История трубной площади. Станция трубная. Монумент на Трубной

История появления труб из металла уходит вглубь столетий. Началом металлургического производства считается VIII-VII тысячелетие до н.э. Недостаток воды в Азии и на Ближнем Востоке стал причиной появления трубопроводов.

Первые трубопроводы в древнем Египте

В Египте обработку металлов начали еще в IV тыс. до н.э. В связи с недостатком воды в этой стране, потребность в изготовлении водопроводных труб была очень большой. Неудивительно, что здесь такие изделия начали производить так давно. Первоначально для этих целей использовали стволы бамбука и изделия из формованной обожженной глины.

Самые ранние из известных человечеству трубопроводов были найдены в Абусире. В дворцовой части пирамиды короля Сахуре была обнаружена труба из меди, предназначенная для отвода дождевой воды. Она была уложена в камнях и закреплена при помощи гипса.

Куски медных труб были соединены между собой внахлест, для этого каждое последующее звено сужали с одной стороны. Трубы вставлялись одна в другую с натягом. Уже во ІІ столетии до н.э. в Египте активно строились длинные водопроводы из медных труб. Воду из хранилищ и резервуаров, возвышающихся над местностью, доставляли в поселения.

Римские трубы

Совершенствование трубного дела в Древнем Риме привело к улучшению качества водопроводных систем. Здесь изготавливались трубы из олова, свинца и бронзы. Существовала целая промышленность по производству труб из свинца с клеймами мастеров, товарными знаками и штампами заказчиков.

Из листов металла формировали трубы, имеющие диаметр 20-300 мм. Из свинцово-оловянного припоя изготавливали шов. Соединения выполнялись встык или внахлест.

Порой встречались изделия, в которых изгиб кромки был желобчатый. Кромка обрабатывалась специальной замазкой. Однако эти изделия использовались только для замуровывания в стену.

Трубы из свинца Ø30 до Ø600 мм при одинаковой толщине стенок (8 мм) использовались для устройства водопровода. Как следствие, труба, имеющая Ø30 см, обладала рабочим давлением до 1,5 атм, а труба Ø60 см – до 1,25 атм.

Иногда все-таки использовались и толстостенные трубы из свинца. В водопроводе Алатри встречаются трубы, которые выдерживают сравнительно высокое давление (не больше 10 атмосфер). Это обусловлено толщиной труб, диаметр которых составляет 10 см, а стенок – 10-35 мм.

Трубопроводы в Европе

До XVII века в разных системах в Европе использовались трубы из цветных металлов и даже древесины.

Веками с металлическими и керамическими трубами соперничали их аналоги из дерева! А в 1430 г. в Германии даже была разработана специальная машина для изготовления деревянных трубопроводов. Да Винчи усовершенствовал эту выдумку, установив ускоритель вращения, предназначенный для вертикального и горизонтального сверления.

Трубное дело на Руси и в Европе развивалось с одинаковой скоростью. Водопроводы изначально устанавливались исключительно в крупных хозяйствах. Первый Кремлевский водопровод, строительство которого началось в середине осени 1631 года, заслуживает особенного внимания. Воду для водоснабжения брали из реки Москвы. По свинцовым трубам самотеком она приводилась в колодец Свибловой башни, а оттуда с помощью водоподъемной машины доставлялась по разным направлениям во дворцы. В домах были установлены водовзводные лари и водоемы. Производительность системы составляла до 4 тысяч ведер в сутки.

Со временем была создана сеть водопроводов – от резервуара проводились отдельные трубопроводы.

Технический уровень водопровода Москвы не был ниже таких же сооружений в Европе. Водопровод Кремля обслуживал отдельный персонал. Царь оценил преимущества водопроводной системы и вскоре позаботился об ее организации во всех местах своего пребывания.

Все существующие в прошлом водопроводные системы были простыми. Годы исследований привели к совершенствованию водопровода, благодаря чему у каждого жителя страны сегодня есть возможность пользоваться водой из крана.

Станция «Трубная» расположена между станциями Люблинско-Дмитровской линии «Сретенский бульвар» и «Достоевская», на пересечении Бульварного кольца и Цветного бульвара, под Трубной площадью.

История станции

Станцию «Трубная» хотели строить еще в далеком 1931 году. Позже, в 1934, 1957, 1965 и в 70-х годах станцию планировали строить на самых разных участках и линиях. Она должна была войти в состав Краснопресненско-Рогожского диаметра, Калужско-Рижскую и Ждановско-Тимирязевскую линии и т.д. В результате строительство станции началось только в 1990 году, а в 1992 году станция уже должна была начать свою работу, но из-за недостатка финансирования строительство не раз приостанавливалось. Окончательно решились заняться станцией в 2005 году, а 30 августа 2007 года «Трубная» была открыта.

История названия

Первоначально станцию панировали назвать по площади, под которой она расположена, но затем название сократили до «Трубная».

Описание станции

Главный архитектор станции Владимир Филиппов планировал отделать станцию каррарским мрамором желтоватых тонов, но привезли только серый мрамор. В результате станция получила именно эту отделку со вставками темно-зеленого цвета. Пол станции выполнен из светло-серого и черного камня. Освещение производится при помощи закарнизного света: весь зал освещается белым светом, порталы - оранжевым. Дополнительное освещение дают бульварные фонари, выполненные в стиле модерн. Светодиодная полоса по краю платформы предостерегает пассажиров от чрезмерного приближения к путям.

Декоративным украшением станции служат витражи и панно работы Зураба Церители, на которых изображены древние города стран СНГ. Витражи размещены между колоннами, над проходами центрального зала находятся панно.

Технические характеристики

«Трубная» - трехсводчатая колонно-стеновая станция, залегающая на глубине 60 метров. Для усиления конструкции, лежащей на монолитной железобетонной плите, каждый пятый проход между колонн заменен простенком.

Участок «Сретенский Бульвар» - «Трубная» имеет одну особенность - укороченный на 100 метров радиус кривой. Это сделано для того, чтобы отвести трассу от памятника архитектуры «Рождественский женский монастырь».

Вестибюли и пересадки

«Трубная» имеет пересадку на станцию Серпуховско-Тимирязевской линии «Цветной Бульвар». Переход находится в северном торце станции. Через южный торец пассажиры выходят в город на Трубную площадь.

Наземная инфраструктура

Поскольку станция находится недалеко от центра Москвы, то всевозможных развлечений, магазинов, ресторанов, и познавательных мест здесь огромное количество. Рядом со станцией расположены знаменитый цирк Юрия Никулина, Московский театр современной пьесы, Государственный литературный музей, несколько галерей и православных храмов.

Поле того, как «Трубная» открылась, многим пассажирам не понравились витражи станции. Дело в том, что на всех витражах изображены храмы, но ни на одном изображении нет крестов. Пассажиры решили исправить ситуацию. Они стали прикреплять к куполам соборов свои нательные крестики. Руководство станции посчитало, что в этом нет ничего предосудительного, и не стало снимать эти крестики. На некоторых витражах нательные кресты можно увидеть и сегодня.

Древний Египет, Индия, Китай начали формироваться в долинах полноводных рек. Расширяя свои территории, цивилизации Древнего мира все больше и больше потребляли воду, что постепенно приводило к ее дефициту. В связи с этим люди начали задумываться над изобретением различных приспособлений для сохранности водных ресурсов. Одним из наиболее важных таких изобретений стал трубопровод.

Первым местом, где была применена труба, был Древний Китай. Примерно с 2500 лет до н. э. Китайцы начали изготавливать деревянные трубы, основой которым служил обработанный бамбук. С помощью таких труб воду транспортировали для питья и поливки земли для урожая.

Впоследствии своего развития человечество стало осваивать керамику, поэтому наряду с деревянными трубами появились еще и трубы гончарные из формованной обожженной глины. Затем начала постепенно развиваться и металлургия, вследствие чего возросла роль труб из металла, которые обладали рядом преимуществ перед своими деревянными и керамическими предками, прежде всего продолжительностью срока использования и меньшими размерами.

Самая ранняя металлическая труба, сохранившаяся и до наших времен, была обнаружена в Египте. Эта труба была изготовлена из меди и, как считают ученые, являлась частью водостока древнего храма. В Риме также применяли металлические трубы, литые из бронзы и металлического листа с паяным швом. Из таких листов формировали трубу радиусом от 12,5 до 150 мм. Продольный шов выполняли различными методами. Обычно трубы накрывали U-образной свинцовой полосой и затем запаивали припоем из олова и свинца. Последний нашел наибольшее применение в древних трубопроводах. Свинец очень пластичен и легко подвергается механической обработке, обладая прекрасными литейными свойствами, он был хорошим материалом для изготовления труб и деталей водопроводов.

В Древней Руси уровень организации водоснабжения полностью соответствовал достижениям в данной области европейцев. Первый деревянный водопровод был построен в Новгороде в XI веке.

Во времена Генриха VIII были усовершенствованы методы изготовления труб в связи с изготовлением стволов огнестрельного оружия способами литья и ковки. В это время в литье был совершен прорыв, вследствие которого главным металлом стал чугун, из которого преимущественно изготавливались пушки и ружья больших размеров. Вскоре английские литейщики освоили технологию изготовления труб для водопроводов и канализации, решеток бытового (камины) и строительного назначения.

С большим развитием металлургии начинают появляться и трубы из стали. Первая стальная труба была изготовлена А. Пенспеном в XIX веке методом кузнечной сварки.

Спустя несколько десятков лет начали производство стальных бесшовных труб. Так Братья Маннесман (Германия) в 1885, работая на фабрике напильников в Ремшейде, при обкатке стальных прутков в валках со смещенными осями (винтовая прокатка) получили внутри прутков, в сердцевине рыхлость, а затем и полость, что позволило им запатентовать оригинальный высокопроизводительный способ производства бесшовных труб — гильз. Позднее ими же были созданы станы для дальнейшей раскатки полученных полых гильз в трубы требуемого сечения.

Сейчас уже невозможно представить себе мир без стальных труб. На сегодняшний день существуют магистральные трубопроводы для перемещения нефти, газа, воды, и городские сети трубопроводов различного назначения и применения, например, для отопления, канализация и др.

Сейчас существует огромное множество марок стали для изготовления труб и деталей трубопроводов для разного рода работ, например, для работы при очень высоких и низких температурах (соответственно 15Х5М и 09Г2С).

В данной статье Мы окунулись в историю начала трубопроводного производства и трубы в целом. В следующих статьях речь пойдет о появлении запорной арматуры, о фланцах и фланцевых соединениях, об их развитии и производстве.

До строительства стен Белого города в конце XVI века нынешняя Трубная площадь представляла собой низину с текущей по ней рекой Неглинкой, заливными лугами, окружёнными с северной стороны коренными лесами, а с южной - городской застройкой, состоящей главным образом из церквей.

После постройки стен на этом месте выросла глухая башня, у подножия которой возник рынок, получивший вскоре название «Лубяной торг»: там торговали деревом, а осенью ещё и сеном. С северной стороны вместо лесов появился новый район - Скородом, названный чуть позже Земляным городом.

У трубы

Неизменной оставалась лишь река, которая текла из района нынешней Марьиной Рощи. На Трубной площади она образовывала обмелевший к концу XVIII века Верхний Неглиненский пруд, бежала дальше в сторону Кремля, огибала его с северной стороны и впадала в Москву-реку.

Собственно, Неглинной Трубная площадь и обязана своим названием. Мнения расходятся, почему же именно труба. В последнее время чаще всего говорится о том, что по ней река текла через стену Белого города. Но вот Иван Кондратьев, издавший в 1893 году книгу «Седая старина Москвы», предлагал более правдоподобную версию: «Одним из важнейших мостов через Неглинную, помимо Кузнецкого, был мост на нынешней Трубной площади. Он был построен в самую глубокую старину, деревянный, на высоких сваях, причём для течения воды под мостом была проложена огромная деревянная труба, почему и местность получила название Трубы».


Причём название это настолько стало общеупотре​**тельным, что дало имя одному из здешних храмов - церкви Сергия Чудотворца, что на Трубе. Да и в официальных документах местность часто именовалась именно так.

Именно на Трубе, которая летом порой представляла собой непроходимое болото, зимой устраивались масленичные катальные горы и организовывались кулачные бои, без которых в Москве не обходился ни один зимний праздник.

В начале XIX века произошло два очень важных события в истории не только Трубной площади, но и всей Москвы. После 1812 года Неглинную, куда «москвичи старого времени имели обыкновение сваливать всякую дрянь», было решено заключить в трубу и сверху засыпать. В 1823 году прозвучало предложение о продлении бульваров и, соответственно, о замощении площади.

13 июня 1824 года состоялась переторжка, победителями которой стали крестьяне Терентий Андреев и Алексей Колмогоров, которым и предстояло планировать площадь. Досыпать необходимо было около одного метра земли. Для этого требовалось привезти почти 250 кубических сажен (примерно 2,5 тысячи кубических метров) земли.

В первое лето было доставили 125 кубических сажен, причём землю брали со дна Неглинной - наносную, песчаную, с илом. После осадки грунта были досыпаны оставшиеся 125 кубических сажен, и площадь была выровнена.

От разливов и наводнений, правда, это не спасало. Даже в XX веке, хотя работы по очистке и улучшению русла Неглинной периодически всё же проходили, Трубная площадь не раз оказывалась под водой. Было это и в 1960 году, и в 1973-м, и в 1974-м. Именно последнее наводнение стало, можно сказать, последней каплей, и уже на следующий год работы по прокладке нового коллектора пропускной способностью 66,5 кубического метра воды в секунды были завершены.

Новая жизнь

После заключения реки в коллектор и замощения площади это место начали обустраивать. Здесь был сооружен бассейн Мытищинского водопровода, к которому подключили фонтан, получавший ранее воду из ключей у Рождественского монастыря. В 1840-х годах на Трубу - в самое начало тогда ещё Большого Трубного бульвара - переехал цветочный рынок. До 1824 года он размещался на Красной площади, около Кремлёвской стены, а потом перебрался на Театральную площадь.

В 1851 году Иван Зеленецкий писал: «И теперь уже по вечерам можно видеть множество здесь народу и экипажи около бассейна, в которых приехали погулять по цветнику, когда цветник ещё не приведён в порядок, когда на Трубном бульваре нет ни кофейной, где можно получать чай, кофе и прохладительные напитки, ни музыки; но что же сказать тогда, когда всё это устроится и цветник примет настоящий вид».

Конка, борзые и птичий рынок

В те же годы, но уже с Охотного Ряда, на Трубную переехал птичий рынок, на котором продавали птиц, собак и других мелких животных. Каждое воскресенье со всех концов Москвы съезжались голубятники с голубями и птицеловы, предлагавшие приобрести попавших к ним в силки птиц, любители собак и аквариумных рыбок. О нём живописали и Антон Чехов, и Владимир Гиляровский: «Охотники и любители птиц наполняли площадь, где стояли корзины с курами, голубями, индюками, гусями. На подставках висели клетки со всевозможными певчими птицами. Тут же продавались корм для птиц, рыболовные принадлежности, удочки, аквариумы с дешёвыми золотыми рыбками и всех пород голуби. Большой угол занимал собачий рынок. Каких-каких собак здесь не было! И борзые, и хортые, и псовые, и гончары всех сортов, и доги, и бульдоги, и всякая мохнатая и голая мелкота за пазухами у продавцов».


В 1872 году по Трубной площади прошла первая линия конно-железной дороги. Это привлекало на площадь зевак, которые сидели на чугунных тумбах и поджидали конку. Посмотреть и правда было на что. Если от Петровских ворот небольшой вагончик волокли две лошади, то для подъёма по Рождественскому бульвару к ним добавляли ещё двух, а то и четырёх. На каждую из них садился мальчик-форейтор, и под гиканье пацанов и бесконечный перезвон кучера вагон с разгону взбирался в горку. Не дай бог, на пути окажется замешкавшийся пешеход, - экипажу порой приходилось сползать медленно обратно, чтобы попытаться вновь одолеть подъём.

В 1895 году конка уступила место трамваю, а на Трубной вскоре был построен вокзал - пересадочный пункт. Однако переход на электротягу ситуацию не изменил. Площадь оставалась крайне сложным участком. Вагоновожатый ехавшего со Сретенки трамвая был обязан удостовериться, что остановка на Трубной уже пуста и рельсы свободны. 24 ноября 1915 года на площади произошла авария. Трамвай с неисправными тормозами скатился по Сретенскому бульвару и врезался в трамвай, стоящий на Трубной. Пострадали 17 человек, четверо из них - тяжело.

К этому моменту кровь на Трубной лилась уже не раз. В 1905 году на площади было одно из самых жестоких декабрьских столкновений. Революционная пора 1917-го также не обошла Трубу стороной. 12 ноября, к примеру, на птичьем рынке продавали оружие. В какой-то момент торговцы устроили перестрелку с милицией: один человек погиб, один был тяжело ранен. Птичьему рынку, кстати, жить оставалось уже недолго. Первый раз торговать на Трубной запретили в 1921 году, а в ноябре 1924-го его, вместе с цветочным, выгнали оттуда окончательно.

Одной из самых кровавых страниц истории Трубной площади было, конечно, прощание советского народа с Иосифом Сталиным. 6 марта 1953 года здесь возникла жуткая давка, унёсшая, по разным оценкам, от нескольких сотен до пары тысяч жизней. Об этом писал в своих воспоминаниях Евгений Евтушенко, а Герман Плисецкий - в поэме «Труба»:

«Вперёд, вперёд, свободные рабы,

достойные Ходынки и Трубы!

Там, впереди, проходы перекрыты.

Давитесь, разевайте рты, как рыбы.

Вперёд, вперёд, истории творцы!

Вам мостовых достанутся торцы,

Хруст рёбер и чугунная ограда,

И топот обезумевшего стада,

И грязь, и кровь в углах бескровных губ.

Вы обойдётесь без высоких труб».

«Адъ» в «Крыму»

Отдельной страницей истории Трубы стала ночная жизнь Трубной площади, бесшабашная и чрезвычайно колоритная. Недаром легендарный Владимир Гиляровским с таким упоением рассказывал об этих местах. Трущобы, притоны, постоялые дворы, кабаки, причём самые дешёвые, - вот чем славилась Труба и её окрестности. Приличному человеку появляться здесь было небезопасно.

Самым известным местом был, конечно, «Крым». Гостиница, трактир, постоялый двор - как только его ни называли - состоял из трёх этажей и подвала, носившего название «Адъ». Там-то и происходило самое интересное.

«Посещать это заведение было крайне опасно; ни один посетитель не выходил оттуда, не быв обокраден, обыгран в карты или просто ограблен или избит... Из Ада было устроено несколько тёмных выходов внутрь двора; в этих узких коридорах, в различных местах и на различной высоте были устроены деревянные перекладины, ниже человеческого роста, и врыты столбы таким образом, что попавший в этот притон, спасаясь бегством от мошенников, неминуемо натыкался на устроенные преграды, ударялся об них и ошеломлённый падал в руки преследовавших его».

В «Аду» размещалось две харчевни, одна из которых состояла из четырёх комнат и 14 отдельных номеров, куда посетители приходили с публичными женщинами. На первом, втором и третьем этажах «Крыма» также размещались номера, которые, помимо помесячной аренды, сдавались временно для любовных свиданий.

«Подвальный этаж служит скопищем народа нетрезвого, развратного и порочного; туда собираются развратные женщины и служат приманкой для неопытных мужчин; время там проходит в пьянстве, неприличных танцах, открытом разврате и т. д., - пишет московскому генерал-губернатору один из городских чиновников. - Там происходят различные сделки и стачки между мошенниками, которыми воровства производятся даже в самом заведении».

После этого донесения в 1866 году «Крым» был ликвидирован. Вместо него появился «Русский трактир», а подвальный этаж был превращён в складские помещения. В 1981 году не стало и самого здания.

Трубная площадь – площадь в Мещанском и Тверском районах Центрального административного округа Москвы. Находится между Петровским , Цветным и Рождественским бульварами и Неглинной улицей .

Трубная площадь в Москве – история, название

Трубная площадь образовалась на месте, где в XVII в. река Неглинная пересекалась с крепостной стеной Белого города . Она протекала через отверстие, закрытое решёткой. Поскольку толщина стены была около 5 м, то дыру назвали "трубой". В 1780-х гг. разобрали стены, а в 1817-1819 гг. реку заключили в подземный коллектор. Освободившееся пространство получило название Трубная площадь.

От разливов и наводнений подземная труба не спасала. Несмотря на периодические работы по очистке и улучшению русла Неглинной , Трубную площадь не раз затопляло. Последние наводнения были в 1960, 1973 и 1974 гг. Наконец, в 1975 г. проложили коллектор с повышенной пропускной способностью, и наводнения прекратились.

В 1840-х гг. на Трубную площадь из Охотного ряда перевели Птичий рынок. В книге "Ушедшая Москва" И.А. Белоусов писал: "В день Благовещения этот базар увеличивался против обыкновенного в несколько раз. У москвичей существовал исстари обычай выпускать в этот день на волю птиц. Некоторые истые москвичи из купечества и зажиточного класса специально приезжали на Трубную площадь, чтобы выпустить на волю несколько птичек. Для этого крестьяне из подмосковных деревень привозили целые садки с сотнями овсянок, снегирей и других мелких птиц". Выходит, чтобы птичку выпустить, её надо сначала поймать.

mob_info