Методика 10 слов заключение. Кратковременная слуховая память. Методика А. Р. Лурия "10 слов". Тест «Запоминание и воспроизведение предложений»

Цель 1: оценка состояния объема кратковременной слухоречевой памяти.

Стимульный материал: Используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа. Например:

· Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

· Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Процедура:
Инструкция 1:«Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5 – 1 секунд) и четко. После первого повторения слов испытуемым, в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные им слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности испытуемого не делается. После первого воспроизведения говорится, что «всё хорошо», и исследование продолжается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих испытуемого.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2: «Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь»

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9 – 10 повторов) - такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда испытуемый начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения проводить нецелесообразно.



При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Исследователь просто говорит: «Еще раз».

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов с первого раза.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов с первого раза.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов с первого раза.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов с первого раза.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова с первого раза.

0–1 балл – испытуемый за все время назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Каждое повторение слов испытуемым регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Цель 2: Оценка состояния объема долговременной слухоречевой памяти.

Процедура: Через 40 – 50 минут исследователь предлагает испытуемому вспомнить слова из предыдущего теста. «А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали».

В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил испытуемый, и последовательность, в которой он их воспроизводил.

Критерии оценки:

10 баллов – испытуемый назвал 10 слов.

8–9 баллов – испытуемый назвал 8–9 слов.

6–7 баллов – испытуемый назвал 6–7 слов.

4–5 баллов – испытуемый назвал 4–5 слов.

2–3 балла – испытуемый назвал 2–3 слова.

0–1 балл – испытуемый назвал не более 1 слова.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8–9 баллов – высокий

4–7 баллов – средний.

2–3 балла – низкий.

0–1 балл – очень низкий.

Тест «Запоминание и воспроизведение предложений»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости, полноты и быстроты вспоминания.

Процедура: Предложения произносятся парами. Ребенок должен повторить предложения в правильной последовательности.

Инструкция: «Внимательно слушай и повторяй предложения в том же порядке, как их называю я».

Материал: три пары предложений:

1 пара – два предложения из трех слов: Мальчик учит уроки. Девочка моет пол.

2 пара – два распространенных предложения, связанных по смыслу: Дети принесли из леса ягоды. Маша сварила из ягод вкусное варенье.

3 пара – два распространенных предложения, не связанных по смыслу. В городе много машин и автобусов. Полянка покрылась зеленой травой.

5 баллов – правильное воспроизведение всех предложений;

4 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары;

3 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях третьей пары, перестановка слов в предложениях второй пары;

2 балла – перестановка и пропуск слов в предложениях второй и третьей пары;

1 балл – перестановка и пропуск слов во всех парах предложений.

Тест «Исправь ошибки»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.

Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.

Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.

Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента

Количество повторений

Спустя час

Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Диагностика смысловой памяти

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

Шум - вода дуб – желудь

Стол – обед дичь – выстрел

Мост – река рой – пчела

Рубль – копейка час – время

Лес – медведь гвоздь - доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция к тесту

Вариант для детей :

«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых :

«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов теста

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Источники
  • Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.

Цель: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Описание. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов.

Они должны отвечать нескольким условиям:

1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);

2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).

Применение. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Стимульный материал. Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (см. табл.).

Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь

Методика проведения исследования. Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол исследования

Испытуемый ___________________________________________________ Пол___

Дата рождения ____________ Дата тестирования_________Время опыта_______

Самочувствие испытуемого

до опыта___________________ после опыта_________________________


Словесный отчет испытуемого__________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:_________________________________________________

Экспериментатор _____________________________________________________________

Инструкции.

Инструкции для детей:

Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкции для взрослых:

Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов:

2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат - значения V.

Кi — коэффициент запоминания i-го слова,

Рi — его абсолютная частота;

n — количество повторений.

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.

6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

Vдолговрем. — объем долговременной памяти (через один час)

V6 — количество воспроизведенных слов в 6-й серии

Интерпретация.

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.

При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».

Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

Тест "Пиктограмма" А.Р. Лурия (исследование памяти)

Метод Пиктограмма, предложенный А.Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для запоминаний.

Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Ядовитый вопрос

2. Темная ночь

4. Справедливость

5. Сомнение

6. Теплый ветер

8. Богатство

9. Голодный ребенок

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е., сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.

Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — "на слух или с помощью зрения". Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: "На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают.

Вот, например, я вам задаю первое выражение "Веселый праздник". Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить "Веселый праздник"? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: "Рисуйте, что полегче". Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать "веселый праздник", а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.

Заданные выражения; Рисунки и объяснения больного; Восприятие спустя час

Если же испытуемый сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: "А как вам это поможет припомнить заданное слово?". Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной не устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли испытуемый устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения ("вкусный ужин", "тяжелая работа"), то более абстрактные, трудные ("развитие", "сомнение", "справедливость").

После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку, лучше одно — с начала, другое — с конца. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

При истолковании результатов опыта прежде всего следует обратить внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т. е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. В норме даже школьник с образованием 5 классов может найти такой образ; так, например, для слов "тяжелая работа" он рисует лопату или молоток, человека с грузом, для слова "сомнение" — развилку дорог (куда пойти?) или вопросительный знак или дверь (войти ли в нее?). Для интеллектуально неполноценного испытуемого такая задача трудна. Для слов "тяжелая работа" он хотел бы нарисовать целую сценку работы в шахте, но боится, что не сумеет это выполнить.

Для слова "сомнение" он вообще ничего придумать не может. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова "болезнь" — кровать; для слов "вкусный ужин" — стол, тарелки. Но такие слова, как "справедливость", "сомнение", "развитие", остаются недоступными для опосредования. Такого рода проявления конкретности мышления, трудности обобщения наблюдаются при олигофрении, эпилепсии. В иных случаях испытуемый справляется с задачей обобщения, но никак не может ограничить себя выделением одного какого-либо образа и рисует их множество.

Так, например, решая нарисовать к слову "развитие" растущее растение, он рисует не один какой-либо росток, а целую серию постепенно увеличивающихся цветов в количестве 7,8. К слову "болезнь" он рисует кровать и больного на подушке, и пузырек с лекарством, и еще термометр. Такие множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации и наблюдаются обычно у эпилептиков, а также у некоторых больных, перенесших энцефалит. Попутно отмечается, что эти же категории испытуемых рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие "возвращения" и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Вторым критерием, на котором основывается оценка выполнения данного задания, является критерий адекватности ассоциаций.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению "веселый праздник" они могут нарисовать флаг или цветы, или даже бокал вина; к слову "разлука" — конверт или паровоз, или руку, размахивающую платочком; к слову "развитие" — диаграмму роста или растение, или младенца, или яйцо, или физкультурника. Все эти и многие другие связи одинаково хороши, так как они действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

Но вот больной шизофренией для слова "сомнение" рисует речку и объясняет это так: "Есть романс Глинки "Сомнение", а Глинка — это есть Неглинка — речка". Такая связь носит громоздкий, заумный характер. В другом случае для запоминания слов "вкусный ужин" больной рисует туалетную комнату и в рассуждениях во время выполнения заданий приходит к этому так: "Вкусный ужин это значит - хорошо пахнет... запах... нарисую уборную". В этой ассоциации видна и парадоксальность. Другой пожилой больной для запоминания слов "теплый ветер" рисует губы и объясняет, что это "поцелуй матери". Несмотря на яркую эмоциональность, и эта ассоциация не адекватна заданию; ведь нарисованные губы не служат цели запоминания заданных слов.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциации больных шизофренией достигают такой степени, что к разным словам они рисуют лишь черточки, галочки. Такая яркость образов наблюдается часто у лиц истерического склада, хотя не исключена и у психически полноценных людей. Некоторые больные каждое заданное им для пиктограммы слово воспринимают сквозь призму своих личных вкусов и стремлений.

Так, например, больной говорит: "Теплый ветер" я вообще запомнить не могу, так как у нас на севере теплого ветра не бывает; "вкусный ужин" — для меня на ужин годится только простокваша; "веселый праздник" — у меня праздников не бывает; "справедливость" — со мной поступают несправедливо" и т. д. Такая эгоцентричность восприятий наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально-значимые слова.

Поэтому, если больные ко всем таким эмоционально значимым словам подбирают совершенно нейтральные отвлеченно-общечеловеческие образы, например, "счастье" -— солнце, "печаль" — плохая погода и т. д.), это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования методов пиктограммы, — это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает больному, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение наблюдается у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти больного можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова, — иногда больные воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов.

Пиктограмму следует оценивать "в целом", т.е. по общему характеру выбираемых испытуемым образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей. Приведем пример пиктограммы, составленной психически здоровой, очень способной студенткой (рис. 2.3).

В этой пиктограмме абстрактные символы чередуются с эмоционально-насыщенными, живыми, образными.

В этой пиктограмме могли бы насторожить очень абстрактные ассоциации к словам "разлука" и "справедливость". Однако общая ее живость и разнообразие, легкость и простота оформления, наконец, полное воспроизведение всех заданных слов убеждают в том, что и эти две ассоциации были не выхолощенными, а подлинно абстрактными символами.

Рис. 2.3. Пиктограмма здоровой студентки

Совершенно иначе выглядят пиктограммы, составленные больными шизофренией с выхолощенностью и бессодержательностью ассоциации (рис.2.4).

Рис.2.4. Выхолощенные бессодержательные символы.

Этой больной были предложены те же слова, но их нет надобности здесь расшифровывать. Ни в момент составления пиктограммы, ни при воспроизведении (которое оказалось совершенно невозможным, несмотря на то, что при заучивании 10 слов больная обнаружила хорошие возможности удержания) она не могла объяснить, почему "веселый праздник" она сможет вспомнить по крестику, а "развитие" — по галочке, "болезнь" — по двум точкам, а "дружбу" по одной.

Некоторые испытуемые (в большинстве случаев это свойственно больным шизофренией, но в нескольких случаях за десятки лет такие пиктограммы составляли и перенесшие энцефалит и страдавшие эпилептическими припадками) пытаются ассоциировать понятие с различными очертаниями линии. Так, например, больной символизирует "веселый праздник" округлыми очертаниями извилистой линии (вверху) и разлуку— угловатой зигзагообразной линией (внизу). Он никак не объясняет, почему обозначает "счастье" прямой линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" — прямой линией, упирающейся в зигзаг.

Геометрическая символизация понятий вообще очень часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Так, например, больной шизофренией, составивший пиктограмму из одних геометрических форм, символизирует "сомнение" как круг, но затем начинает сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он говорит, что "круг — это неуверенность", и совершенно серьезно спрашивает экспериментатора: "Как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?".

Приведем примеры еще двух выхолощенных пиктограмм, составленных больными шизофренией (рис.2.5, 2.6).

Рис.2.5. Символические зигзаги (больного шизофренией)

Рис 2.6. Пиктограмма больного шизофренией

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи—символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом — "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными.

Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.

Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)

Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь — труд, пьяница—забор).

Рис 2.7. Стереотипные рисунки

В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали - число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;

При неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

3.2. Методика «Цветовой диктант»

Диктанты, предложенные выше, в своей основе имеют вербальную инструкцию и вербально сформулированные правила. Но ученикам 1 -го класса, испытывающим трудности в обучении, иногда легче действовать по наглядной инструкции. Для выяснения того, что является причиной затруднений ребенка при выполнении последовательности действий графически - несформированность произвольности или кратковременная память (не запоминает вербальные инструкции), нами предлагается цветовой диктант с предъявлением инструкции в наглядном плане. Форма предъявления может быть как индивидуальной, так и групповой.

Время обследования - 10 минут.

Инструкция:

Вариант А (приложение 1, рис. За)

Каждый цвет изображает свой путь: красный - 1 клетка направо (показ), синий - 2 клетки направо, зеленый - 1 клетка вверх, желтый - 2 клетки вверх.

«На этой карточке цвета нарисованы друг за другом, тебе нужно строить лесенку, по очереди проводя те линии, которые обозначают цвета. Ты будешь строить лесенку на листочке в клеточку, начиная от этой точки и не отрывая карандаша от бумаги».

Серия 1 : «Желтый, синий, зеленый, красный, желтый, красный, зеленый, синий».

Серия 2 : «Зеленый, красный, желтый, синий, красный, зеленый, синий, желтый».

Серия 3 : «Синий, желтый, красный, зеленый, желтый, синий, красный, зеленый».

Вариант Б (приложение 1, рис. 36)

Фигурки разной формы обозначают определенное количество клеточек в определенном направлении.

«На этой карточке показаны обозначения для каждого хода. Ты будешь выполнять ходы по очереди так, как я буду называть или показывать».

Существенным для этой методики является то, что в случае, если ребенок плохо ориентируется в пространстве, направление стрелок показывает ему, в какую сторону двигаться.

Цель: диагностика умения действовать по правилу, заданному наглядно.

Анализ деятельности :

Ориентировка:

усвоение правил, предъявляемых в наглядном плане;

удержание инструкции по ходу выполнения задания;

поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания.

Исполнение:

выбор и графическое выполнение правильных поворотов в нужной последовательности на листе в клетку.

Контроль:

проверка правильности выполнения.

Средства выполнения задания: карточка с обозначением направления и длины шага с помощью цвета, клетки на бумаге.

Материал: листок в клетку и карточка-инструкция.

Виды помощи:

1. Эмоциональная поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа.

2. Просьба повторить инструкцию при неверном соединении.

3. Повтор инструкции взрослым, если ребенок выполняет задание неверно и не может повторить инструкцию.

4. Просьба выполнить действие снова.

5. Повторное объяснение.

6. Выполнение действия взрослым (показ).

Оценка:

Количественная:

За каждый верный ход дается по 1 баллу. Максимальное количество баллов по каждой серии - 8, по всему заданию - 24 балла. Для ребенка младшего школьного возраста задания не должны вызывать затруднений, то есть нормой считается 24 балла.

Методика предполагает возможность включения разного числа фигур, использование разных обозначений и выстраивание цепочек разной длины. В этом случае оценка будет зависеть от количества элементов.

Качественная:

Анализ деятельности:

Ориентировка:

усвоение правил, предъявляемых в вербальном и наглядном плане (скорость усвоения);

удержание правил по ходу выполнения задания, выстраивание деятельности в соответствии с правилами.

Исполнение:

правильность выполнения поворотов в нужной последовательности.

Контроль:

замечает и может ли самостоятельно либо с помощью исправить ошибки.

Опыт использования методики показал, что затруднения вызывает прежде всего необходимость перекодировать цвет (фигуру) в линию, при успешном перекодировании выполнение последовательности действий дает дополнительную информацию о структуре произвольной сферы ребенка.

Результаты выполнения этого диктанта дополняют информацию, полученную другими способами. Если ребенок хорошо выполняет цветовой диктант, то причиной трудностей при выполнении предыдущих диктантов является плохое запоминание вербальных текстов или отсутствие мотивации к выполнению такого рода заданий. Если он также плохо выполняет цветовой диктант, это может выступать показателем низкого уровня сформированности произвольности: ребенок не может организовать действия по любым правилам. В этом случае необходимо включить в коррекционную программу игры с правилами, так как они имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребенок научается сознательно подчиняться правилам. Важным является подготовительный этап (уяснение правила), поскольку здесь формируется ориентировка детей в деятельности. Кроме того, в ходе игры с правилами развивается общение детей по поводу игры, также подчиненной нормам и правилам. Начинать следует с одного правила, постепенно увеличивая их число и сложность по мере успешного выполнения заданий.

Эффективными являются настольные игры с правилами , так как они приближены к учебной деятельности по форме. Центральный момент настольных игр - это переориентировка ребенка с конечного результата на способы выполнения задания. Только опосредованные образцами и правилами формы деятельности приводят к успешному выполнению и выигрышу в конечном счете. Особенно важно использование настольных игр, потому что в них внешне представлены, материализованы как правила, так и процесс выполнения. При коррекции могут быть использованы специальные развивающие и коррекционные программы для группы детей (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. М., 1999; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. М., 1997; Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. Волгоград, 1993).

В ходе обследования устанавливается, может ли ребенок удерживать в памяти правило, представленное наглядно, если он затрудняется удерживать его при выполнении диктанта Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской. При несформированности умения действовать по правилу, представленному наглядно, строится коррекционная программа. Иногда бывает достаточно выполнить задание индивидуально, оказывая все виды помощи, а затем предложить ребенку аналогичные задания, варьируя последовательность цветов и форм. Для переноса результатов на другие виды деятельности необходимо создавать разные варианты правила, то есть различными цветами обозначать разные по направлению и длине (2 клетки, 3 клетки) линии. Можно увеличить набор обозначений, что позволит качественно отработать действие. Отработку можно проводить, используя и другой материал, в котором определенное действие закодировано каким-либо знаком. Это могут быть даже гимнастические движения, выполненные в определенном порядке в соответствии с цепочкой знаков, их обозначающих. Серия подобных заданий дана в учебнике-тетради для 1-го класса Н.Г. Салминой, О.В. Сильновой, О.Г. Филимоновой «Путешествие в мир знаков». (М., 1999). Занятия лучше проводить психологу, а также учителю, воспитателю группы продленного дня по развернутым рекомендациям или под наблюдением психолога.

3.3. Методика «Кубики Кооса»

В психолого-педагогической практике данная методика используется для выявления нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса у детей. Однако, поскольку выполнение заданий методики предполагает, во-первых, анализ образца (который усложняется от задания к заданию), а во-вторых, осуществление последовательности операций при конструировании фигур по образцу (число которых возрастает), методику можно использовать и для диагностики уровня сформированности произвольной сферы ребенка. Очень важной здесь является возможность анализа произвольности на материальном уровне выполнения деятельности. Задача разбиения образца на фрагменты, соответствующие отдельным граням кубика (это предполагает наличие пространственной ориентировки и умения анализировать образец), для детей часто бывает трудна сама по себе. Так как для диагно­стики произвольности необходимо выявлять умение ребенка выполнять заданную последовательность действий, в случаях затруднений с выделением элементов, составляющих образцы, для облегчения анализа образца нужно использовать сетку, разбивающую картинку-образец на необходимые элементы. В этом варианте ребенок должен лишь правильно развернуть грань кубика в соответствии с элементом образца и выложить кубики последовательно.

Сетка может быть использована и как обучающее анализу средство, так как некоторым детям достаточно 1-2 предъявлений образцов с сеткой для перехода к самостоятельному анализу образцов. Выделяется группа детей, которые могут выполнять задания только с использованием сетки. В данном случае для нас важно выявление умения последовательно выстраивать узор.

При предъявлении заданий (их 7) необходимо каждый раз сначала давать целый образец и только при затруднении - образец с сеткой, расчленяющей его на отдельные составляющие.

Методика может быть предъявлена только в индивидуальной форме, поскольку анализ структуры деятельности может быть проведен именно в этих условиях. Время обследования - 10-15 минут.

Цель: диагностика умения анализировать наглядно представленный образец и составлять узор из кубиков.

Анализ деятельности :

Ориентировка:

разбиение целого образца на элементы-кубики в наглядном или материализованном плане;

выстраивание необходимой последовательности действий;

поиск нужной грани у кубика;

ориентация грани в пространстве (разворот кубика);

выстраивание очередности исполнения;

выделение совпадающих в образцах блоков.

Исполнение:

выбор грани кубика;

разворот кубика в пространстве;

выкладывание кубиков в нужной последовательности.

Контроль:

соотнесение результата с образцом;

анализ рассогласований;

коррекция выполнения.

Средства выполнения задания: наглядные образцы-картинки, сетка.

Материал: наглядные образцы-картинки и кубики Кооса. Сетка на прозрачной пленке, накладываемая на образец при затруднении (делит образец на отдельные кубики). (Приложение 1, рис. 4.)

Инструкция: «Перед тобой одинаковые кубики, на которых есть грани разного цвета (показ и перечисление). А это образцы-картинки, по которым тебе надо собрать из кубиков узор».

Виды помощи:

1. Поддержка при регуляции деятельности.

2. Указание «Будь внимательнее».

3. Сетка-разбивка целого образца на отдельные элементы при ошибочном выполнении.

4. Вопрос «Куда смотрит белый уголок?», если ребенок неправильно разворачивает грань кубика.

5. Объяснение.

Оценка:

Оценивается структура деятельности ребенка при выполнении заданий.

Анализ действия Операция Балл Качество выполнения операции
Ориентировочная часть действия Принятие задачи Не принимает, «соскальзывает», отвлекается
Принимает задачу
Ориентировка Хаотичная
Развернутая пошаговая
Свернутая (блоками)
План ориентировки Материальный (ставит кубики на соответствующую часть образца)
Материализованный (использует сетку)
Перцептивный
Исполнительная часть действия Визуальное разделение картинки Не может выделить элементы узора визуально
Выделяет с помощью сетки
Выделяет самостоятельно
Поворот кубика в нужном направлении Не может самостоятельно развернуть кубик правильно
Разворачивает кубик с помощью взрослого 1
Разворачивает самостоятельно
Соотнесение с образцом Не соотносит с образцом
Соотносит при указании взрослого
Соотносит самостоятельно
Соблюдение последовательности, соответствие ориентировке Хаотичное выполнение
Соскальзывание, выполнение с помощью взрослого
Самостоятельное соблюдение последовательности
Контрольная часть действия Контроль по окончании Отсутствие сличения с образцом
Сличение при указании взрослого
Самостоятельное сличение с образцом
Качество контрольной функции Сам исправляет ошибки
Исправляет ошибки при указании
Не может исправить ошибки
Максимальный балл

Количественная оценка в данном случае составляется на основе качественного анализа структуры деятельности и нужна она для того, чтобы определить, укладывается ли выполнение заданий в возрастной норматив. Для детей 7-8 лет высоким уровнем считается почти безошибочное выполнение. Если же ребенок получает 14 и менее баллов, количественную оценку следует дополнить содержательным анализом деятельности. Заключение составляется путем выписывания из таблицы характеристик действия, соответствующих тому баллу, который ставится ребенку. Например: «Ира принимает задачу, выполняет задания с интересом. Ориентировка - пошаговая, в перцептивном плане. В некоторых случаях затрудняется разворачивать кубик и разделять образец на единицы, но справляется с этим при указании «Будь внимательнее». Последовательность шагов соблюдает самостоятельно, ошибки исправляет сама при указании на них». Такое выполнение считается удовлетворительным.

Если младший школьник не может выполнить заданий без сетки (особенно с 1 по 4), то его деятельность нуждается в коррекции, так как налицо неумение анализировать образец. Для этого могут быть использованы сетка, кубики, следует заменить только образцы. Коррекцию можно строить на различном материале: мозаики, Puzzle, конструкторы, разрезные картинки и т.п. При неумении выделять элементы узора особое внимание следует обратить на обучение анализу образца, выделение ориентиров, соблюдение порядка. При необходимости можно прибегнуть к материализации (закрывать отдельные части образца или делить его на элементы).

Оценка уровня развития произвольности по методики «Кубики Кооса» для детей 8-9 лет (баллы)

3.4. Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Цель: исследование логической памяти.

Стимульный материал : карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш.

Проведение . При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком инструкции;
б) способность к нахождению опосредующих символов;
в) содержательность объяснения выбора;
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

3.5. Методика «Вставь картинку»

Поскольку развитие произвольности, согласно психологическим исследованиям, за­висит среди прочих условий и от развития воображения, то для выявления причин несформированности произвольной сферы целесообразно определять уровень развития воображе­ния и в случае низкого уровня его развития коррекционную работу проводить комплексно (воображение и произвольность). Для выявления уровня развития воображения существует много методик (П. Торренс, О.М. Дьяченко и др.). Применительно к проблеме произвольно­сти наиболее адекватной, на наш взгляд, является методика «Вставь картинку» Е.Е. Кравцо­вой и Е.Л. Горловой. Исходный вариант этой методики разработан С.Д. Забрамной для ис­следования воображения. Преодоление ситуативное™ является показателем развития вооб­ражения. Данная методика включена в комплекс методик диагностики развития произволь­ности, поскольку развитие надситуативности необходимо для планирования, прогнозирова­ния и др. Ситуации, представленные на картинке, могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, какая картинка выбирается для дополнения. Умение занимать надси­туативную позицию, менять замысел ситуации включается как необходимая составляющая произвольности. Методика может проводиться только в индивидуальном варианте.

Цель: диагностика умения действовать вне контекста ситуации, произвольно менять замысел ситуации, занимать надситуативную позицию.

Материал: 10 сюжетных картинок, к каждой из которых подбирается картинка с изображением соответствующего объекта.

Инструкция: «Перед тобой карточки с различными картинками. Посмотри внимательно, к какой из этих сюжетных картинок можно добавить недостающий предмет. Положи маленькие карточки рядом с соот­ветствующей большой картинкой. (После того как ребенок выполнит задание, маленькие карточки собирают­ся.) А теперь попробуй положить по-другому. Можно это сделать?»

Оценка:

При оценивании результатов важно учитывать, что для детей в возрасте 6 лет в ос­новном характерен первый уровень, ситуативное отношение к выполнению задания (зависи­мость от ситуации). Дети 7 лет переходят на второй уровень, когда происходит переструкту­рирование ситуаций, но все еще сохраняется зависимость от прошлого опыта ребенка («Так бывает»). Дети 8-11 лет способны занять надситуативную позицию, но их ответы распреде­ляются поровну между вторым и третьим уровнями. Коррекцию выполнения, не соответствующего возрасту, можно строить на основе со­ставления рассказов по картинкам - как сюжетным, так и предметным, выстраивая цепочку повествования при участии одного или нескольких детей.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 159.

2. Дубровиной И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.- С. 293

3. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006.


Похожая информация.


mob_info