапезной палаты в Симонове монастыре, начатое еще в 1677 году подмастерьем Парфеном Потаповым.

Известны и другие работы Старцева: в 1676 году он руководил покрытием черепицей Казенного двора. С 1681 года занимался перестройкой теремных церквей и строительством Верхоспасского собора, разборкой поварен Кормового, Хлебного, Сытного дворов, перестройкой Приказа Большого дворца. В 1690-е годы перестраивал палаты Посольского и Малороссийского приказов.

Другой известный зодчий Аверкий Мокеев строит Патриаршие палаты в Московском Кремле (1643-1655 гг.), ряд зданий Валдайского монастыря (1650-е гг.) и, наконец, Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685 гг.) на реке Истре под Москвой – крупнейшее сооружение в церковном зодчестве той эпохи. Воплотить в жизнь грандиозный замысел патриарха Никона ему помог другой московский мастер Иван Белозер. Перед зодчими была поставлена трудная задача создать на русской земле обитель, главный собор которой воспроизводил бы в плане Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. В ходе работы Мокеев и Белозер использовали точную модель и чертежи главной христианской святыни и с успехом выполнили почетный и сложный патриарший заказ.

Очень интересны храмы, воздвигнутые Павлом Сидоровичем Потехиным: церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678-1693 гг.), церковь Св. Николы в Хамовниках (1679 г.), церковь Св. Козьмы и Дамиана в Садовниках (1657-1662 гг.). В Макарьеве-Желтоводском монастыре Потехин строит Святые ворота и надвратную церковь Михаила Архангела. В его знаменитой артели работали 93 мастера, среди которых были не только каменщики, но и резчики по камню и дереву, и плотники, и кузнецы, и даже иконописцы и золотильщики. Все они были профессионалами высочайшего класса, но каждый из них мог в необходимом случае подменить друг друга.

Московское барокко

В конце XVII века в русском зодчестве происходят заметные изменения, в результате которых в архитектуре утверждается новое направление, известное как "московское (или "нарышкинское") барокко". Классическим образцом постройки этого стиля считается церковь Покрова в Филях (1693-1694), созданная по распоряжению дяди царя Петра I Льва Кирилловича Нарышкина предположительно Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Не уступает ей по красоте и церковь Спаса Нерукотворного (1693-1697 гг.) в подмосковных Уборах, строителем которой уже бесспорно был тот же Яков Бухвостов. Храм построен им "иже под колоколы", то есть, верхний ярус высокого храма служил одновременно и звонницей.


Церковь Покрова в Филях


Яков Бухвостов, выдающийся зодчий, происходил из крепостных крестьян и был уроженцем села Никольское-Сверчково Дмитровского уезда, ныне расположенного на территории Клинского района Московской области. Первой его большой работой стало возведение каменных стен и башен Новоиерусалимского Воскресенского монастыря (1690-1694 гг.), заменивших первоначальные деревянные укрепления этой обители. Протяженность стен достигает 930 метров, их высота в настоящее время составляет от 9 до 11 метров. С внутренней стороны стен была устроена полуциркульная открытая аркада, над которой проходил по всему периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом. Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной узор, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.

Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.


Бухвостовым был построен и Успенский собор в Рязани (1693-1699 гг.). Проектируя его, зодчий сохранил схему, восходящую к Аристотелю Фиораванти, однако поставил здание храма на подклет-галерею и украсил его тремя ярусами нарядных окон. Таким образом, Бухвостов первым в соборной архитектуре применил разбивку фасадов на ярусы при помощи рядов окон. Благодаря этому Успенский собор получился очень светлым. Во время пребывания в Рязани Бухвостов возвел для местного митрополита каменные амбары и прочие хозяйственные строения, а также несколько не сохранившихся до наших дней приходских церквей. Последним из известных сооружений Бухвостова стала церковь Ризоположения на Донской улице в Москве (1701-1708 гг.). Здесь зодчий не пользуется типичной барочной ярусной формой "восьмерик на четверике", он возводит церковь в форме простого четверика, прообразом которого были деревянные "клетские" храмы Древней Руси. Существует предположение, что храм Троицы в Троицком-Лыкове и Покровская церковь в Филях также построены Яковом Бухвостовым.

Давно уже отмечено, что храмы Бухвостова не перестраивались – настолько совершенной была их форма.


Трудами зодчих XVII века Москва преобразилась. Сошлемся на мнение Павла Алеппского, секретаря антиохийского патриарха Макария, посетившего в то время русскую столицу. О зданиях Москвы Павел Алеппский написал: "… мы дивились на их красоту, украшение, прочность, архитектуру, изящество, множество икон и колонн с резьбой, кои по сторонам окон, на высоту этажей, как будто они крепости, на их огромные башни, на обильную раскраску разноцветными красками снаружи и внутри…".

Кое-что из этой красоты дошло и до наших дней. Сохранится ли она, не потеряется ли за странного вида новыми высотками, скребущими небо?..

Каменных дел подмастерье Антипа Константинов

Изначальные сведения о зодчем мы находим в делах нижегородского Печерского монастыря 1631 г. Монастырские власти обращались в Москву с просьбой для завершения уже заложенного собора "дати своего Государского подмастерья Онтипу Лаврентьева пасынка Возоулина да нижегородских и балахонских каменщиков и кирпичников, которые делали с ним соборную церковь Архангела Михаила" * . Здесь он назван приемным сыном главного строителя Архангельского собора, каменных дел подмастерья Лаврентия Семеновича Возоулина.

* (Акты нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. - М., 1898, с. 164. )

Л. Возоулин был для Антипы не только отчимом, но и учителем-наставником в постижении профессиональных тайн. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1631 г. Антипа выступил уже как опытный организатор строительства, на которого было возложено (видимо, после смерти Лаврентия), завершение работ по Архангельскому собору * .

* (После 1630 г. имя Лаврентия Возоулина из нижегородских источников исчезает, не встречается и в делах приказа Каменных дел. Акты Печерского монастыря 1631 г. в качестве строителя Архангельского собора называют только "Антипу Лаврентьева пасынка Возоулина", причем в ранге "государева каменных дел подмастерья". )

Место рождения Лаврентия Возоулина и его пасынка не известно. Но в московских актах за 1626 г. упоминается еще один подмастерье из рода Возоулиных - Федор, возводивший вместе с Важенкой Огурцовым каменную крепость Можайска * . И если учесть, что в "смутную пору" начала XVII в. каменные работы в России повсеместно прекратились почти на два десятилетия, можно предположить: Возоулины прошли строительную школу еще на работах Приказа каменных дел во времена Бориса Годунова, так как в 20-х гг. они уже названы каменных дел подмастерьями, т. е. высококвалифицированными организаторами строительных работ.

* (Можайские акты (1506-1775 гг.). - СПб., 1892, с. 127. )

После некоторой стабилизации внутриполитической обстановки в государстве правительство Романовых решило отметить особую роль Нижегородского ополчения 1611-1612 гг. в деле освобождения России от польско-литовских интервентов.

3 декабря 1627 г. в Нижний Новгород пришел указ о возобновлении обветшавшего кремлевского Михайло-Архангельского собора, а весной следующего года Лаврентий Возоулин с пасынком Антипой прибыл в город на Волге. 23 апреля 1628 г. * на Часовой горе кремлевского холма начались строительные работы.

* (ЦГАДА, ф. 137, он. 1, Н. Новгород, д. 476, л. 538. )

Стены белокаменного собора XIV в. были разобраны, ибо еще в 1621 г. сообщалось, что "церковь архангела Михаила каменная ветха, развалилась и службы в ней нет давно..." * , и с небольшим смещением по оси восток - запад прокопали новые рвы под основание четвертого по счету одноименного храма ** .

* (РИБ, т. 17, СПб., 1898, с. 20. )

** (Первоначально вместе с основанием Нижнего Новгорода в 1221 г. была срублена деревянная церковь, в 1227 г. ее заменили белокаменным собором, возведенным по образцу и подобию храмов Владимиро-Суздальской Руси этого времени, в 1359 г. в период расцвета Великого Нижегородско-Суздальского княжества он был отстроен заново как собор при великокняжеском дворе. )

Строители сохранили план древнего собора с тремя папертями по странам света и алтарной трехабсидной частью, чтоб включить великокняжеские захоронения в пределы новой храмовой площади, и на почти квадратном основании (9,73×9,69 м) возвели шатровый храм-мемориал.

Известный исследователь древнерусской архитектуры П. Н. Максимов отмечает: "Церкви-башни, ряд которых был построен в XVI в., появились, видимо, в связи с ростом национального самосознания и желанием отметить их сооружением наиболее важные события в жизни Русского государства. Это делалось и раньше, но прежние церкви, воздвигнутые в честь памятных событий, не отличались значительно от других. Теперь же тема памятника, мемориального здания, стояла на первом плане. Высота была главной особенностью таких построек, которые должны были быть видимыми издалека, господствовать над окружающей застройкой или местностью и привлекать к себе общее внимание. Полезная площадь таких зданий была невелика..." * .

* (Максимов П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. - М. 1976 с. 196-197. )

К началу строительства нижегородского Михайло-Архангельского собора русская архитектура имела великолепные образцы каменных шатровых храмов XVI в. Но трехшатровая церковь Алексеевского монастыря в Угличе, позднее прозванная в народе "дивной", еще только строилась, а возведенный недалеко от Троице-Сергиевской лавры, в с. Деулине, храм вряд ли мог быть назван выдающимся сооружением и своей архитектурой скорее свидетельствовал о потере мастерства русскими строителями в годы "лихолетий" * .

* (Ильин М. Путь на Ростов Великий. - М., 1973, с. 78-80. )

В этих условиях прекрасно разработанный образ Архангельского собора в Нижегородском кремле, открывший в русском каменном зодчестве особый ряд шатровых храмов, остается важным его звеном. Кроме того, собор является редким для своего времени храмовым зданием, где шатровая колокольня совмещена с объемом церкви и таким образом создана ассиметричная композиция из двух разновеликих шатров. Для согласования архитектурных масс зодчий внес в начертание плана и размещение объемов ряд поправок: западная паперть была смещена к северу и главный вход в собор оказался сдвинутым с центральной оси, что дало в свою очередь возможность сделать внутристенную лестницу на колокольню более пологой, удобной для пользования.

План северной паперти принял трапециевидную форму. Сближение в северо-западной части объемов двух папертей позволило уравновесить колоколенную надстройку с притворами и высоким шатром церкви и тем самым достичь гармонического их единства в общем архитектурном ансамбле.

Согласованность всех частей здания, соразмерная человеку и не подавляющая его высота, устремленность вверх объемов и мужественная простота их декоративного решения - все это свидетельствует о большом вкусе, высокой профессиональной выучке и мастерстве зодчего, задавшегося целью своим искусством восславить героические дела человека.

Михайло-Архангельский собор был выстроен вчерне за два строительных сезона. К исходу 1629 г. в Москву сообщалось: "В Нижнем Нове городе свершена каменная соборная церковь Архангела Михаила, а зделано тово каменново дела в нынешнем во 137 году церковные стены и осмерика, и шатра, и шеи до маковицы 13 сажен с полусаженью... А по книгам тово церковново дела целовальников Ефимка Ощоулова, Кирилка Кункина с товарыщи, подмастерью каменнаго дела Ларке Семенову и каменщиком, и подвящиком, и плотником, и работником поденново корму на те дни, покаместа они у тово церковново каменново дела были, 305 рублев 21 алтын 4 денги..." * .

* (Филатов Н. Ф. Памятник воинской славы. - Сб.: Записки краеведов. Горький, 1975, с. 151. )

Однако освящение собора задержалось еще на два года. Отделочные работы завершал, видимо, уже один Антипа. Имя Лаврентия Семеновича Возоулина из документов исчезает. В это же время в синодике нижегородского Печерского монастыря среди умершей братии, без указания обычного в таком случае монашеского чина, был записан Лаврентий * . Возможно, это и был зодчий, нашедший последнее пристанище на погосте Печерского монастыря.

* (ГАГО, ф. 2013, он. 602а, д. 1, л. 29. )

В 1631 г. власти Печерского монастыря попытались привлечь Антипу к строительству каменного собора. Они неоднократно посылали об этом челобитные в Москву, но получали неизменный ответ: "Лета 139 году потребы каменные сделать, а церквей не делать, покаместа в Вязьме от городоваго каменнаго дела каменщик отделаетца" * , из чего можно со всей основательностью полагать, что Антипа в это время уже находился на западном порубежье.

* ()

Крепость в Вязьме было приказано строить еще в 1629 г. князю Андрею Хованскому, однако и по прошествии двух лет город по-прежнему оставался без надежных укреплений. Но постоянные угрозы польско-литовской агрессии требовали от русского правительства безотлагательного укрепления Вязьмы, последнего пограничного пункта на пути к Москве. Весной 1631 г. в Белозерск, Вятку и Нижний Новгород были посланы грамоты о срочной присылке мастеров для каменных работ. Так Антипа оказался на строительстве крепости в Вязьме, хотя в том же году он побывал и в Москве, где выложил "на кормовом дворе государеву поварню", за что был пожалован сукном * . Строительные каменные работы в Вязьме продолжались два года. Были отстроены шесть башен "Большого города", которые отныне стали опорными пунктами защиты пограничной крепости.

* (Сперанский А. Н. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства. - М., 1930, с. 212. )

С завершением строительства в Вязьме Антипа был отозван Приказом каменных дел в Москву, где после опустошительного пожара 1626 г. начинались многие работы по восстановлению столицы и требовались опытные мастера-строители.

Он вновь оказался среди людей, которые, видимо, знали как его настоящего отца, так и отчима. Лаврентия Возоулина уже не было в живых, и потому Антипа взял "звание" от своего родного отца, и если в Нижнем Новгороде его называли "Антипа пасынок Возоулина", то теперь стали величать "Антипа Константинов сын". Именно так можно расшифровать запись рода каменных дел подмастерья Антипы Константинова в синодике нижегородского Спасо-Преображенского собора, где названы родной отец Константин, а затем и отчим - Лаврентий.

Все лето 1634 г. Антипа с Трефилом Шарутиным находился "у заводу и у указу" в Алексеевском монастыре на строительстве Преображенской трехшатровой церкви * . Она давно не существует, но сохранившееся изображение храма первых лет XIX в., правда, без центрального, самого высокого шатра, позволяет судить о приверженности зодчего шатровому храмовому типу и о постоянных поисках каждый раз все новых решений, в данном случае - в многошатровой композиции.

* (Уваров А. С. Сборник мелких трудов. - М., 1910. Т. 1, с. 383. )

Но главным делом этого периода жизни Антипы Константинова стало строительство в Московском Кремле Теремного дворца (1635-1636), к которому, кроме него, были привлечены известные тогда зодчие Важенка Огурцов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. С ними Антипа связывало либо знакомство через родных (Б. Огурцов), либо совместная работа (Т. Шарутин), либо содружество (Л. Ушаков впоследствии будет постоянным исполнителем работ по сметным росписям Антипы Константинова).

Пожар Москвы уничтожил в Кремле многие дворцовые постройки, поэтому на старой двухэтажной части белокаменных палат XVI столетия было решено надстроить третий этаж для царских мастерских, жилой четвертый этаж покоев, а на нем - чердак, или "терем", с просторной палатой и широким гульбищем для игр детей царского рода.

Все эти этажи соединялись по уровню третьего так называемой "боярской площадкой", с которой можно было попасть либо вниз, на площадь перед дворцом, либо подняться в царские "чертоги" к передней и престольной палатам. Убранство дворца отличалось богатством и тонкостью, особенно резные белокаменные с полихромными изразцовыми вставками и раскраской порталы и наличники окон, золоченые кованые гребни, подзоры, прапоры кровель и так называемая "золотая решетка" парадного всхода. Вместе с золочеными главками домовых церквей, шатриками над входом в сени и башенкой гульбища - все это создавало поистине сказочное зрелище и долгие годы служило для русских зодчих как бы "учебным пособием" и использовалось ими в новых постройках. И когда мы говорим об "узорочье XVII в.", то наиболее совершенным нам представляется декоративное убранство Теремного дворца, в создании которого есть значительный вклад Антипы Константинова.

Как большинство русских городов, Владимир на Клязьме серьезно пострадал в годы "лихолетья", а Золотые ворота вместе с надвратной церковью Ризположения, олицетворяющие славу древней Руси, были частично разрушены. В 1641 г. сюда послали Антипу Константинова для организации их ремонта * . Нам не известно, какие работы были осуществлены, но на плане-рисунке города 1718 г. над Золотыми воротами отчетливо просматривается шатровый храм ** , возведенный, как можно полагать, по смете А. Константинова.

* (Сперанский А. Н. Очерки..., с. 212. )

** (Тверской Л. М. Русское градостроительство до конца XVII века. - М.-Л., 1953, с. 29; Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбове, Юрьев-Польский. - М., 1965, с. 25. )

Летом 1642 г. было решено выполнить новую фресковую роспись интерьеров главного храма России - Успенского собора Московского Кремля. 92 собранных из разных городов иконописца перед тем, как сбить левкас, снимали рисунки старой росписи, готовили в глиняных горшочках краски, под руководством каменных дел подмастерья Лариона Ушакова плотники ставили леса, а мастера-каменщики тут же набивали в стены гвозди для новой штукатурки. К весне 1643 г. все уже, казалось, было готово к началу росписи, но 28 мая в сводах Успенского собора были обнаружены трещины.

На место была вызвана срочно представительная комиссия во главе со стольником Г. Г. Пушкиным, дьяком С. Угоцким и подмастерьями А. Константиновым и Л. Ушаковым. Тогда же была составлена опись предстоящих дел: "... с исподи укрепить клиньем железным с рощепы да забить с левкасом накрепко, а сверху залить вареною смолою с песком и для крепости положить под углом железные связи и проходить стены буравами по обе стороны..." * . В общем, предстоял значительный ремонт, и руководить им было указано Лариону Ушакову, но под неослабным надзором более опытного в строительном деле Антипы.

* (Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов (1613-1725). Вып. 2. - М., 1883, с. 417. )

Еще ранее, 17 марта того же 1643 г., по "досмотру и по смете" Антипы Константинова каменных дел подмастерье Давыд Охлебников начал работы по разбору ветхих зданий кремлевского патриаршего дворца. После очистки места от старых хором к возведению новых и ремонту оставшихся зданий были привлечены ярославские каменщики во главе с Т. Тимофеевым и З. Остафьевым, подрядившиеся за 120 руб. "делать им на патриаршем дворе каменное дело... чтоб было крепко, и всякие худые порченные места в тех полатах, что укажет государев подмастерье Антипа Константинов, и ево им во всем слушать, и те все места наново делать и починивать, где Антипа в тех полатах ни укажет..." * .

* (Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. - М., 1884, с. 929. )

Несмотря на необходимость постоянного присутствия зодчего в Кремле при столь ответственных работах, Антипа постоянно использовался "по вызовам" Приказом каменных дел то для осмотра зданий государственных учреждений, то для описи отходящих "на государя" каменных домов, например, палат царского врача Винделина Сибелиста. Отмечая особые заслуги Антипы Константинова за 1643 г., его наградили довольно ценным подарком - "10 аршинами тафты зеленой и 4 аршинами английского сукна" * .

* (Викторов А. Указ. соч., с. 422. )

Строительство патриаршего каменного дворца продолжалось и в 1644 г. Работали все те же ярославские мастера, и по-прежнему в подряде оговаривалось, что им "делать то каменное дело по указу государева подмастерья Антипы Константинова" * . Таким образом, несмотря на то что возведение кремлевского патриаршего дворца длилось с 1643 по 1656 г., первоначальный замысел принадлежит А. Константинову, и два строительных сезона велись под его непосредственным "смотрением".

* (Забелин И. Е. Указ. соч., с. 930. )

1644 г. был, видимо, наиболее насыщенным в творческой жизни Антипы Константинова. Кроме работ в Кремле, он "был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и у иных каменных дел" * , по его сметной росписи закладывалась в подмосковном царском селе Голенищеве трехшатровая Троицкая церковь.

* (Уваров А. С. Указ. соч., с. 383. )

Важно отметить, что литейные амбары Пушечного двора венчают, как можно понять из чертежа XVII в., два четырехгранных шатра со "слухами" для выхода отработанного газа и дыма. Несмотря на строгий утилитаризм сооружения, шатры находятся в пропорциональной согласованности с высотой основания и венчаются прапорами-флюгерами, что сближает архитектуру амбаров с обликом башен русских крепостей XVII в.

В Троице-Голенищеве работы вел неизменный помощник Антипы Ларион Ушаков. Центральный, более высокий, открытый внутрь шатер, поставленный над моленным залом, в основных своих элементах и пропорциях повторяет главный шатер нижегородского Архангельского собора, и можно считать, что он выполнен при непосредственном участии А. Константинова. Два боковых, поставленных на сомкнутые своды приделов, более низких шатра в декоративном решении оказались измельченными и несоразмерными с общими пропорциями основания. Чувствуется рука другого строителя, которым, видимо, и был Ларион Ушаков, завершавший здание уже самостоятельно. Отделочные работы в церкви продолжались до 1649 г., когда 23 октября царь Алексей Михайлович в сопровождении всего двора прибыл на освящение храма. Через год Троицкое-Голенищево было подарено "за посольскую службу" нижегородскому наместнику, царскому оружейничему Григорию Гавриловичу Пушкину * .

* (Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3, с. 203-204. )

С конца 1644 г. имя Антипы Константинова из актов московских приказов исчезает, но примерно в это время в синодик нижегородского Спасо-Преображенского собора был внесен род каменных дел подмастерья. Зодчий вновь оказался в Нижнем Новгороде, видимо, по приглашению нового архимандрита Печерского монастыря Германа, бывшего до этого дьяконом столичного Успенского собора, с которым Антипа Константинов, несомненно, встречался в Московском Кремле прежде всего в период ремонта главного собора страны в 1643 г. Герман позднее будет назван современниками "строителем" за то, что именно его "старанием и казной" в Печерах тогда развернулось значительное по масштабам каменное строительство, завершившее создание одного из лучших архитектурных монастырских ансамблей XVII в. в Среднем Поволжье.

Строительство в Печерском монастыре началось сразу же по приезде Германа (1645) и явно замышлялось им до отъезда из Москвы. Назначение бывшего дьякона архимандритом одного из крупнейших монастырей России было заметным повышением по иерархической лестнице и, несомненно, было связано с особыми его заслугами перед царским домом. Можно полагать по этой же причине, что Герману удалось увезти с собой из столицы признанного зодчего Антипу Константинова. Об этом красноречиво свидетельствует единство архитектурно-композиционных приемов и даже прямое перенесение в архитектуру зданий Печерского монастыря форм более раннего по времени нижегородского Михайло-Архангельского собора, с которым была связана пора становления как мастера Антипы Константинова.

Исследователь архитектуры г. Горького С. Л. Агафонов прямо сообщает: "в 1640-е гг. в Печерском монастыре тем же А. Возоулиным были сооружены две каменные шатровые церкви - надвратная Евфимия Суздальского и Успенская церковь с трапезной..." * . Зодчий здесь назван именем отчима, но это объясняется тем, что только в последнее время найдены документы, проливающие свет на жизнь и деятельность Антипы Константинова.

* (Агафонов С. Л. Горький, Балахна, Макарьев. - М., 1969, с. 55. )

Создание архитектурного ансамбля Печерского монастыря стало едва ли не самой значительной его работой, где проявились дарования и градостроителя, и художника, и строителя-практика.

Печерский монастырь, основанный в 30-е гг. XIV в. известным церковным деятелем того времени Дионисием, играл видную роль в жизни Великого Нижегородско-Суздальского, княжества (1341-1392 гг.). Уже в XIV в. монастырь стал не только богатым и влиятельным феодалом края, но и центром просвещения. Среди иноков монастыря известен Павел Высокий - "книжник, грамотный, чудный старец". Видимо, здесь создавалась знаменитая Лаврентьевская летопись (1377).

За свою многовековую историю Печерский монастырь неоднократно разорялся монголо-татарами, но всякий раз восстанавливался вновь. К концу XVI в. монастырский комплекс включал каменный собор, колокольню, многочисленные рубленые келейные корпуса, трапезную и хозяйственные постройки. Но в результате оползня 1597 г. правого берега Волги, на котором стоял монастырь, все постройки были уничтожены.

Тогда же в Москву за разрешением возобновить каменные, здания была отправлена с богатыми дарами депутация. Особой царской грамотой нижегородскому воеводе было приказано выяснить возможности строительства монастыря на старом месте. После исследования грунта каменщиками-мастерами было сделано заключение, что "каменных храмов на том месте строить нельзя, гора подвиглася Болшая и прошла глубоко и место стало слабо все..." * , поэтому под застройку выбрали просторную береговую террасу на километр, ближе к городу, где и отстроили спешно временные деревянные здания.

* (ГОБ РО, р. 1027, Книга Великое Зерцало, 1597. )

В тяжелые для страны годы начала XVII в. ведение дорогостоящих каменных работ было невозможно, и монастырь оставался деревянным долгие годы. В Писцовой книге Н. Новгорода 1621-1622 гг. он описан так: "...за старым острогом вниз на берегу Волги реки монастырь Печерской. А в монастыре церковь Вознесения... да придел Покрова... с трапезою древяны, верх шатром, а около церкви паперти... А на колоколнице колокол благовестник 76 пуд; да колокола красные, а другие зазвонные; да у часов два колокола невеликие; колокол часовой. Да келья архимандричья с комнатою, да 15 келей братцких; келья хлебенная; сушило; ледник с сушилом; поварня. А около монастыря ограда заметь..." * .

* (РИБ, т. 17, СПб., 1898, с. 326-343. )

Только к началу 1629 г. после заверения, "что церковное нование будет место твердо и запасов будет старово храма того камени и кирпичу" * , из Москвы была получена благословенная грамота на возведение каменного собора. Но просто еще два года, прежде чем начались сами строительные работы, ибо в монастыре не было своих "домовых" каменщиков, а имевшиеся в городе мастера в это время возводили Архангельский собор.

* (Акты Печерского монастыря..., с. 162. )

В 1631 г. в Печерский монастырь из Костромы прибыли несколько каменщиков во главе с Федором Опариным, которые в течение одного строительного сезона заложили фундаменты и возвели часть стен подцерковья. Основные же работы предполагалось продолжить в 1632 г. силами тех же костромичей, но обещанные властями Ипатьевского монастыря мастера не прибыли в Нижний Новгород, а все нижегородские "каменщики, кирпичники и горшечники" были срочно вызваны Приказом каменных дел к строительству укреплений города Вязьмы, о чем говорилось выше.

Завершали отделку собора уже набранные из монашествующих каменщики, получившие первоначальные профессиональные навыки у мастеров из Костромы. Руководителем работ стал Изосима, а ведущим каменщиком - Ефрем Босой.

К исходу 1633 г. собор был вчерне готов, и в наставлении архимандрит требовал: "...сам, Изосима, дозирай... А в церкви буде кружала, которые не выбраны и не подмазаны и не обелены, и вы б не выбирали, пустили б в зиму, а трапезу бы есте строили к зиме и двери бы есте и окна войлоками обивали, а буде где на столбе или под сводами сщель появится, и старец бы Ефрем с своими каменщиками поделывал, ак ево Бог вразумит, чтоб порухи где не учинить, а глава болшая буде не опаяна, и он бы главу опаивал неоплошно с великим радением..." * .

* (НГВ, часть неофициальная, 1848, с. 157-158. )

Отделочные работы продолжались еще несколько лет.

История строительства собора Печерского монастыря чрезвычайно запутана. Первоначально собор, видимо, мыслился поземным, затем - на высоком подцерковье, сначала на три, потом на четыре и, наконец, на пять престолов. Уже в процессе строительства к собору пристроили трапезную палату с Покровским приделом, для которого в интерьере выгородили кирпичными стенами юго-западный сектор, а на его сводах как бы вторым этажом устроили придел Изосимы и Савватия. Все это вызвало не только многократные добавления и исправления первоначального замысла, но и придало зданию многие, только ему присущие архитектурно-композиционные особенности.

Второй этап каменного строительства в Печерском монастыре охватывает 1645-1650 гг., когда были возведены надвратная церковь с келейным корпусом воротника, Успенская церковь при огромной трапезной и "двухжитийные" покои с рубленым третьим этажом. Именно в это время комплекс монастырских зданий превратился в законченный архитектурный ансамбль, где каждому новому зданию в общей композиции найдено свое, наиболее выигрышное место с сохранением в качестве доминанты мощного пятиглавая собора. Шатровые церкви значительно обогатили силуэт ансамбля.

В течение строительного сезона 1645 г. были возведены каменные "святые" ворота с шатровой церковью Евфимия и примыкающим с южной стороны келейным корпусом воротника. Церковь представляет собой редкий в русской архитектуре памятник: во-первых, остается единственным, сохранившимся до наших дней шатровым храмом, поставленным над главными монастырскими воротами * ; во-вторых, служит наглядным примером строительства "по образцу", которым в данном случае служил нижегородский Архангельский собор. Правда, поставленная над арочным проездом ворот церковь получила ряд индивидуальных архитектурных особенностей: вместо обычной трехабсидной выполнена прямоугольная алтарная часть, само здание возведено с заметным даже на глаз сокращением горизонтальных размеров, чем подчеркивалась устремленность вверх в общем-то небольшого сооружения (около 27 м высоты).

* (В XVII в. шатровые храмы над главными воротами существовали в Яицком городке и Спасском монастыре в Ярославле. )

Вслед за надвратным храмом началось строительство обширной, более подобающей знатности и богатству Печерского монастыря каменной трапезной палаты. На ранее отправленное в Москву челобитье о разрешении начать строительство 24 июня 1647 г. была получена патриаршая грамота, в которой говорилось: "...Велено в Нижнем Нове городе в Печерском монастыре Архимандриту Герману с братьею воздвигнуть новую, каменную, теплую церковь с трапезою, а кирпич де на то церковное строение подряжен на Балахне, и нам бы их - Архимандрита Германа с братьею - пожаловать, не велети б с того кирпича, как повезут с Балахны водяным путем в Нижней, и в Нижнем бы с того кирпичу и с судов пошлин и с людей головщины имать не велеть" * .

* (Акты Печерского монастыря..., с. 222. )

Как и прежде, в монастырь были согнаны "тяглые крестьянишки", уже получившие строительный опыт на предыдущих работах, а чтоб не сбежали "в нети", их сопровождали келейные служки с поручными записями.

В том же 1647 г. под новое огромное здание трапезной палаты были выкопаны рвы, забучены фундаменты, выложены стены и своды подцерковья, несмотря на то что часть каменщиков монастырской артели взяли весной в Москву на строительство Успенского собора в Спас-Новом монастыре по требованию его настоятеля, будущего патриарха Никона.

Стремясь ускорить завершение работ в монастыре, Герман послал 29 января 1648 г. царю слезное челобитье: "...Исподние своды сведены, запасы всякие к совершению тоя церкви готовы... не вели, Государь, у нас сего лета тех наших монастырских крестьянишек-каменщиков от нашего церковного дела имать, чтоб нам, Богомольцам твоим, сего лета церковь совершить..." * . В Приказе каменных дел на прошении была сделана помета: "...буде тем каменщиком у них в Печерском монастыре дело будет - и их не имать, а буде у них в монастыре каменного дела не делать, а бьют челом ложно, и на них - архимандрите с братьею - взять пени 50 рублев". Каменщики были оставлены в Нижнем. В 1648 г. каменная трапезная "на службах" с шатровой церковью Успения при ней в Печерском монастыре была завершена.

* (Акты Печерского монастыря..., с. 223-224. )

Шатровые церкви при монастырских трапезных палатах известны с XVI в. * Однако здесь мы имеем редкий пример, когда при желании заказчиков иметь более обширную по размерам трапезную (20,6×21,2 м) строители, используя привычные конструктивные приемы, объединили внутренним пространством как бы четыре одностолпных палаты. Система девяти крестовых сводов дала возможность передать их давление и распорные усилия на четыре массивных столба, стянутые коваными железными связями, и на стены с лопатками по фасадам. В истории русской архитектуры известны многочисленные одностолпные и двухстолпные палаты, но четырехстолпие не выявлено. Тем самым трапезную палату Печерского монастыря можно считать не только интересным образцом, но и значительным памятником русской архитектуры первой половины XVII в.

* (Введенская ц. Успенского монастыря в г. Старице, 1570 г. Алексеевская ц. Солотчанского монастыря под Рязанью, XVI в. Введенская ц. Троицкого-Болдина монастыря, 1591 г. и др. )

С окончанием трапезной были тотчас начаты подготовительные работы к строительству каменных жилых келий и прежде всего настоятельских покоев. В 1649 г. в нижегородскую таможню была представлена царская жалованная грамота на беспошлинный провоз в монастырь кирпича из Балахны, а к исходу следующего года архимандричий корпус был завершен. Г-образное здание заняло угловую северо-западную часть монастырской территории. Оно состояло из двух разновеликих корпусов: со стороны береговой кромки трехэтажного с рубленой жилой частью и гульбищем, а с запада - одноэтажного на подклетах.

Парадные помещения располагались в двух центральных, более просторных горницах второго этажа, окна которого с главного фасада отмечены хорошо прорисованными килевидными наличниками, составленными из фигурных кирпичиков "штучного набора". Причем в их убранстве применены и "дыньки", используемые русскими строителями обычно для оформления главных храмовых порталов, реже - парадных входов в жилые палаты.

В подклетной части, под приемными покоями, располагались кладовые и хозяйственного назначения помещения, каждое из которых освещалось двумя небольшими оконцами с железными коваными решетками (ныне скрытыми в насыпи культурного слоя).

Тогда же, в 1650 г., власти начали замену обветшавших рубленых келейных корпусов на каменные, для чего "балахонцы-кирпичники" подрядились поставить в монастырь 30000 кирпичей, но их захватил к строительству Спасо-Преображенского собора в Нижегородский кремль Семен Задорин, заодно "прибрав" силой и монастырских каменщиков. Власти Печерского монастыря, видимо, запрещали своим "крестьянишкам" работать у Задорина, тот же, требуя от них полной отдачи сил, грозил наказанием. Оказавшись между двух враждующих сторон, строители испытали немало притеснений, о чем узнаем из жалобы властей Печерского монастыря 1 августа 1650 г. Ивану Неронову * , чтоб он защитил их перед власть имущими в Москве: "...а у нас, государь, за тем в монастыре каменное дело стало не достроено. Которые, государь, наши монастырские пахотные крестьянишки живут в деревнях на тяглых своих жеребьях, в слободах на оброке и делают в монастыре кирпичное дело повытно, и он, Семен, и тех наших крестьянишек назвал каменщиками и побрал их делать к Нижегородцкой соборной церквех каменному делу... взяв неволею, у каменного дела без нашего совету оскорбляет большими побои... перед приказом монастырских крестьян дву человек без вины до смерти было своими руками убил..." ** .

* (Иван Неронов в 30-е гг. XVII в. был попом Воскресенского собора Нижегородского кремля, выступал инициатором борьбы за "благочестие" нижегородцев. В середине 40-х гг. XVII в. переехал в Москву, где получил место протопопа Казанского собора на Красной площади (тогда еще называвшейся "Пожар") и прославился своими проповедями, на которые обычно стекались многочисленные толпы московского посадского люда. Входил он и в придворный кружок "ревнителей благочестия" вместе с нижегородцами Никоном, протопопом Аввакумом, Стефаном Вонифатьевым и др. )

** (Нижний Новгород в XVII веке: Сб. документов. - Горький, 1961, с. 108. )

Несмотря на сложности, ансамбль Печерского монастыря к середине XVII в. был в основном завершен. Каждому зданию в общей композиции отводилась вполне конкретная роль, и с любой точки обзора были различимы все его главные постройки. С Волги вытянутый вдоль берега монастырь хорошо просматривался на фоне зелени горы. Пятиглавие собора по сторонам поддерживали композиционно шатры трапезной и надвратной церквей. С материковой горы монастырь читался живописным силуэтом в панораме волжских далей и сини лесов левого берега Волги. И с этой точки обзора центр ансамбля также фланкируют два шатра, но уже колокольни и Успенской церкви. Все это свидетельствует не только о профессиональной выучке и мастерстве зодчего (здания прекрасно сохранились до наших дней), но и тонком его художественном чутье.

Таким образом, систематизированные сведения дают достаточный материал для высокой оценки одаренности каменных дел подмастерья А. Константинова, вся жизнь которого была связана с возведением различных по назначению гражданских и храмовых сооружений с шатровыми верхами. На его творческом наследии мы отчетливо можем проследить художественно-композиционное развитие и основные этапы Эволюции русского шатрового храмового типа первой половины XVII в.: от конструктивного, открытого внутрь шатра Архангельского собора и Евфимиевской церкви до шатровой декоративной надстройки Успенской церкви Печерского монастыря, от двухшатровой асимметричной композиции Архангельского собора до трехшатровых, строго симметричных верхов московских церквей Алексеевского монастыря и Троицкого-Голенищева.

Все это позволяет включить в список выдающихся зодчих России имя Антипы Константинова, одаренного мастера русского шатрового храмового типа, началом и завершением своего творческого пути связанного с Нижним Новгородом XVII в.

mob_info