Генеральная лицензия цб. Правовое регулирование банковских операций в рф. Как проверить, есть ли лицензия у банка

По закону все банки должны иметь лицензию. Почему же ее нет у самого Центрального Банка России? Что первично для Банка России – защита рубля или прибыль?

Зачем Центробанку лицензия на продажу алкоголя?

Любопытные граждане, заинтересовавшиеся данными Центрального банка России из Единого государственного реестра юридических лиц, могли обратить внимание на странную деталь. В разделе «Сведения о лицензиях» первыми идут данные о лицензии Банка России на… медицинскую деятельность! Место действия лицензии – город Пермь. У Центрального банка России есть еще более десятка лицензий на медицинскую деятельность, которую ему разрешено осуществлять в разных городах России (Брянск, Курск, Саранск, Черкесск, Орел, Благовещенск, Петрозаводск, Якутск, Кемерово, Сочи, Хабаровск). Понятно, что у Центробанка множество подведомственных учреждений здравоохранения: поликлиники, санатории, дома отдыха, - для этого и нужны лицензии на медицину.

В списке лицензий Центробанка также значатся лицензии, выданные ФСБ России, на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (действуют в Ставрополе, Туле, Томске, Омске), на осуществление мероприятий в области защиты государственной тайны (действует в Иркутске). Есть несколько лицензий на розничную продажу алкоголя, которые действуют в баре пансионата «Светлячок» и на предприятии общепита в городе Туле. Есть даже лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов. Но среди всего этого вороха документов нет лицензии на банковскую деятельность!

Неужели Центральный банк работает незаконно?

Смотрим федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Банк – это кредитная организация, а кредитная организация – это юридическое лицо, которое на основании лицензии Центрального банка России имеет право осуществлять банковские операции в целях извлечения прибыли. Здесь есть два ключевых момента. Первый: любой банк должен иметь лицензию Центрального банка. Второй: основная цель деятельности любого банка – извлечение прибыли. Помимо выдачи лицензий кредитным организациям Банк России осуществляет также их государственную регистрацию (до лицензирования). Таким образом, только , какие еще банки могут работать в России. Если лицензии на банковскую деятельность выдает только Центральный банк, то неужели он отказал бы себе самому в лицензии?

Но Центробанку вообще не требуется лицензия на банковскую деятельность и вот почему.

Почему Центробанку не нужна лицензия на банковскую деятельность?

Что такое лицензия? Это специальное разрешение на право осуществления определенного вида деятельности, которое выдается государственным органом предпринимателю. При этом самому государственному органу лицензия не нужна, его разрешение на работу содержится в законе или ином правовом акте, исходящим от государства.

Разрешение на осуществление Центральным банком банковской деятельности содержится в Конституции РФ (статья 75), федеральных законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». В Конституции РФ статус Центрального банка определен нечетко. Статья 75, посвященная Центральному банку, даже расположена в Конституции РФ странно: в главе 3 «Федеративное устройство». Статья 75 говорит о том, что Банк России имеет исключительное право на денежную эмиссию. Далее, основной функцией Центробанка Конституция РФ называет защиту и обеспечение устойчивости рубля. Дальше еще интереснее: эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти (как, совсем независимо? Даже от Правительства и Минфина?). «Другие» органы государственной власти указаны в статье 11 Конституции РФ. На федеральном уровне это Президент России, Правительство, Федеральное Собрание и суды. Центральный банк тут не упоминается, то есть Конституция РФ не считает Центральный банк РФ органом государственной власти. Почему же тогда этот особый Банк получает функции, от которых зависит суверенитет страны?

Закон о Центробанке наделяет его полномочиями издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Еще одно странное полномочие для «просто» банка (кстати, коммерческой организации, по определению).

Из выписки из Единого реестра юрлиц внимательный читатель также узнал бы, что Центральный банк РФ не имеет организационно-правовой формы: ни свойственной коммерческим организациям (ООО, ОАО), ни характерной для некоммерческих объединений (учреждение, ГУП, госкорпорация). Это Центральный банк РФ, или просто Банк России.

Все эти странности не прошли мимо зоркого ока Конституционного Суда РФ, который в своем Определении от 14 декабря 2000 года № 268-О сказал, что полномочия Центробанка РФ «по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения». Что это означает? Это означает, что Конституционный Суд признал публично-правовую природу Банка России. Но в Определении не сказано о частноправовой характеристике главного банка страны. Частноправовая природа Центробанка обязывает его во вторую очередь после обеспечения защиты и устойчивости рубля (хочется верить, что не в первую) заботиться о собственной прибыли.

Кто и зачем заложил в действующую Конституцию РФ такую , которая подрывает суверенитет России?

Как должно быть?

В проекте , предусмотрена принципиально иная модель, в которой Государственный банк России является государственным органом, не преследует целей извлечения прибыли, а руководствуется исключительно целями и интересами государства (статья 207). Придание Государственному банку России четко определенного статуса государственного органа автоматически влечет за собой ряд требований к должностным лицам и служащим банка, а также применение к ним положений об ответственности за результаты их деятельности на своих постах.

контрольная работа

10. НА КАКОЙ СРОК ВЫДАЕТСЯ ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ?

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Ведение расчетных операций

Клиент совершает операции с использованием расчетных и кредитных карт по банковскому счету, открытому на основании договора...

Классификация современных банковских операций, порядок их предоставления и отражения в учете

Осуществление банковских операций регулируется различными нормативными актами: · Гражданский Кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2009) определяет понятия кредита, банковского вклада...

Кредитные операции банка на примере ОАО "Сбербанк РФ"

Лизинговые операции банков и особенности их осуществления на примере ООО "Райффайзен Лизинг Аваль"

На сегодня в законодательстве Украины определения лизинга содержатся на уровне гражданского (для определения), хозяйственного и налогового законодательства Украины. В ч...

Организаторы товарного рынка

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии...

Организация кассовой работы в банках и операции с наличностью

Операции по принятию и выдаче наличности могут осуществляться также с помощью банковских идентификационных карточек и банковских автоматов. В первом случае кассовые операции осуществляются в изложенном выше порядке...

Организация кредитной деятельности банка ОАО "Сбербанк России"

Осуществление и оформление депозитных операций

Депозитные операции коммерческого банка -- это операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования...

3. Изучить нормативные акты, направленные на стабилизацию финансово-экономической системы РФ. Поставленные цель и задачи курсовой работы определили ее структуру, которая сложилась из введения, трех глав...

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций

Правовое регулирование кассовых операций в кредитных организациях

В настоящее время в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения действует Положение Центрального Банка РФ от 24.04.2008. № 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения...

Правовые основы банковской деятельности

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России...

Практика работы отделения "Сбербанк России"

Основанием для проведения конверсионных операций являются правильно оформленные документы (поручения на покупку-продажу иностранной валюты, договоры, мемориальные ордера и пр.)...

Проведение расчетных банковских операций (на примере ОАО "СКБ-Банк")

Банковская пластиковая карточка - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях...

Лицензирование банковских операций

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1995 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» отдельные виды деятельности в Российской Федерации осуществляются на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Банковские операции относятся к таким видам деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. Об этом свидетельствует ст.13 Закона о банках и банковской деятельности: «Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.» Данное положение подтверждает и ст.12 закона: «Кредитные организации получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России».

Непременным условием для получения лицензии на проведение банковских операций является государственная регистрация кредитной организации (ст.12).

В соответствии с законом, в лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Таким образом, лицензия на осуществление банковских операций - это специальное разрешение Банка России на осуществление банковских операций в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа. Тосунян Г. Викулин А. Экмалян А. Банковское право. Общая часть. М., 1999, с.213.

В настоящее время Банком России выдается восемь основных видов лицензий на осуществление банковских операций:

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях;

Лицензия на осуществление банковских операция со средствами в рублях и иностранной валюте;

Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях;

Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

Генеральная лицензия;

Лицензия на осуществление банковского клиринга;

Лицензия на осуществление инкассации.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без соответствующей лицензии влечет за собой юридическую ответственность. Законодательство предусматривает взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Осуществление банковской деятельности без соответствующей лицензии влечет за собой и уголовную ответственность. В соответствии со ст.172 УК РФ, осуществление банковской деятельности (банковских операций) без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования, в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

В соответствии с частью 2 данной статьи, то же деяние, совершенное организованной группой, либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, либо совершенное лицом, ранее судимым за незаконную банковскую деятельность или незаконное предпринимательство, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

Как отмечалось выше, правом выдавать лицензии на осуществление банковских операций наделен Центральный Банк РФ. В соответствии с параграфом 6 ст.4 Закона о Центральном Банке выдача лицензий коммерческим банкам и отзыв данных лицензий входят в число функций Банка России.

Для осуществления государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация представляет в Банк России следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины;

6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;

8) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а также о наличии (отсутствии) судимости.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.

В случае положительного решения о государственной регистрации кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций Банк России выдает кредитной организации в трехдневный срок после предъявления документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации. После получения лицензии кредитная организация имеет право приступить к осуществлению банковских операций в соответствии с выданной лицензией.

Отказ в выдаче лицензии, как и отказ в государственной регистрации кредитной организации, может осуществляться только по основаниям, перечисленным в ст.16 Закона о банках и банковской деятельности:

1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера.

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской

Федерации и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Определенную специфику имеет лицензирование банковских операций филиалов иностранных банков, желающих осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации. В этом случае, как указано в ст.17 Закона о банках и банковской деятельности, соответствующие иностранные юридические лица предоставляют дополнительные документы:

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

Законодательство также предусматривает возможные случаи отзыва лицензии у кредитной организации. В соответствии со ст.20 Закона о банках и банковской деятельности Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

3) установления фактов недостоверности отчетных данных;

4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным законом, не допускается.

Отзыв лицензии является действенной мерой, строгой санкцией, применяемой Центральным Банком за грубые нарушения банковского законодательства. Но, по мнению Я.А Гейвандова, действующим законодательством «предусмотрены по существу две формы санкций, связанных с осуществлением кредитными организациями банковских операций, - это временное ограничение на срок до 6 месяцев либо полный запрет (на срок до года) на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций». Гейвандов Я.А. Центральный Банк Российской Федерации. М., 1997, с.197-198.

В случае менее значительных нарушений применяется ограничение банковских операций. Полный запрет на осуществление банковских операций на срок до года может иметь место в следующих случаях: невыполнение кредитными организациями в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, реальная угроза интересам кредиторов (вкладчиков), возникшая в результате допущенных кредитной организацией нарушений или совершаемых ею банковских операций. Там же, с.199. Таким образом, отзыв лицензии на совершение банковских операций является исключительной мерой, следующей за иными мерами предупредительного воздействия, но он не означает ликвидации кредитной организации как юридического лица.

Следовательно, банковские операции являются деятельностью, которая в соответствии с законодательством подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование осуществляется Банком России.

Осуществление банковских операций без надлежащей лицензии влечет за собой юридическую ответственность.

Процесс лицензирования брокеров ЦБ РФ, уже набрал обороты. Как минимум, половина из форекс-диллеров, работающих на территории РФ, должны были уже успеть получить лицензии. На самом деле все происходит с точностью до наоборот. Лицензию ЦБ РФ по состоянию на 01.02.2017 года успели получить только 6 брокеров. Что касается качества предоставления финансовых услуг, то становится понятным, что лицензия ЦБ РФ совсем не гарантирует рядовому безопасность и привлекательность услуг на валютном рынке.

Хотя есть и один положительный сдвиг – ЦБ РФ наконец-то зарегистрировал СРО для осуществления регуляции и контроля над в России.

Согласно нормам нового закона, с 1 января 2016 года, для работы на розничном сегменте рынка Форекс РФ форекс-дилеру необходимо:

  • получить лицензию у регулятора – ЦБ РФ
  • стать членом СРО
  • стать членом созданного СРО компенсационного фонда.

К настоящему моменту лицензию ЦБ РФ успели получить только 6 , а именно:

  1. ООО «Финам Форекс», лицензия № 04513961020000 от 14.12.2015
  2. ООО «Телетрейд Групп», лицензия № 04513980020000 от 12.05.2016
  3. ООО «Трастфорекс», лицензия № 04513981020000 от 12.05.2016
  4. ООО «ВТБ-24 Форекс» лицензия № 04513993020000 от 01.09.2016
  5. ООО « », лицензия от 07.10.2016
  6. ООО « » (бренд Alpari) лицензия от 28.11.2016

Первой, кто получил лицензию ЦБ РФ стала брокерская компания «Финам». Обскакав своих конкурентов, первым, что сделало руководство этой компании – подало регулятору документы на создание саморегулирующейся организации. К чему такая спешка? Все просто! Стать учредителям и пока единственным членом СРО – значит, начать писать правила под себя.

Хорошая новость – 12.10.2016 года ЦБ РФ аккредитовал СРО (« »), с появлением которой на рынке Форекс РФ наконец-то начался процесс создания нормативно-правовой базы, согласно которой в последующем и будут работать российские дилеры на Forex.

Заявки на рассмотрении ЦБ РФ

На рассмотрении ЦБ РФ находятся пакеты документов на получение лицензии еще ряда брокерских компаний:

  1. «Роделер Ру» (бренд 24FX).
  2. «Фикс Трейд» (бренд InstaForex)

Отказано в лицензировании (причины не известны) с правом повторной подачи заявок таким компаниям, как:

  1. «Профит Брокер».
  2. «Дилфин Форекс».

Причины отказа в выдаче лицензий не афишируются. Все брокеры, которые получили отказ, в ближайшее время планируют подать заявку повторно.

Согласно законодательству РФ, лицензию ЦБ и стать членом СРО теперь должна получить любая компания, которая работает на территории России и предоставляет частным клиентам выход на валютный рынок (стать членом СРО без лицензии ЦБ нельзя). Пока на получение лицензии решились лишь немногие компании.

С одной стороны, лицензия ЦБ РФ – это довольно серьезный документ, как и любая другая государственная бумага, которая дает разрешение на осуществление специального вида деятельности. Как мы указали выше, российские трейдеры наконец-то получили легитимную саморегулирующуюся организацию, которая начала подробно регламентировать предоставление розничных форекс-услуг на территории РФ и вскоре станет первым защитником от часто работающих на «гране фола» брокеров.

Также, вскоре будет создан компенсационный фонд СРО, который в критических ситуациях (банкротство брокера) сможет возместить потерянные клиентами средства. Тогда как, форекс-компании станут работать в более четких законодательных рамках, которые регламентируют размер минимального уставного капитала, обученный персонал, центральный офис и прочие параметры, гарантирующие их стабильность работы.

Недостатки лицензии ЦБ РФ

С другой стороны, трейдеры получают кредитное плечо с размером 1:50, ограниченный перечень доступных для торговли валютных пар (только 26), ограничение по торговой просадке, защищающее от отрицательного баланса и навсегда распрощаются с бонусными предложениями. Плюс по новому порядку российские брокеры становятся налоговыми агентами, а значит – заработанной прибылью трейдерам придется делиться с государством.

И если проанализировать, то форекс-компании, получая лицензию ЦБ РФ и становясь членами СРО, теряют свои самые любимые маркетинговые инструменты, к которым привыкли не только они, но и сами трейдеры, а именно:

  • Кредитное плече – более 200%
  • Минимальный депозит
  • Внушительный выбор активов для торговли
  • Бонусы – более 50% и даже 100%

Их отсутствие делает рынок Форекс практически полностью недоступным для начинающих трейдеров. С минимальным депозитом в 100-200 USD, который считался стандартом для начала торговли и кредитным плечом 1:50 стартовать станет очень и очень сложно. И то благое намерение – оградить трейдеров от потери средств, ударит по этим же трейдерам.

Некоторыми известными компаниями, работающими на розничном рынке Форекс России было принято решение не получать лицензию ЦБ РФ и не становится членом СРО. К примеру, такая структура, как «Нефтепромбанк» еще в конце 2015 года сообщила о прекращении обслуживания своих частных «маржинальных» клиентов. Согласно рейтинга «Интерфакс-ЦЭА», форекс-дочка «Нефтепромбанка» занимала 11 место в рейтинге российских форекс-брокеров.

Брокер с российскими «корнями» Альфа-Форекс продолжил обслуживать российский розничный сегмент путем открытия счетов своих клиентов через кипрскую компанию AlfaCapitalHoldings. С одной стороны никто не запрещает гражданам России торговать у заграничных брокеров. С другой – теперь AlfaForex не сможет официально рекламировать свои услуги в РФ и открывать на территории Российской Федерации свои офисы и дилерскую сеть.

До получения лицензии форекс-дочка банка ВТБ24 работала по другой схеме. Согласно изобретенному ею механизму, она продолжала свою деятельность на розничном сегменте Форекс в России путем предоставления своим частным клиентам услуг по конверсионным операциям. Впрочем, этот шаг был временным, так как, в сентябре этот брокер все-таки получил лицензию ЦБ РФ.

Как продолжает оказывать услуги, к примеру – компания Альпари? Первый в России (согласно рейтинга «Интерфакс-ЦЭА») брокер, получив отказ от российского регулятора, продолжает свою деятельность от имени брокера Alpari, зарегистрированного на Сент-Винсент и Гренадинах.

Компания собирается подать заявку в ЦБ РФ повторно, что со слов представителей компании произойдет в третьем квартале этого года.

Западный опыт

Однозначно – лицензия ЦБ РФ в сфере Форекс, это хорошо! Но только не с нынешними лицензионными требованиями. И пока время и практика расставит все на свои места, утечет много воды и клиентов от российских брокеров.

Немного разбираясь в маркетинге и специфике работы форекс-компаний, как и в мотивации современных трейдеров (что именно они ждут от валютного рынка и как это получают), понимаешь, что подавляющее количество начинающих и набирающих опыт трейдеров уйдут на другие рынки, где брокеры предлагают плечо 1:500 и многие другие «продукты», которые в умелых руках приносят во много раз больше прибыли, чем предложения компаний, которые получили или получат лицензию ЦБ РФ.

И никто не говорит, что «другие рынки» – это обязательно юрисдикция оффшорных Панамы или Британских Виргинских островов. Совсем нет! К примеру, регуляторы из Великобритании (FCA) и Австралии (ASIC), США (NFA) разрешают форекс-брокерам предоставлять клиентам плечо 1:500 и другие весомые преимущества. При том, что FCA, NFA и ASIC – это одни из немногих регуляторов, которые реально регулируют розничный Форекс.

Чем российские трейдеры хуже от западных, и от чего их пытаются защитить в России, неизвестно. И нынешняя ситуация с форекс-индустрией в РФ больше напоминает процесс, когда для того, чтобы создать что-то новое (необязательно) хорошее, сначала ломают старое, которое всего-то нужно было немного доработать и усилить.

Выводы

На фоне того, как ЦБ РФ поставил российских форекс-брокеров перед выбором – получить лицензию и стать неинтересными для розничного сектора или работать под черным флагом, и не иметь официального выхода на рекламный рынок России, скорее всего, будущая схема работы российских форекс-диллеров будет следующей. У каждой компании будет «двойное лицо». То есть, в состав брокера будет входить российская компания, которая получила лицензию у ЦБ РФ и сможет рекламировать свой бренд на территории России и компания с оффшорной регистрацией, которая будет принимать основные потоки новых депозитов и предоставлять услуги согласно привычным всем условиям. На этой схеме все и остановится вплоть до того момента, когда лицензионные условия ЦБ РФ станут соответствовать реальным требованиям современного рынка Форекс.

  • 4. Операции цб
  • 5. Основные инструменты и методы реализации денежно-кредитной политики Банка России. Понятие ключевой ставки.
  • 6. Организационно-правовые формы банков, органы управления и их функции. Структурные подразделения банков.
  • Органы управления банком
  • Структурные подразделения банка
  • 7. Порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности. (ст. 12-15 фз 395-1)
  • 8. Виды банковских лицензий.
  • 9.Основания для отзыва лицензии кредитной организации
  • 12.Банковские группы и холдинги, союзы и ассоциации: понятие, цели создания (в новой ред. Закона «о банках и банковской деятельности»)
  • 14. Уставный капитал кредитной организации: способы формирования и увеличения, минимальные требования к величине.
  • 15. Ресурсы (пассивы) банка: понятие, структура и общая характеристика
  • 16. Виды банковских вкладов (депозитов). Особенности договора банковского вклада с физическим и юридическим лицом.
  • 17. Банковские сертификаты: виды, порядок выпуска, обращения и погашения.
  • 18. Система страхования вкладов физических лиц в банках рф. Функции агентства по страхованию вкладов
  • 19.Выпуск банком векселей. Виды банковских векселей.
  • 20. Облигации банков, особенности их выпуска и размещения с учетом требований Инструкции цб рф № 148-и.
  • 21. Кредиты Банка России: виды, назначение
  • 22. Сущность и виды межбанковских кредитов. Способы их предоставления и оформления. Индикаторы рынка мбк.
  • Классификация мбк:
  • 23.Активы банка: понятие и структура. Классификация активов по уровню: ликвидности, доходности, риска
  • 24. Виды банковских кредитов. Принципы банковского кредитования.
  • Принципы кредитования
  • 25. Субъекты и объекты банковского кредитования.
  • 26. Методы банковского кредитования. Способы регулирования ссудной задолженности
  • 27. Организация кредитного процесса в коммерческом банке.
  • 1. Сравнение заявки с кредитной политикой банка:
  • 2. Рассмотрение заявки и документов клиента;
  • 3. Формирование кредитного договора;
  • 4. Кредитный мониторинг.
  • 28. Кредитная политика: сущность; факторы, учитывающиеся при формировании кп
  • 29. Факторинг: сущность, характеристика.
  • 30. Кредит-аренда (лизинг): сущность; виды лизинга: оперативный и финансовый. Договор лизинга.
  • 31.Потребительский кредит: сущность; разновидности и особенности. Федеральный закон «о потребительском кредите (займе) № 353 фз
  • 32. Ипотечный кредит и его разновидности для корпоративных клиентов и для частных лиц.
  • 33. Залог как способ обеспечения возвратности банковского кредита: виды, требования к качеству, порядок оформления.
  • 34. Поручительство и банковская гарантия: сущность, субъектный состав и порядок их оформления.
  • 35. Порядок определения качества кредита и формирования резерва на возможные потери по ссудам (Положение цб рф № 254п).
  • 36.Национальная платежная система рф: понятие, субъекты. Понятие и примеры платежных систем.
  • 41.Прямое дебетование: сущность, сфера применения, схема расчетов.
  • 42. Расчеты с помощью инкассовых поручений: сущность, сфера применения, схема расчетов.
  • 43. Расчеты по аккредитивам: сущность, виды, схема расчетов.
  • 44. Расчеты чеками: сущность, схема расчетов.
  • 45. Расчеты с помощью электронных денежных средств: сущность, сфера применения, схема расчетов
  • 46. Расчеты векселями: сущность, виды векселей, схема расчетов.
  • 47.Виды профессиональной деятельности банков на рынке ценных бумаг
  • 48. Инвестиционная деятельность банков на рынке ценных бумаг.
  • 8. Виды банковских лицензий.

    Виды лицензий и правила их получения прописаны в инструкция Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И.

    Лицензии, выдаваемые созданному путем учреждения банку:

      Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

      (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). Банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков.

      . Может быть выдана банку одновременно с лицензией 2 вида.

    Лицензии, выдаваемые для расширения деятельности банка:

      Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

      Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов . Может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.

      Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях .

      Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте . Может быть выдана при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней.

      Генеральная лицензия . Дает право осуществлять все виды операций, создавать филиалы за границей, приобретать акции или доли в уставном капитале иностранных банков. Может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не обязательно.

    Для её получения проводится комплексная проверка деятельности банка. С даты регистрации должно пройти не менее 2 лет и размер собственного капитала не менее 900 млн рублей .

    9.Основания для отзыва лицензии кредитной организации

    Банк может быть ликвидирован добровольно (на основании решения его учредителей) либо принудительно (по инициативе БР)

    Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» , существует два списка оснований для применения такой санкции Центральным банком: когда он однозначно обязан и когда он может это сделать.

    Банк России обязан отозвать банковскую лицензию в следующих случаях:

      если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;

      если размер собственных средств меньше минимального значения уставного капитала , установленного на дату государственной регистрации (норма не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии);

      если кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств;

      если кредитная организация неспособна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по исполнению платежей в течение 14 дней с даты наступления их срока. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда;

      если банк допустил сокращение размера капитала до уровня ниже минимального размера собственных средств , установленного Центральным банком и рассчитанного по его методике. При этом банк может обратиться в ЦБ с прошением о переводе его в категорию небанковских кредитных организаций .

    Банк России может отозвать банковскую лицензию (но не обязан это делать) в результате следующих нарушений:

      выявлена недостоверность сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;

      задержано начало осуществления банковских операций , предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

      выявлены факты существенной недостоверности отчетных данных;

      задержано более чем на 15 дней представление ежемесячной отчетности;

      осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных имеющейся лицензией;

      неисполнение федеральных законов и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные федеральным законом, а также неоднократное нарушение в течение одного года требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ;

      неоднократное в течение одного года неисполнение решений судов, арбитражных судов - требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации;

      наличие ходатайства временной администрации банка;

      неоднократное непредоставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц ;

      неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» и нормативных правовых актов, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ;.

    ЦБ назначает в банк временную администрацию не позднее следующего дня после принятия решения об отзыве лицензии. По закону такая кредитная организация должна быть ликвидирована. При достаточности средств проводится добровольная ликвидация, при недостаточности – процедура банкротства.

    mob_info