Диего ривера биография. Советские люди у диего риверы. Личная жизнь известного художника


Выдающийся мексиканский художник Диего Ривера был славен не только своим гениальным талантом муралиста, политическими взглядами, но и бурными любовными похождениями, о которых до сих пор ходят легенды. Обволакивая женщин своим необыкновенным обаянием, Диего буквально поглощал их своей бурной страстью. Многие из его "жертв" были талантливыми светскими дивами, которые добились успеха своими талантами, и имели достаточно известные имена.


Диего Ривера.

Сам же Диего Ривера был неуклюж, огромен и толст, с выпученными глазами и набрякшими веками. Красавцем его никак нельзя было назвать. Но женщины его всегда боготворили. Он их завоевывал внутренним магнетизмом и дикой страстью, которая в нем просто бурлила и разрушала женские сердца.

А Диего частенько изображал себя в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. И как-то признался: "Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать".Вот за что и был прозван темпераментный мексиканец "людоедом" своими парижскими друзьями художниками Пикассо, Рейесом, Модильяни, писателем Эренбургом.

Автопортрет.

В своем же творчестве Диего преклонялся перед красивыми женщинами, сравнивая их белыми калами – «стройными, ароматными, дышащими свежестью солнечного утра».Трепетное отношение к этому цветку он с мастерством выплескивал на свои живописные творения. Огромными букетами белоснежных кал он подчеркивал смуглую кожу темпераментных мексиканских женщин и изысканную красоту светских львиц. На его холстах они словно утопали в огромных бутонах прелестных цветов.

Калы.

Ангелина Белова - первая жена Риверы

Первый брак юного мексиканца Диего Риверы был заключен по страстной любви с русской художницей Ангелиной Беловой в 1911 году. "Она дала мне все, что женщина может дать мужчине. В свою очередь, получила от меня все страдания, которые мужчина может причинить женщине". Их отношения были переполнены страстью, дикой ревностью, отчаянием и даже драками. У них родился сын, который умер от гриппа в 1918 году. В итоге супруги расстались, но Ангелина продолжала любить Диего всю жизнь.

Ангелина Белова.

Живя в Париже, она мечтала уехать в Мексику. Такое уж сильное влияние оказал на нее Ривера. В письмах она часто писала бывшему мужу, что теперь Диего - ее бог, Мексика - ее родина, а испанский - ее родной язык. И в 45-летнем возрасте Ангелина все же переехала в Мексику, и прожила там до конца своих дней. А однажды, когда они случайно повстречались в Мехико, Диего сделал вид - будто не узнал ее...

Мария Воробьева-Стебельская по прозвищу "Маревна"


Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет. (1929)

Еще будучи женатым на Ангелине, горячий мексиканец очаровал другую русскую художницу по прозвищу Маревна, которое 19-летней красавице придумал Максим Горький при встрече на Капри в честь сказочной морской царевны. «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь», - сказал тогда молодой писатель юной художнице.

Но Париж в то время был загадочным, полным легенд и удивительных историй, которые создавались современниками. И это все не могло не увлечь молодую девушку. Она с головой окунулась в богемную жизнь французской столицы.

Влюбившись в юную Маревну, Ривера буквально сразил свою "жертву" напором и страстью. И когда художница поняла, что для бешеного Диего нет никаких моральных запретов, она сдалась. А в своих воспоминаниях позже написала: "Я ощущала странную тягу к этому необычному человеку, в котором соединились сила гения и слабость ребенка".

Марика Ривера -дочь Диего.

И уже через год после смерти сына Диего, у Маревны от него родилась дочь по имени Марика, ставшая впоследствии известной киноактрисой и танцовщицей. Но отец на людях никогда не признавал девочку дочерью. Причиной этому была бешеная ревность: Пикассо, любил подтрунить друга, и гладя округлый живот Марии приговаривал: " Это не твое - это мое". Чем крепко бесил мексиканца.

Вскоре Диего бросает любовницу с ребенком и уезжает к себе на родину, где решает начать новую жизнь. На память о себе Маревне он оставляет "фантастический букет страстей", в котором было все: сумасбродная любовь, оскорбления, дикая ревность. Она же ему - шрам на шее от ножа.

«Он никогда не был постоянным в своих поступках, влекомый похотью и страстью к женщинам, - напишет позже Маревна, - даже из коммунистической партии он дважды выходил, возвращаясь туда с покаянными письмами».

Гуадалупе Марин - вторая жена Риверы

Гуадалупе Марин. (1938).

Вернувшись в Мексику, Ривера, вдохновленный происшедшими изменениями в стране после революции, вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. И начинает работу над своими монументальными работами, которые впоследствии получили название мурали.

А в 1922 году он официально женился второй раз на Гуадалупе Марин, известной модели и писательнице. Диего воспылал страстной любовью к рослой красавице мексиканке Лупе, вскорости ставшей матерью двух его дочерей. Но в 1928 году и этот брак распался. С этим Гуадалупе долго не могла смириться, и еще долгие годы напоминала о себе Диего и его очередной жене.

Диего и Фрида Кало: брак слона и голубки


Фрида Кало и Диего Ривера.

К 1929 году 43-летний Диего повстречал главную женщину своей жизни - 22-летнюю мексиканскую художницу Фриду Карло. Ни с одной из своих любимых женщин Ривера не был так близок духовно как с ней.

Фрида Кало. Автопортрет.

Его голубка не была похожа "ни на одну из женщин, которых он знал до сих пор. Ни на Ангелину с ее бледным, озаренным внутренним светом лицом славянки, ни на импульсивную Маревну, ни на чувственную, необузданную Лупе Марин. Это девушка из космической расы Васконселоса, и чем-то она похожа на самого Диего: в ней причудливо сочетаются беззаботная веселость индейцев и печаль метисов, и ко всему примешиваются иудейские беспокойность и чувственность, которые она унаследовала от отца". Все эти достоинства юной Фриды и притягивали к ней Диего как магнитом.

Портрет Кристины. (1928).

В 1939 году случился развод, из-за интимной связи Диего с сестрой Фриды - Кристиной. После измены мужа она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. И одно из таких увлечений был Лев Троцкий, поселившийся в Мексике с супругой в 1937 году.

Но уже в 1940 году Диего с Фридой снова сочетались браком. Сам Диего умолял жену вернуться домой, соглашаясь на любые условия. И она выдвинула требование заключить брачный контракт, где был предусмотрен полный отказ от интимных отношений между супругами.

Диего и Фрида.

У этой супружеской пары не было детей, две беременности Фриды закончились выкидышами. Совместно с Диего они прожили двадцать пять лет.

Диего Ривера и Мария Феликс- легенда Мексики

Мария Феликс.

Марию Феликс - известную актрису Мексики называли "пожирательницей мужских сердец". Мужчины, оказавшись рядом с ней, теряли головы. Диего Ривера был страстно влюблен в актрису, и написал множество ее портретов. Поговаривали, что они были любовниками. А Фрида сама просила Марию выйти замуж за Диего после ее смерти.

Мария Феликс.


Мария Феликс.

Эмма Уртадо - последняя жена Риверы


Diego Rivera y Emma Hurtado. | Фото: mirfaces.com.

После смерти Фриды Диего вскоре опять женился. Его избранницей стала хозяйка художественного салона Эмма Уртадо.
Всю свою жизнь Ривера оставался неуемным мачо и ловеласом, изменяя всем своим женам с любовницами, которые рожали ему внебрачных детей.
Умер Диего в возрасте 70 лет, всего лишь на три года пережив свою голубку - Фриду. После себя знаменитый мексиканец оставил огромное наследие в искусстве, культуре и политике. Он был не только страстным любителем женщин, а и «огненным крестоносцем кисти».

Фрида Кало и Диего Ривера

В ее крохотной спальне порхали бабочки. Она сама их придумала и нарисовала – ярких, больших. Глядя на них, Фрида всегда успокаивалась, утихала боль душевная и телесная, она засыпала. Кало знала, что когда проснется, снова возьмется за кисть и будет истово рисовать своего Диего…



Мексиканская художница на снимках Николаса Мюррея.

"Фрида – деревянная нога"

Жестоко дразнились соседские ребята и, улюлюкая, долго бежали за девочкой, пока та не находила себе укромного убежища. Безжалостным детям было наплевать, что малышка переболела полиомиелитом, после чего осталась довольно заметная хромота. И хотя в школе издевательства не прекращались, девочка находила в себе силы заниматься плаванием, лихо гоняла футбольный мяч и даже записалась в секцию бокса! Нельзя ей, дочери испанки и еврея, опускать голову! На больную, ссохшуюся от болезни ногу Кало-младшая натягивала по нескольку пар чулок, чтобы та хотя бы выглядела как здоровая…

Но, казалось, несчастья и не думали выпускать Фриду из своих цепких лап. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что всех пассажиров выкинуло их машины, а тело несчастной Кало оказалось в буквальном смысле сломанным в нескольких местах – железный прут воткнулся в живот девушки и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость.

В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра, а больная нога переломана в 11-ти местах. Врачи не могли поручиться даже за ее жизнь, не говоря уже о возможности ходить. Бедняжка перенесла больше 30-ти операций. Кроме того, 18-летнюю девушку постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания – отец страдал эпелепсией.

Но не могла Фрида подчиниться жестокой судьбе и закончить свою жизнь беспомощной калекой. Ведь она ее распланировала уже давно – первым делом выйти замуж за того здоровяка, что расписывает стены подготовительной школы, и родить ему сына. А сейчас (все равно впереди месяцы неподвижного бездействия) она будет рисовать!

Отец для Фриды сделал специальный подрамник, позволяющий писать лежа, принес краски и кисти, а под балдахином больничной кровати приспособили большое зеркало, чтобы девушка могла видеть себя. Впервые мокнувшая кисти в краску и изобразившая подобие автопортрета, позже художница скажет: "Я писала и пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего".

Автопортрет

«Людоед»

Здоровяка Диего безумно раздражала маленькая хромая пигалица, когда он с энтузиазмом украшал живописью стены Высшей подготовительной школы. Горячее мексиканское солнце выпаривало из тела буквально всю влагу, а тут еще девчонка со своими "дразнилками" подбежит: "Старый Фридо, старый Фридо!" Да что понимает в искусстве эта малявка, моложе его, амбициозного художника, на целых 20 лет!

Мастерская художника. 1954

Диего родился на северо-западе Мексики в 1886 году. Мальчик, которому впору было заниматься тяжелым крестьянским трудом, брал уроки рисования и живописи, за что был премирован стипендией. На нее он поехал в свое первое путешествие – в Испанию. Обаятельный художник задержался в Европе: поступил в Академию художеств в Мадриде, работал в Париже, Италии, Бельгии.

Диего Риверу быстро влился и в европейскую художественную элиту – дружил с Альфонсо Рейесом, Пабло Пикассо и Модильяни. "Людоед", как "окрестили" его в богемном Париже, позже вдоволь насытился славой и, бросив жену и любовницу, вернулся в родную Мексику.

Почему "Людоед" Ответ кроется даже не во внешности Диего, хотя в ней мало что приятного – Диего Ривера "поглощал" красивых и одаренных женщин. Обаяние огромного мексиканца было настолько неотразимым, что сумасшедшие романы случались сами собой.


Frida Kahlo and Diego Rivera at a demonstration of the Syndicate of Technical Workers, Painters, and Sculptors, May 1, 1929

Никуда не денешься, все равно ты женишься

Пока Диего совершал перелет на авиалайнере через Тихий океан, справившаяся со своими недугами Фрида поступила в самый престижный институт Мексики. Из тысячи студентов – только 35 девушек. Но за годы, проведенные на больничной койке, она не забыла своей детской тайной страсти к тому "старому Фридо". Она собрала в папку свои автопортреты и направилась к набравшемуся европейского опыта Диего.

Автопортрет с распущенными волосами
Self-Portrait with Loose Hair, 1947

Узнал ли "Людоед" в симпатичной, чуть прихрамывающей девушке ту пигалицу, осталось тайной, но мастер был пленен незаурядным интеллектом, странным чувством юмора, напоминающим смех висельника, и магической притягательностью Кало. Никто не удивился, когда юная художница и прожженный сердцеед скоро сыграли свадьбу.

Зря надеялась девушка, что после свадьбы ее несчастья закончатся. Черноокая Фрида появилась перед алтарем в длинном национальном мексиканском платье (их так любил Диего, да и оно хорошо прикрывало ссохшуюся ногу). Свадьба была по-богемному шумной, а одна из бывших любовниц жениха при всех задрала Кало юбку и, показывая на ноги девушки, пьяно прокричала: "Вы только посмотрите, и вот на эти корявые спички Диего променял мои восхитительные ноги!"

И в этот жаркий мексиканский вечер Фрида впервые увидела своего Диего "во всей красе". Перебрав кактусовой водки, 42-летний молодожен стал палить из пистолета! Вместе с гостями из дома сбежала и молодая жена. Но, проспавшись, Риверу первым делом отправился вымаливать прощения у хрупкой любимой. Конечно, он был прощен.

Реальность хуже сна

Окружив любовью своенравного мужа, Фрида писала странные картины. Глядя на них, возникает неоднозначное чувство, что это мы где-то видели. Может быть, в своих снах? "Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность".

Но работы получались иногда действительно странные и страшные. Она часто рисовала детей, чаще всего мертвых. Она мечтала о ребенке, но страшная авария поставила жирный крест на возможном материнстве.

Как напоминание о тяжкой доле на столе ее рабочего кабинета стоял сосуд с заспиртованным человеческим эмбрионом. Она рисовала себя, исколотую гвоздями, и своего дорогого Диего.

Что мне дала вода
What the Water Gave Me, 1938

Их семейная жизнь бурлила страстями. Их связывали страстные, одержимые, порой мучительные отношения. Риверу был безумно ревнив. Он устраивал скандалы своей жене и обвинял ее в несуществующих изменах, а сам при этом гулял направо и налево.

– Диего – монстр и святой в одном лице, – любила повторять Фрида, ослепленная любовью. Да, она знала обо всех похождениях мужа, безумно страдала, но… прощала. Не смогла простить только тогда, когда застала в жарких объятиях мексиканского стареющего мачо свою родную сестру. Вот уж действительно монстр – сделал он это открыто, понимая, что оскорбляет чувства жены, но отношений порывать с ней не хотел…

Фрида сквозь зубы процедила о разводе и уехала из общего дома. Вымученной болью родилась одна из самых трагичных ее картин – на ней она нарисовала обнаженное женское тело, иссеченное кровавыми ранами. А рядом с ножом в руке и равнодушным лицом стоит издеватель. "Всего-то несколько царапин!" – назвала ироничная Кало этот холст.

A Few Small Nips, 1935

"Дерево надежды, стой прямо!"

Гордости Фриды Кало хватило лишь на год. Но перед тем как вернуться к мужу, поставила несколько условий: она будет сама себя содержать на доходы от продажи картин, Диего должен вносить в семейный бюджет лишь половину денег, идущих на семейные расходы и… супруги никогда не должны возобновлять между собой сексуальных отношений. Риверу был настолько рад возвращению любимой, что моментально согласился на все условия.

Она не могла не вернуться. Он был солнцем ее вселенной, Божьим даром и наказанием Господним, она сделала из него культ и исступленно писала его портреты. И все это под недоуменные взгляды окружающих.

"Дерево надежды, стой прямо!" – слова из ее дневника. Дерево – это она. Несгибаемое дерево. Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу, и ее мучения превратились в настоящую пытку.

Корни
Roots, 1943

Но, не смотря на адские боли, Фрида Кало нашла в себе силы и открыла первую персональную выставку. Ее на машине скорой помощи в сопровождении мотоциклистов-милиционеров привезли в выставочный павильон. Художницу внесли на носилках и установили их прямо на кровать в центре. Кало пела, беседовала с гостями и улыбалась своему первому и единственному .

Спустя несколько месяцев ее не стало. Она умерла от воспаления легких, не дожив даже до 50-летия. На похоронах посеревший от горя Диего Риверу целовал замершее в строгой улыбке лицо, и его слезы смешивались с каплями дождя. Урну с прахом поместили в старинную вазу, по форме напоминающую беременную женщину – пусть хотя бы после смерти почувствует каково это, быть на сносях.

"С радостью жду ухода… И надеюсь никогда больше не вернуться… Фрида»"

Сложно представить себе наиболее колоритную и противоборствующую пару в истории искусства прошлого века, нежели мексиканцы Фрида Кало и Диего Ривера . Фрида, при жизни не имевшая и десятой доли популярности мужа, неожиданно стала всемирно известной художницей, сюрреалистические автопортреты которой теперь узнает каждый. А вот некогда недосягаемый мэтр получил роль "сопутствующего персонажа" из ее биографии - эдакого любвеобильного мачо с очень колоритной внешностью. И уже далеко не все помнят, как.


Еще двадцать пять лет тому назад, казалось, что славу мексиканского художника-муралиста нельзя сопоставить из скромной популярностью его жены, художницы Фриды Кало. Однако хрупкая и темпераментная женщина, никогда не находилась в тени знаменитого мексиканца.


Ривера был гениальным мастером больших форм, муралист, крестный отец сегодняшнего уличного искусства «стрит-арт». Фрида предпочитала малые формы и была одной из самых известных мастеров арт-модерн 20-го века. Эта чета живописцев в художественном плане оказала невероятное влияние на творчество друг друга, несмотря на то, что совместная их жизнь была полна драматизма.


Духом борьбы и соперничества был пропитан весь совместный путь двух легендарных художников. Оно выражалось и в творчестве, и в политических взглядах, и в отношении к свободной любви, когда на супружескую измену одного, второй демонстративно отвечал двумя. Но признанным художником в этой экстравагантной семье при их жизни оставался лишь Ривера, и Фрида с этим ничего не могла поделать, сколько ни пыталась. Успех мужа закрывал ей дорогу к собственной карьере.

Однако со временем произошла переоценка ценностей, и эта иерархия перевернулась. Фрида "обскакала" своего мужа по части международного признания - женственность в данном случае победила "мачизм".

Соперничество картин Диего и Фриды на аукционных торгах

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0002.jpg" alt="«Две обнаженные в лесу».(1939).

В наши дни многие пытаются разгадать тайну маленькой изувеченной талантливой женщины. А Западный мир захлестнуло новомодное течение, носящее название «калоизм». Феминистки разных стран называют ее своей предтечей, ею восторгаются бисексуалы, художники-сюрреалисты причисляют ее своим основоположникам, ее картины оцениваются в миллионы долларов, в ее честь сооружаются "алтари Фриды".

Возможно сейчас горячая мексиканка от души бы порадовалась такой популярности и превосходству, а может гордо отвернулась бы от ошеломляющей славы, потому как жила своими чувствами в мире, где все было реально - боль, искусство и любовь к Диего.

Картины Фриды, посвященные Диего

История любви двух темпераментных мексиканцев была совсем неидеальной. Между ними пылала безудержная страсть в которой сплелись в одно целое злость и нежность, предательство и преданность, пылкая любовь и дикая ревность.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0025.jpg" alt="Фрида Кало. Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль. 1949" title="Фрида Кало. Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль. 1949" border="0" vspace="5">


Но последнее десятилетие жизни художница вела дневник, который был исписан именем мужа и признаниями, шедшими из глубин ее души: «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего» . Эта запись была найдена на одном из последних листов дневника.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0028.jpg" alt="Автопортрет.

Картины Риверы, посвященные женщинам и цветам

В свою очередь Фрида для Диего была единственной, кто понимал и принимал его всецело, таким каков он был на самом деле. И хотя он никогда не был верным, Фрида очень многое ему прощала, ведь он всегда возвращался к ней. Так, женившись на ней во второй раз Диего принял все условия, выдвинутые Фридой. И когда это свершилось он с облегчением заявил: «Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все».

голубку" всего лишь на три года, правда, успев создать еще одну семью - без любви, без страсти, лишь для того чтобы заглушить боль и не быть совсем одиноким. Он завещал похоронить его рядом с Фридой. Однако новая семья не выполнила его просьбы, похоронив на территории «Ротонды выдающихся деятелей».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0005.jpg" alt="Портрет миссис Донны Елены Флорес де Каррилло. 1953. Автор: Диего Ривера." title="Портрет миссис Донны Елены Флорес де Каррилло. 1953.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0006.jpg" alt="Купальщика Теуантепека. 1923.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-rivera-0009.jpg" alt="Образ, символизирующий азиатскую расу. Вода. Источник жизни. 1951. Автор: Диего Ривера." title="Образ, символизирующий азиатскую расу. Вода. Источник жизни. 1951.

Когда в России свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, в Мексике уже семь лет шла революционная борьба. Вооруженные крестьяне выступили против диктатуры богачей и священников, помещиков, захвативших плодородные земли, против засилья иностранных капиталистов. Война была необычайно упорной и жестокой. Реакционная военщина злобствовала, американские войска дважды вторгались на территорию Мексики. Буржуазия изменнически поворачивала оружие против крестьянских отрядов, которыми руководили народные вожди Франсиско Вилья и Эмилиано Сапата. Восставшие проявляли героизм и одерживали замечательные победы.

Д. Ривера. «Сбор сахарного тростника». Фрагмент росписи
во дворце Эрнан Кортеса в Куэрнаваке. 1929–1930.

В феврале 1917 года была принята конституция. Часть помещичьей земли передали крестьянам. Впереди предстояли десятилетия сложной и трудной борьбы, но мексиканская революция 1910–1917 годов стала важной политической школой для трудящихся: вскоре в Мексике возникла коммунистическая партия, с которой связана деятельность крупнейших художников страны.

В 1920–х годах события мексиканской революции отозвались необычайно мощным подъемом искусства. Очень скоро лидеры нового искусства Мексики получили мировую славу и выдвинулись в число представителей прогрессивной культуры XX века. Это были Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос и Диего Ривера. Первый из них, Ороско, выполнил акварели «Мексика в революции» (1913– 1917), где запечатлел кровавые расправы реакционеров с революционными крестьянами. Сикейрос был офицером и активным участником революционного движения. В 1921 году он выступил с манифестом, провозглашавшим связь искусства и революции. Стать во главе нового движения было естественным для обоих художников.

Иначе складывалась поначалу судьба Диего Риверы. Он родился в живописном городе Гуанахуато, расположенном в горах. Мальчик из зажиточной семьи, Диего с детства наблюдал обычаи мексиканских горнопромышленных районов, знал замечательный фольклор страны, отлично разбирался в старинных ремеслах. Он прошел неплохую школу, учился в Мехико в Академии Сан-Карлос. Среди его учителей был прекрасный мастер пейзажа, один из создателей национального искусства, Хосе Мария Веласко. Молодой художник продолжил образование в Париже. До 1921 года он жил в Европе – большей частью в Париже, но также в Англии, Италии, Испании, возвращался в охваченную войной Мексику и вновь уезжал во Францию. Он блестяще пишет натюрморты, смелые и свежие по цвету, прекрасно рисует, и его работы имеют успех. Казалось бы, будущая карьера молодой звезды «парижской школы» полностью обеспечена. Однако в судьбе талантливого художника происходит поворот, на первый взгляд неожиданный, но естественный для отзывчивого, чуткого к современным революционным событиям мексиканца.


Д. Ривера. «Ночь бедняков». Фрагмент
росписи 3–го этажа Министерства
посвещения в Мехико. 1926–1929.

Ривера в 1921 году вернулся на родину, и происходящее там захватывает его полностью. Только что принятая прогрессивная конституция, талантливые, инициативные люди в руководстве, увлекательные начинания в области культуры и народного просвещения воодушевляют творческую молодежь. В Мексике открываются школы и библиотеки, в далекие деревни едут энтузиасты учить детей, художники также стремятся служить просвещению народа. Создается искусство, понятное и близкое простым людям, которое несет идеи социального освобождения и необходимые знания, его естественным местом представлялись стены общественных зданий.

Монументальная живопись виделась своеобразным учебником жизни, агитатором и пропагандистом, она нуждалась в языке, доступном каждому неграмотному бедняку. Диего Ривера изучал в Италии живопись Возрождения, он знал великую силу воздействия этого искусства и был готов использовать ренессансные приемы для просветительских и воспитательных целей. Но художнику и его друзьям было ясно и другое – мексиканские крестьяне, больше знакомые с ружьем и длинным ножом-мачете, чем с книгой и тетрадью, легче воспримут художественные образы в близкой их пониманию мексиканской традиции, чем в европейской. Поэтому национальные мастера стенных росписей изучают и перерабатывают приемы древнего мексиканского искусства. Часто можно прочесть, что Ривера и его друзья использовали мотивы и композицию древних фресок Мексики. Но такие росписи были открыты в джунглях на юге страны лишь двадцать лет спустя. Живописцы 1920–х годов замечательно угадали их стиль, хотя знали в основном живопись на керамике, рисунки и рельефы, да еще работы современных» народных мастеров-индейцев, расписывавших стены домов и кабачков-«пулькерий».

Переплетение ренессансных и мексиканских черт стало особенностью монументальной живописи Риверы: от итальянских традиций шли обобщенность форм, типизированные символические образы, общий гуманистический строй фресок, тогда как мексиканские истоки подсказывали обстоятельность, подробность рассказа о событиях, выразительные детали и условные, но знакомые каждому мексиканцу с детства обозначения природных стихий, отсюда же происходили приемы орнаментальной, плоскостной проработки поверхности стены.


Д. Ривера. «Сельская школа». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 1923–1929.

Но была еще одна традиция, наиболее близкая художнику, – это политическая графика революции. Одним из учителей Риверы был замечательный мексиканский график Хосе Гуадалупе Посада. Он сотрудничал во многих газетах и сделал свыше 15 тысяч злободневных гравюр на дереве – карикатур, шаржей, бытовых сценок, политических аллегорий. Художник учил Риверу создавать искусство, связанное с жизнью. Это были уроки не только мастерства, но и политической, социальной актуальности, острой, выразительной, понятной зрителям манеры повествования. Все это подготовило Риверу к роли одного из лидеров новой школы монументальной живописи.

В 1922 году по инициативе Сикейроса в Мексике возникает художественное объединение, назвавшее себя «Революционным синдикатом (то есть профсоюзом) работников техники и искусства». В том же году его руководители Ривера, Ороско и Сикейрос были приглашены вместе с другими художниками расписывать старинное здание Национальной подготовительной школы в Мехико. Там, в так называемом амфитеатре Боливара, были выполнены в 1922–1923 годах первые росписи Риверы. И техника их исполнения (энкаустика – живопись красками, приготовленными с горячим воском), и сложные аллегорические композиции оказались слишком громоздкими, недостаточно эффективными. В росписях сельскохозяйственной школы в Чапинго (1926–1927) Ривера выполнил замысловатые композиции с множеством обнаженных фигур. Но в главной работе двадцатых годов – росписях министерства просвещения в Мехико – художник решительно перешел к технике фрески, мощным, обобщенным реалистическим образам. В первые два года он расписывал внутренний двор министерства, где в открытых галереях представлен ряд величественных трудовых сцен.

Освобождаясь от надуманных аллегорий и второстепенных деталей, художник создал лаконичные и суровые по духу композиции во «Дворе Труда», как он стал называться по фрескам Риверы. Потрясает сцена «Спуск в шахту», где по двум спиральным лестницам, под тяжелыми сводами, спускаются с лопатами, кирками и досками согнутые фигуры шахтеров, исчезающие в черном проеме входа. Могучий ритм движущихся фигур производит впечатление огромной силы, напряжения, тяжести подневольного труда. Не менее впечатляет сцена «Сахарный завод», разделенная на три яруса: вверху плотная группа из трех рабочих разделывает связки сахарного тростника, четверо размешивают шестами густой сироп, внизу пять рабочих заполняют формы жидкой массой. Сцена отличается цельностью, единством ритма.


Д. Ривера. «Сахарный завод». Роспись во Дворе Труда
Министерства прсвещения в Мехико. 1923–1924.

В 1925 году Ривера расписал новый двор, названный «Двором празднеств», поскольку сюжетом для него стали шумные народные праздники, изобилующие яркими красками, увлекательными подробностями. Под влиянием древнего искусства Мексики изображение приобрело характер развернутого красочного ковра. Завершили работу Риверы в министерстве просвещения фрески третьего этажа (1926–1929) на темы двух революционных песен, так называемых «корридос». Сцены заключены в тесные арки и украшены развевающимися лентами, на которых начертаны песенные тексты. Сюжеты фресок разнообразны, здесь можно найти гротескные образы буржуа и буржуазной интеллигенции, карикатуры, политическую графику и лирические сцены народной жизни. Знаменитой стала фреска «Ночь бедняков», нижнюю часть которой заполняют плотные, объемные фигуры спящих после трудового дня крестьян, женщин, детей. С большой любовью рисует художник неловкие позы уставших людей, погруженных в недолгий, чуткий сон.

Росписи министерства просвещения завершались, когда мексиканская реакция начала наступление на демократические завоевания революции. Пришедший в 1924 году к власти президент Кальес поставил задачей уничтожить созданные фрески и воспрепятствовать появлению новых. Художники, связанные с коммунистической партией и Революционным синдикатом, подверглись гонениям. Часть росписей варварски уничтожила банда реакционной молодежи, синдикат был распущен. Начался период длительной борьбы за сохранение традиций революционной монументальной живописи.

В 1927–1928 годах Диего Ривера приехал в СССР. Здесь он нашел единомышленников и союзников, стал одним из основателей объединения «Октябрь», где сотрудничал с художниками Дейнекой, Моором, архитекторами братьями Весниными, кинорежиссером Эйзенштейном. Соприкосновение с советской культурой дало Ривере новые творческие импульсы.

Возвратившись в Мексику, он взялся за свою крупнейшую работу – росписи Национального дворца в Мехико, начатые в 1929 году и оконченные уже в 1950–х. годах. Были выполнены фрески, представляющие многовековую историю Мексики. Это как бы грандиозная эпопея, многоголосая оратория, в которой переплетаются судьбы давно исчезнувших и ныне живущих народов. Реальность и фантазия, археологические и этнографические детали, народные сказки, люди и божества сплетаются в единое целое. Европейские и мексиканские элементы искусства Риверы образуют здесь прочный сплав.


Д. Ривера. Фрагмент росписи в Институте изящных искусств
в Детройте (США). 1932–1933.

Одновременно в 1929–1930 годах он расписывает другое знаменитое здание колониального периода, построенное в XVI веке, – дворец завоевателя Мексики Эрнана Кортеса в древнем индейском городе Куэрнаваке. Эти росписи просты, гармоничны и строги. Повествуя о драматичных эпизодах истории своей родины, кровавом порабощении мексиканских народов, художник избегает преувеличений. У мастеров итальянского и нидерландского Возрождения Ривера находит выразительные ритмы, гибкие, упругие линии, мощные объемы, и это помогает ему создать впечатляющие исторические сцены: клеймения рабов, сбора сахарного тростника, обращения индейцев в христианство.

Ривера получает международную известность, его приглашают в США, где в 1932–1933 годах он расписал стены Института изящных искусств в центре американской автомобильной промышленности Детройте. Здесь формируется новый стиль художника – сложнейшее переплетение сцен, деталей, символов, – превращающий фреску в загадочную картину. Другие выполненные в США работы приобрели характер политических памфлетов. Росписи Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке были уничтожены заказчиками, поскольку Ривера избрал их темой единение рабочих в борьбе с империализмом, а в центре изобразил В. И. Ленина.

Когда художник возвратился в Мексику в 1934 году, наступил новый этап в развитии национальной монументальной живописи. Большая группа талантливых архитекторов начала воздвигать общественные здания, в интерьерах и на фасадах которых много места отводилось живописи и рельефам. Гигантские росписи теперь покрывают наружные стены, придавая новый облик кварталам и архитектурным комплексам, таким, как Университетский городок и Олимпийский стадион.

Ривера стал одним из активных участников нового строительства. Он создает фрески в отелях, больницах и все больше начинает использовать мозаику, рельеф, синтетические материалы. Художник выступает как крупный мастер оформления грандиозных плоскостей, величественных архитектурных ансамблей, своего рода дирижер коллективных работ.


Д. Ривера. «Спуск в шахту» Роспись во Дворе Труда
Министерства просвещения в Мехико. 1923–1924.

Знаменитая монументальная работа Риверы – оформление построенного в 1951–1953 годах Олимпийского стадиона в(Мехико. Здесь мастер использовал рельеф из синтетических материалов на бетонной основе. Его поверхность была покрыта мозаикой из естественных камней. Тогда же художник создал другое крупнейшее произведение – украшение водораспределительной камеры реки Лерма. Центральный мотив – скульптурная голова древнемексиканского бога воды Тлалока, выложенная мозаикой. В этих работах Ривера постоянно обращается к декоративным мотивам и орнаментам, красочной гамме и пластическому языку древней Мексики, крупнейшим знатоком которой он был. Грандиозные размеры рельефных фигур, скульптурная обработка объемов связаны с древней национальной традицией. Не случайно Ривера выступает в этот период как архитектор. Совместно с известным мексиканским зодчим и художником Хуаном О’Горманом они строят в 1945–1964 годах музей – пирамиду Анаукальи наподобие древних пирамид. В этом оригинальном здании размещает собранные им богатые коллекции искусства древней Мексики.

Большие монументальные работы Риверы последних лет жизни носят по преимуществу декоративный характер, но это не значит, что политическое звучание его творчества идет на убыль. В картинах, рисунках, литографиях, стиль которых несет печать монументального строя главных работ Риверы, а также в интерьерных росписях художник откликается на актуальные политические события. Он не перестает ощущать себя пропагандистом и агитатором в искусстве. Деятельность художника все теснее связывается с коммунистической партией, членом Центрального Комитета которой он был. Диего Ривера известен как активный борец за мир, недаром ему была присуждена Международная премия мира. Он являлся также председателем Общества мексикано-советской дружбы. В 1955–1956 годах Ривера во второй раз посетил Советский Союз. Он выполнил цикл рисунков и картин, посвященных нашей стране, но эта работа осталась незавершенной. В 1957 году Диего Ривера умер в Мехико.

Искусство великого мастера, как и его политическая деятельность, не лишены противоречий и ошибок, но в своем творчестве он поднимался до величественного и правдивого отражения жизни в острых конфликтах и классовых столкновениях. Художник выразил драматические события мексиканской истории в столь ярких и монументальных образах, что его имя стоит в ряду крупнейших деятелей культуры нашего столетия.

Дие́го Мари́я де ла Консепсьо́н Хуан Непомусе́но Эстанисла́о де ла Риве́ра и Баррье́нтос Ако́ста и Родри́гес (исп. Diego María de la Concepción Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez; 8 декабря 1886 - 24 ноября 1957) - мексиканский живописец, муралист, политический деятель левого толка.

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в городе Гуанахуато на северо-западе Мексики в зажиточной семье. По отцовской линии он происходил из испанской знати. У Диего был брат-близнец, умерший в двухлетнем возрасте. Его мать была конверсо, еврейкой, чьи предки были обращены в католицизм..

C 1896 по 1902 год Ривера брал уроки рисования и живописи в Академии художеств Сан-Карлос в Мехико. Он был премирован стипендией, которая позволила ему поехать в Испанию. С 1907 по 1921 год он жил в Европе. Учился в Академии художеств в Мадриде (1907), затем жил и работал в Париже (1909-1920), в Италии (1920-1921), побывал также в Бельгии, Нидерландах и Великобритании. Был близко знаком с парижской художественной элитой, в том числе с Пабло Пикассо и Альфонсо Рейесом.

В течение полугода возлюбленной Риверы была Маревна (настоящее имя Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская (1892-1984)), русская художница и мемуаристка польского происхождения, которая родила от него дочь Марику (1919), впоследствии ставшую актрисой.

Ривера испытал влияние как классического европейского изобразительного искусства (изучал стенные росписи XIV-XVI веков), так и модернизма , в частности кубизма . Очень близки ему традиционные мексиканские художественные жанры и стили.

В 1922 году Ривера вступил в Мексиканскую коммунистическую партию, в этом же году он женился второй раз, на Гуадалупе Марин.

В 1927 художник приехал в СССР, где в 1928 году стал членом-учредителем объединения «Октябрь».

Ривера участвовал в праздновании 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции в Москве. Во время военного парада и демонстрации по этому случаю на Красной площади он находился на трибуне Мавзолея В. И. Ленина. Он сделал десятки зарисовок участников празднования в Москве. Эти рисунки были показаны на выставке работ Риверы в нью-йоркском Музее современного искусства.

Позднее Ривера стал придерживаться троцкистских взглядов, в 1929 он вышел из Мексиканской компартии и после прибытия Троцкого в Мексику дал ему приют в своем доме. Затем между ними возник конфликт. 7 августа 1939 года Ривера был исключен из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала.

С течением времени он занял позицию, соответствовавшую курсу Сталина, а в 1954 году снова вступил в Мексиканскую коммунистическую партию.

Ривера работал в США в 1930-1934 и 1940 годах. С 1922 он стал одним из основателей мексиканской школы монументальной живописи, расписав огромное число стен общественных зданий и создав в этой связи малую форму фрески.

Одна из главных тем в творчестве Риверы - фольклорные сюжеты, верования и обычаи народа Мексики, а также революционное движение в стране.

В 1932-1933 годах Ривера создал фреску «Человек на распутье» по заказу Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке. Наиболее значимыми в этой фреске, представляющей мир капитализма как мир эксплуатации человека человеком и мир социализма как мир победивших трудящихся, были изображения В. И. Ленина, соединяющего руки рабочих, и демонстрации на Красной площади в Москве.

Фреска была уничтожена в 1934 году по решению правления Рокфеллеровского центра (о чем было сделано официальное сообщение центра) после того, как Ривера отказался заменить изображение Ленина «изображением лица неизвестного человека», как это было написано в письме адвоката центра. При этом Нельсон Рокфеллер не выплатил художнику гонорар. Позднее художник поехал в Детройт, где хорошо заработал.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

mob_info