Вера православная - сребролюбие - алфавит. Сребролюбие сребролюбивый

Что такое сребролюбие? Об этом рассуждает Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своей проповеди в Великую Среду после Литургии.

Сребролюбие

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!

Всех вас приветствую и поздравляю с Великой Средой. Это день, когда Церковь вспоминает два важных события Евангельской истории: помазание Господа руками грешной женщины и предательство Иуды (Мф. 26:6-16). Неслучайно два события воспоминаются вместе. Жертва, которую принесла женщина, отдав, может быть, все свое имение на приобретение драгоценного мира, была несовместима с образом мыслей и житейскими понятиями одного из учеников Спасителя - Иуды Искариота. Этот поступок так глубоко ранил его душу, нанес такой удар по его мировоззрению, по его ценностям, что он осознал полную несовместимость самого себя, своих жизненных устремлений с тем, что происходило вокруг Спасителя, с Его проповедью, с Его жизнью, с тем, как преображались и менялись люди через общение с Ним. Иуда уходит к врагам и предает Спасителя за 30 сребреников.

Неслучайно в этом рассказе фигурируют деньги, потому что Иуда был сребролюбив. О нем рассказывает один из евангелистов, что он был вор и крал из общей кассы, куда складывались пожертвования. Итак, главной движущей силой предательства стало сребролюбие.

Жертвенная блудница и сребролюбивый апостол! Какое абсолютное несоответствие! Грешница, которая отдает все, что имеет, - и апостол, приближенный к Спасителю, который не может перенести страшного для него зрелища, когда грешная женщина отдает все свое имение, чтобы возлить драгоценную жидкость и тем самым приуготовить Спасителя к погребению…

Святитель Григорий Палама, размышляя о грехе сребролюбия, говорит, что это болезненная страсть, которая проистекает не от бедности, а от безумия. И далее напоминает, что Сам Господь назвал безумным того, кто хотел разрушить свои житницы и построить бОльшие (см. Лк. 12:16-21). Господь называет безумным человека, который теряет жизненные ориентиры, подлинные цели в жизни, потому что главной для него целью становится стяжание материальных средств.

Мир так устроен, что деньги являются эквивалентом нашего труда, материальных ценностей этого мира. Не имея денег, человек в современных условиях практически не может существовать, особенно в городах. Ведь он должен покупать продукты питания, обеспечивать себя одеждой, на многое тратить деньги, особенно если у него есть семья, - на детей, на их одежду, на питание, на лекарства, на образование, на отдых. Получение человеком средств в ответ на труд не является ни преступным, ни зазорным и никак не осуждается Богом. Но сребролюбие - это нечто иное. Это не получение средств, без которых человек не может жить и которые являются платой за его труд. Это некая жизненная установка, когда все остальное уходит на задний план, а деньги разрастаются в масштаб всей человеческой жизни, поглощая и внимание, и душевные силы, и целеполагание, и устремления. Главным в жизни становится получение денег, и совершенно правильно святой Григорий Палама называет это болезнью, болезненной страстью, безумием. Ведь если деньги - эквивалент труда и ценностей, то может ли этот эквивалент рассматриваться как главная ценность человеческой жизни? А все остальное, что с деньгами не связано? Ведь это весь Божий мир - это любовь и радость, это мир и покой, это знания, это творчество, это, в конце концов, жертвенность, это все великие добродетели, которые и являются подлинными ценностями человеческой жизни! И если стяжание материальных средств выбрасывает из жизни, уводит на периферию все остальное, то что же происходит с человеком-сребролюбцем? Он действительно впадает в безумие, он теряет разум.

А если подумать о том, что жизнь человека скоротечна и часто те средства, которые человек болезненно скапливал всю жизнь, неизвестно кому достаются и неизвестно как тратятся? Хорошо известны примеры несчастных детей богатых родителей, которые не сумели ничего сделать в жизни, а лишь спустили все состояние, так что оно исчезло, растворилось… Сребролюбие имеет очень опасные последствия. Человек, у которого в фокусе жизни - идея собирания материальных средств, не видит ничего другого. Замечательно сказал об этом Исидор Пелусиот: «У сребролюбца нет родных и нет друзей». Совершенно верно! Если в центре человека - материальные средства, то все остальное оказывается на периферии. И родство, и дружба забываются, и всякие человеческие отношения отравляются этим ядом сребролюбия.

Как мог апостол, бывший свидетелем чудес Спасителя, воскрешения Лазаря, дивных Его слов, обращенных к людям, совершить такой поступок? Прав Григорий Палама - сребролюбие является безумием, потерей сознания, страшной духовной болезнью, ведь только духовной болезнью и можно объяснить совершенно необъяснимый естественными причинами поступок Иуды.

Все, что произошло в Великую Среду, поучительно для всех нас. Нам открывается великое Божие милосердие, Его способность по любви прощать людям грехи в ответ на их раскаяние, их жертву. Пример этого Божиего милосердия - женщина-блудница, проливающая на тело Спасителя драгоценное миро. Она была оправдана, и, как мы слышали сегодня из Евангелия, где бы ни было проповедано Слово Божие, везде будет известно о ее поступке. Не для того, чтобы прославить эту женщину, нам до сих пор неизвестную, а для того чтобы прославить ее образ мыслей, противопоставив безумству Иуды, безумству стяжательства, безумству сребролюбия. И да поможет нам Господь умом и сердцем воспринять великий урок Великой Среды. Аминь.

Грех быть богатым. С такими высказываниями приходится порой сталкиваться. А между тем, грешно не само богатство. Грешна привязанность к деньгам и материальным благам.

Если человек, работая абсолютно честно, раздает все свои солидные средства, щедро жертвует монастырям и храмам, помогает нуждающимся, какой же грех в его доходе?

А вот в случае сребролюбия - совсем наоборот. Что значит сребролюбие? Об этом мы сейчас и поговорим.

Определение

Сребролюбие - это любовь к деньгам. Такая навязчивая, граничащая с безумием. Причем страсть сребролюбия может присутствовать как у богача, так и у бедняка. И если с первым все понятно, то как может быть связан тот, у кого вечно денег нет, со сребролюбием?

Ответ на данный вопрос мы дадим чуть ниже. А сейчас хотелось бы напомнить нашим читателям, что сребролюбие - большой грех. Многие беды от него идут.

Бедняк и злато

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. Это неуемная жажда богатства, привязанность к нему. Но возникает вопрос: при чем тут бедность? Все просто. Бедный человек, страдающий от данной страсти, любит деньги. Но любит, как недосягаемый объект. Знаете, есть такая любовь по отношению к человеку: по нему вздыхают, его обожают, завидуют тем, с кем он рядом. И понимают, что сами никогда не будут находиться рядом с этим человеком.

Так же и с деньгами. Бедняк начинает завидовать тому, кто богаче него. Вздыхать и думать, какая у него жизнь плохая. Роптать, почему у него денег нет, и ничего нет, а вот у того-то есть. В итоге, этот бедняк становится злым и очень завистливым. Вся его жизнь проходит не в труде и молитве, а в ропоте и зависти.

Наверное, каждому из нас иногда бывает завидно. Например, смотришь фотографии в "Инстаграме" и видишь, что бывший одноклассник на шикарной иномарке ездит. И ребенок у него одет в дорогую одежду, и сам он прекрасно выглядит. А у тебя советская машинка, работаешь на заводе, а отдых не в жарких странах, а на даче. В лучшем случае в Турцию раз в год выбираешься.

Становится как-то обидно. А чего обижаться? И главное - на Кого? На Бога, который дает нам столько, сколько нам нужно? В холодильнике стоит кастрюля супа, сковородка со вторым, лежат фрукты и сладости. Разве бедный человек может себе позволить такое питание? Значит, ты уже не нищий. Сын ходит с хорошим телефоном, несмотря на то, что папа работает на заводе? Едва ли у детей бедняков есть хоть какие-то телефоны. Здоровье богатырское? Слава богу. Не ропщи - ты богат. Некоторые могут только мечтать о том, то есть у тебя.

Богатство - это грех?

Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?

Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет "левые" источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.

Первый же бизнесмен никакого "левого" дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.

Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй - сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.

Сребролюбие есть недоверие

Святые Отцы пишут, что сребролюбие - корень всех зол. Почему так? Потому, что сребролюбивый человек является страстным. И эта страсть любви к богатству и деньгам владеет им.

И еще один, самый важный момент. Сребролюбие - это недоверие Богу. Господь говорит, чтобы мы не пеклись о завтрашнем дне. Он сам себя прокормит. Человек, который гонится за все большими и большими материальными благами, боясь потерять их, говорит Богу, что не верит ему. Не верит в возможность Господа дать пропитание каждому человеку.

Страсть к богатству в православии

Что такое сребролюбие в православии? Это одна из восьми главных страстей. Сребролюбие - антипод любви. Не может человек любить кого-либо и что-либо, если он помешан на деньгах. Даже если такой человек внешне кажется набожным, ходит в храм, посещает святые места, какой толк от этого?

Приходит такой богомолец на службу, а у ворот храма нищий стоит. Человек делает вид, что не видит его и быстро проходит мимо. А в храме ни свечки не купит, ни записки за своих близких не подаст. Он воображает, что присутствуя на службе, молится за весь мир. А это не так. За весь мир молятся святые подвижники. На Афоне, к примеру, или на Валааме. Которые ночами в молитве пребывают, для отдыха на стул опираются. А мы? Какие мы молитвенники? Дай бог, раз в неделю, по воскресеньям в церковь выбираемся. И мимо нищих бегом пробегаем.

Почему многие беды происходят из-за денег? Не столько из-за их наличия, сколько от жадности до них. Потому, что сребролюбивый человек становится слеп. Он ничего не видит, кроме денег. Он ненавидит тех, кто по его мнению, хочет лишить его материальных благ. Если такому человеку указать на его погибельное состояние, он возненавидит того, кто это делает.

Это как случай с окном и зеркалом. Одному мудрецу задали вопрос, чем страшен грех сребролюбия. Он подвел спрашивающего к окну и попросил описать, что тот видит. Человек описал красивую осеннюю природу за окном. Тогда мудрец провел его к серебряному зеркалу и задал тот же вопрос. На что был дан ответ: я вижу себя. Мудрец улыбнулся и сказал, что всего несколько грамм серебра, а уже ничего не видишь, кроме себя.

Так и сребролюбивый человек. Он уже ничего не видит, кроме своих нужд в деньгах.

Деньги и дети

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. А как влияют деньги на детей? Не секрет, что нынешнее поколение соревнуется между собой в богатстве. У кого сотовый телефон дороже, тот и "круче". Дети смеются над более бедными товарищами, с такими зазорно дружить. Ребенку трех лет нет, а мама с папой ему уже планшет купили. А иному трех лет нет, так он в храме пытается креститься правильно и знает, кто такой Бог.

Что вырастет из чада, которое может позволить себе смеяться над тем, кто беднее? Или сребролюбивый человек, или расточитель. Мажор, говоря современным языком. В обоих случаях, это горе для родителей. В первом есть шанс, что придется престарелым маме и папе свой век доживать в специальном доме. Во втором ребенок полностью безответственен и рассчитывает, что в случае чего, папа его откупит. Откупают до поры до времени. Только перед Богом никакие деньги не помогут. Каждый будет отвечать по своим "подвигам".

Что делать, если у ребенка начинает проявляться страсть сребролюбия? Внушить ему иные ценности. Привить то, что есть куда более высшие блага, нежели материальные. К примеру, трехлетний ребенок, который знает, кто такой Бог, едва ли будет комплексовать из-за того, что беднее своих сверстников. Если же он из богатой семьи, искренне верующей, то не станет смеяться над тем, кто более беден. Наоборот - защитит такого товарища от глумления и нападок.

Резюмируем

Мы выяснили, что означает сребролюбие. Давайте выделим основные аспекты:

    Сребролюбие - это одна из восьми главных страстей.

    Ее суть состоит в болезненной привязанности к деньгам и материальным ценностям. Любить серебро, то есть любить деньги.

    Когда человек страдает данной страстью, для него не существует ничего иного, кроме жажды еще большей и большей наживы. Ему не до Бога. Вместо бога на уме деньги.

    Если же такой человек ходит в храм, то вера его пуста. Смысл разбивать лоб в молитве, когда мимо нищего проходишь, не замечая его?

    Богатство не грех. Грешно пресыщаться им и думать только о том, как достать денег.

    Ребенок, который растет в семье сребролюбивой, едва ли станет хорошим человеком. Ему с детства подменяют понятия.

Заключение

Теперь читатели знают, что это за грех - сребролюбие. Быть богатым неплохо. Плохо, когда мало того, что имеешь. И гнаться за большим, невзирая ни на что.

Сребролюбие представляет собой 3-ю из 8-ми основных страстей, которая проявляется, как ненасытное увеличение материальных ценностей. Добродетель, противоположная сребролюбию – это нестяжание.

Под действием сребролюбия человек нарушает вторую заповедь Бога, становится идолопоклонником, начинает чтить «Золотого Тельца», то есть – богатство. Основными разновидностями сребролюбия выступают следующие: жадность (желание обладать чем-то) и скупость (желание сохранять). Жадность пытается захватывать чужое, а скупость – опасается делиться своим.

Сребролюбие является страстью души обладать финансами и материальным имуществом больше, чем человек в том нуждается при определённых условиях. К примеру, человек имеет большую семью и стремится построить для неё дом, зарабатывая на него деньги. Будет ли это сребролюбием? Нет.

А другой человек живёт сам, без семьи и детей, но желает иметь 5-комнатную квартиру и старается на неё заработать. Будет ли это сребролюбием? Да, определённо.

Склонность людей к сребролюбию в целом естественна. Стремление добыть себе пропитание, содержать свою семью и детей, купить жильё и прочие необходимые вещи толкает людей искать заработки, стабильный источник дохода. Само по себе это не будет предосудительным, если находится в допустимых пределах.

Например, если ты нуждаешься в чём-то в конкретном промежутке времени и копишь на это, зарабатываешь, даже имея сразу несколько работ – это не грех и не предосудительно.

Но как же установить меру? Мера – это всё то, чего достаточно для жизни человека, даёт ему возможность без ущерба для своей жизни жить, оказывая помощь тем, кто в этом нуждается, но без излишеств, повреждающих душу.

Если человек имеет высокий доход, но перед сном его мысли не заняты деньгами, можно ли назвать его сребролюбивым? Совершенно точно, что нет. А если он даже живёт в скромных условиях, но каждую ночь перед сном мечтает про мешок с деньгами, является ли он сребролюбцем? Конечно же, да. Поэтому совершенно не важна степень дохода человека: богатый может быть не сребролюбцем, спокойно воспринимать деньги, а нищий может быть насквозь пропитан этой страстью жажды денег.

Чтобы жить спокойной и гармоничной жизнь следует всегда соблюдать следующее важное святоотеческое правило: «Пусть для вас мерой приобретения станет собственная потребность в чём-то». На этом же делает акцент преподобный богоносный отец Ефрем Сирин.

По природе человеку не свойственно сребролюбие

Священнослужители говорят про то, что страсть сребролюбия, в отличие от прочих видов страстей, является чуждой человеческой природе и не свойственной ей. И это имеет огромное значение, ведь так как эта страсть не укоренена в природе человека, значит, победить её будет не так сложно при желании.

Прочие виды страстей заложены в самом человеческом начале. К примеру, если говорить про блуд. Он связан с тем, что каждый из нас обладает физическим телом (плотью), в нас заложен инстинкт размножения, а в нашем организме регулярно происходят различные гормональные изменения. Страсть чревоугодия связана с тем, что мы вынуждены употреблять пищу, чтобы жить, она нам жизненно необходима.

А такая патология как сребролюбие просыпается в человеке позже, чем все другие и начинает извне внедряться в душу человеческую. То есть, её корень находится не в самом человеке. Но поэтому победить и извергнуть её значительно проще.

Но если же личность один раз пренебрежёт данной страстью, пустит её в своё сердце – то она рискует превратиться в самую гибельную и избавиться от неё будет сложнее всего, ведь она тогда начинает возбуждать прочие страсти.

Страсть к финансам является неестественной для человеческой природы и побуждение к ней обусловлено не нашей природой, а превратным произволением.

Сребролюбие невозможно насытить

В действительности основная опасность сребролюбия заключается в том, что эту страсть невозможно насытить полностью в отличие от других страстей. К примеру, если человек страдает от страсти чревоугодия и употребляет большое количество пищи, но в конечном итоге всё равно существует какой-то предел – объём его желудка, количество еды на столе, запасы в холодильнике и так далее. В какой-то момент он всё равно останавливается.

Точно также не может бесконечно реализовываться и блудная страсть, ведь она также зависит от физических ресурсов организма. Если человек подвержен страсти гнева и может внезапно вспылить, то всё равно в какой-то момент его нервная энергия истощится – как утверждают физиологи и врачи с расходом необходимого количества аденозинтрифосфорной кислоты. Она сгорает и человек уже не в состоянии больше гневаться, даже если он пытается или хочет продолжать делать это.

Но ситуация меняется кардинальным образом когда мы говорим о страсти сребролюбия. Ведь чем больше человек покупает – тем более скупым он становится и тем больше желает иметь. Возможно, вы подумаете, что миллионер сорит деньгами направо и налево? Совершенно нет, богатые люди зачастую готовы удавиться за копейку.

Сребролюбие выступает родной сестрой жадности и даже больше – её сиамским близнецом. Они всегда неразрывно связаны друг с другом.

Священнослужители обладают своим опытом в этом деле. Когда сёстры милосердия ходят осматривать пациентов, то часто замечают, что чем больше у человека денег и возможностей, тем сильнее он пытается высчитывать каждую копейку, лишь бы не передать лишнего. И у них особой популярностью пользуется поговорка: «Я потому и являюсь богатым, что плачу там, где нужно платить и не плачу там, где можно не платить»…

Главная опасность страсти сребролюбия заключается в том, что она совершенно не поддаётся укрощению. Чем больше человек получает финансов, тем ему всё кажется мало. Это, кстати говоря, первый отличительный признак страсти сребролюбия – желание иметь побольше денег, хоть на чуть-чуть. Подобное свидетельствует о вхождении страсти в ваше сердце. Важно вовремя обнаружить эту плохую тенденцию и сразу же начать пресекать развитие страсти.

Сребролюбие подпитывает и делает более сильными прочие виды страстей

Страсть сребролюбия имеет очень тесную связь со своими «соплеменницами». Всё объясняется достаточно просто: ты, к примеру, любишь вкусную еду, не умеряя свой аппетит, соответственно необходимо зарабатывать больше денег.

Испытываешь чувство зависти относительно внешнего вида, одежды либо благополучия окружающих – значит, нуждаешься в деньгах, чтобы оказаться с ними на одном уровне.

Желаешь достичь мирской славы – необходимо достичь положение, занять солидный пост, которые предоставит соответствующие финансовые возможности и почёт.

Поэтому если сможешь обнаружить корень проблемы сребролюбия в своей душе, то избавишься от проростков и прочих страстей. Именно поэтому преподобный Нил Синайский говорит о том, что: «Тот, кто желает справиться со всеми страстями, должен первым делом устранить их истинный корень; а до тех пор, пока будет оставаться сребролюбие, вы не сможете достичь положительного результата, так как ветки, отсечённые, начнут сразу же отрастать обратно».

Становится понятно, насколько ужасной страстью выступает сребролюбие. Она способна полностью затуманить разум человека, заставить его думать лишь о деньгах, полностью игнорируя прочие радости жизни.

Печально осознавать, что на сегодняшний день сребролюбие одолевает всё большее количество людей, делая их рабами материальных благ и ценностей. Единственное, что можно сделать, — бороться с этой тяжкой страстью, устраняя её из своей жизни и из жизни своих ближних.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Откуда появилось слово «страсть» и какие страсти не являются греховными? В статье Вы не только найдете ответы на эти вопросы, но и подробно узнаете о страсти сребролюбия, ее разнообразных подвидах, о том, как еще называется этот грех в Ветхом и Новом Завете и какие определения страсти даются святыми отцами Церкви.


  • Общее понятие «страсть» в святоотеческой традиции
  • Определение страсти сребролюбия
  • По Священному Писанию
  • По трудам святых отцов и подвижников благочестия
  • Общее понятие «страсть» в святоотеческой традиции

    Русское слово «страсть» исходно означает «страдание», поэтому в отношении к христианству это слово нередко употребляется в значении «мученичества» (например, Страсти Христовы). В то же время слово «страсть» служит для перевода греческого термина πάθος (от глаг. πα ́ σχω - страдать и лат. passio - претерпевание, страдание, страсть) , который исходно означает не только страдание, но и претерпевание в самом широком смысле ― быть объектом некоторого внешнего действия или состояние предмета, который испытывает влияние со стороны чего-либо другого.

    В православном понимании страсть является плодом сотрудничества человека с диаволом и возникает путем сознательного извращения своего естества и своих естественных потребностей . Так, свт. Василий Великий говорит, что страсть - это болезнь души , а прп. авва Исайя в дополнение свт. Василию замечает, что страсти - это болезни души, отдаляющие ее от Бога .

    По свидетельству епископа Немезия, определение страсти выражается в сильном и длительном желании удовлетворении желаемого, а согласно свт. Григорию Нисскому страсть выражается в желании, которое управляет разумом, под которым подразумевается дух .

    Ограниченность человеческой природы определенным образом имела место даже в раю, но в полной мере проявилась после грехопадения прародителей.

    Проявление страстей в человеческой природе происходит в определенных условиях. В первозданном состоянии человек пребывал в непрерывном богообщении и поддерживал свои жизненные силы прежде всего благодатью Божией, а после грехопадения человек стал жить «собственным своим естеством» . Человек как существо не самодостаточное, сотворенное, изменчивое и ограниченное, не в силах восполнить свою ограниченность и ущербность, и поэтому подвергается страданию .

    По учению Церкви, принято подразделять страсти на естественные и противоестественные. Естественные страсти (τάκατάφύσινπάθη ) - это «страдательные состояния человека» , которые возникли после грехопадения и проявились в ограниченности (смертности, тленности) человеческой природы. К числу естественных страстей относятся такие потребности человека, как потребность в пище, сне, отдыхе, жилище, одежде и др. Это есть естественные потребности, которые не являются греховными. Их еще называют неукоризненными или безупречными страстями (греч. πα ́ θη αδια ́ βλητα ).

    Согласно свт. Иоанну Златоусту, ограниченность человеческой природы определенным образом имела место даже в раю , но в полной мере проявилась после грехопадения прародителей. Когда «они лишились покрова бессмертия, отнята была одежда славы, обнажилось тело и осталась уже одна земля» .

    Противоестественные же страсти (τάπαράφύσινπάθη ) - это греховные состояния, возникающие в результате неправильного использования природных свойств и естественных страстей человека против божественного замысла, только ради получения греховных удовольствий. Святые отцы называют их еще и укоризненными, и нижеестественными страстями.

    В святоотеческой и церковной литературе под словом «страсть» или «страсти» часто подразумеваются именно противоестественные греховные страсти .

    Любая греховная страсть препятствует человеку быть в духовном единении с Богом . Следовательно, для исцеления души от этого недуга необходимо очистить свое сердце от страстей, которые и препятствуют духовному единению с Богом, затмевают сокрытые добродетели в человеческой душе.

    В святоотеческой литературе с IV века принято выделять восьмичастную систему греховных страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость). Эту систему применяли великие подвижники Церкви, такие как прп. Ефрем Сирин (IV в.), Евагрий Понтийский (IV в.), прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.), прп. Нил Синайский (V в.), прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), прп. Петр Дамаскин (XII в.), свт. Феодор Едесский (IX в.), Григорий Синаит (XIV в.) и др .

    В свою очередь, некоторые святые отцы, такие как свт. Григорий Назианзин (IV в.), прп. Иоанн Лествичник (VI в.) и др. насчитывают семь страстей, объединяя тщеславие и гордость .

    Различие главных страстей среди множества других имеет немаловажное практическое значение в борьбе с ними.

    Перечисленные страсти являются главными, и у святых отцов они называются производителями всякого зла, корнями всех остальных страстей и возбудителями всякой другой греховной склонности к страсти .

    Различие главных страстей среди множества других имеет немаловажное практическое значение в борьбе с ними: оно определяет порядок действия и главные объекты этой борьбы - основные страсти, из которых, как от корня вырастают другие. Побеждением главных страстей наносится поражение остальным .

    Святые отцы, подробно рассматривая греховные человеческие страсти, замечают более тонкие различия и указывают на связи и взаимодействия между ними, при этом, объединяя их по тем или иным признакам. Так, например, прп. Иоанн Кассиян Римлянин страсти группирует следующим образом: чревоугодие и блуд - это телесные страсти; сребролюбие, гнев, печаль и уныние - это душевно-телесные страсти, а тщеславие и гордость - это душевные. Другие страсти могут противостоять телесным и душевно-телесным, то есть умаление одних может приводить к росту других.

    В восьменичной системе страстей образуются между собой четыре причинно-следственные пары: чревоугодие - блуд, сребролюбие - гнев, печать - уныние, тщеславие - гордость. Борьба с причинными страстями позволяет искоренить или предотвратить развитие и последствия этих страстей.

    В святоотеческом наследии встречаются и другие варианты систематизации страстей. Например, авва Дорофей говорит о трех важных страстях, из которых происходит все многообразие других. Согласно его учению, главные страсти - это самолюбие, сребролюбие и славолюбие: «все отцы говорят, что каждая страсть рождается от этих трех: от славолюбия, сребролюбия и славолюбия» .

    Авва Фалласий учит, что в основании всех греховных страстей находятся три помышления: чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, но в основном - себялюбие: «себялюбие - начало страстей» .

    Прп. Максим Исповедник, группируя страсти, различает среди них телесные и душевные: «Первые происходят от желаний тела, а вторые - от раздражительной и желательной части души, и вызываются внешними предметами» .

    Страстью сребролюбия в самом широком смысле обозначается любая привязанность человека к вещественным благам видимого мира.

    Таким образом, греховные страсти возникают путем извращения свойств человеческого естества, которые направляются на реализацию ложных смыслов и достижение ошибочных целей. На этот путь человек становится вследствие отвращение от Бога или от неведения Его, а также от соблазна получить удовольствие от действия греха при содействии диавола. Если же человек поддается греховному соблазну, то, совершая грех, он повреждает свою природу. Когда же одни и те же грехи повторяются многократно, то природа искажается и образуется греховная страсть .

    Определение страсти сребролюбия

    Сребролюбие (греч. φιλαργυρία ) - это наименование страсти в собирательном значении, которое включает в себя такие грехи как любостяжание, корыстолюбие, жадность, скупость, мшелоимство, лихоимство, своекорыстие, порочную выгоду, эгоистичную пользу, алчность, спекулянтство и пр. Каждое из перечисленных определений является родственным, имеет одно онтологическое основание и при этом выражает конкретное проявление страсти сребролюбия.

    Таким образом, страстью сребролюбия (или как ее еще часто называют ― любостяжание) в самом широком смысле обозначается любая привязанность человека к вещественным благам видимого мира - не только к деньгам, но и к одежде, предметам быта, комфорту и т.д. В узком смысле - ненасытность в стяжании денег и имущества.

    Человек, одержимый этой страстью, берет или желает брать не только необходимое, но и многое другое со значительным избытком для услаждения своих греховных страстей, независимо от реальных своих потребностей.

    По Священному Писанию

    В тексте Священного Писания страсть сребролюбия представлена описательно, как круг определенных и взаимосвязанных страстных действий души. Термин сребролюбия (греч. φιλαργυρία ) встречается в Ветхом и Новом Завете в различных контекстах. Из совокупности имеющихся цитат Священного Писания можно выявить несколько проявления этой страсти, генетическое родство и преемственность с другими страстями, ее разрушительное влияние на жизнь человека и его спасение.

    Страсть сребролюбия настолько многовидна, что Священном Писании (согласно греческому тексту Ветхого Завета Septuaginta и Нового Завета Novum Testamentum Graece) ее проявления обозначаются несколькими словами: собственно, словом сребролюбие (φιλαργυρία ) , а также любостяжание (πλεονεξία ) и корыстолюбие (αἰσχροκ έ ρδε ια ) . В греческом тексте встречаются и другие слова, которые переводчики Синодального текста перевели как корыстолюбие, но таких слов совсем немного: (Пс. 9:24), где в LXX находится ὁ ἀδικω̃ν - т.е. нечестивый или неправедный и (Притч. 15:27) в LXX используется ὁ δωρολήμπτης - т.е. взяточник .

    Сребролюбие есть корень всех зол: подчинившись этой страсти и взрастив ее в своем сердце, человек с легкостью взрастит и многие другие производные от нее грехи.

    При уяснении различных аспектов данной страсти, важно учитывать ее библейский контекст.

    Термин сребролюбие впервые встречается у апостола Луки в адрес фарисеев, которые будучи сребролюбивы смеялись над словами Спасителя о невозможности совмещения служения Богу и мамоне (Лк. 16:13-14). Следовательно, Сам Господь отвергает возможность совмещения служения Богу со служением серебру или деньгам, или всякому материальному обогащению. Получается, что сребролюбие- это нарушение второй заповеди, идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и мамоне», то есть богатству.

    Апостол разъясняет эту опасность и говорит, что «корень всех зол есть сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многих скорбям» (1 Тим. 6:10). Поэтому апостол Павел в первом пастырском послании к апостолу Тимофею говорит, что епископ не должен быть сребролюбив (ἀφιλάργυρον) (1 Тим. 3:3).

    Повсеместное сребролюбие будет свидетельством последних времен: люди будут «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим. 3. 2).

    И последнее место, где встречается термин сребролюбие в Новом Завете - это послание к Евреям, где апостол Павел призывает избранный народ Божий иметь «нрав несребролюбивый (ἀ φιλάργυρος ), довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5).

    Как следует из рассмотренных примеров Священного Писания, слово сребролюбие (φιλαργυρία ) используется для обозначения служения «мамоне» (μαμων άς ) , т.е. богатству, золоту и материальным благам. Кроме этого, сребролюбие есть корень всех зол, т.е. подчинившись этой страсти и взрастив ее в своем сердце, человек с легкостью взрастит и многие другие производные от нее грехи.

    Другой термин для описания страсти сребролюбия - это любостяжание (πλεονεξία ). Это слово также, как и φιλαργυρία , встречается только в Новом Завете и совсем не часто.

    Евангелист Лука приводит следующие слова Спасителя: «Смотрите, берегитесь любостяжания (πλεονεξίας ), ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Если же в человеке господствует страсть любостяжания, то вся жизнь человека подчиняется одной цели - приобретению (стяжанию) материальных благ.

    Во втором послании апостола Петра о лжепророках, которые были любостяжательны, говорится следующее: «И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петр. 2:3). В этом месте апостол сообщает, что из-за своего любостяжания, а, следовательно, из-за жадной ненасытимости в приобретения всего и побольше, лжепророки всячески будут стараться уловить своих слушателей. В этой же главе апостол Петр уже в адрес беззаконников и идущих вслед скверных похотей плоти указывает на то, что «глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2 Петр. 2:14). Апостол свидетельствует о великой пагубности данной страсти, говоря о том, что у сынов проклятия сердце приучено, т.е. привыкло к любостяжанию.

    В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3). Именование любостяжания, как и блуда и прочей нечистоты, апостол резко порицает, не говоря уже о состоянии нахождения в подчинении перечисленным грехам.

    Следующие два стиха из посланий святого апостола Павла называют грех любостяжание идолослужением: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель (ειδωλολάτρης ) , не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5) и «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолослужение (ειδωλολατρία ) » (Кол. 3:5). В контексте двух эти высказываний апостол Павел наряду с другими грехами призывает искоренять любостяжание, потому что его наличие заграждает путь в Царствие Божие.

    Воспрещается быть корыстолюбивым в отношении брата, а, следовательно, и в отношении любого верующего или кого бы то ни было.

    Еще в Ветхом Завете Господь даровал через пророка Моисея всему народу израильскому Свои Заповеди, где вторая из них воспрещает делать себе кумиров и разных идолов на земле. Идол - это обожаемый объект поклонения, замещающий Единого Бога. Это категорически воспрещается Господом, а, следовательно, сравнение греха любостяжания с идолослужением непременно указывает на полное противопоставление служение богатству, материальному благу (как идолу) - служению Богу.

    Третий, и последний, синоним слова сребролюбия (φιλαργυρία ) согласно Священному Писанию, это грех корыстолюбия (αἰσχροκ έ ρδε ια ). Несколько раз это слово встречается в Ветхом и Новом Завете. Примечательно то, что в Синодальном переводе библии русским словом корыстолюбие переводилось не только греческое слово αἰσχροκ έ ρδε ια , но и некоторые другие греческие слова. Так, например, в Псалтири: «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец (ὁ ἀδικω̃ν) ублажает себя» (Пс. 9:24). Греческое слово ὁ ἀδικω̃ν , что скорее обозначает неправедного или нечестивого, здесь переведено как корыстолюбец.

    Интересен еще один стих: «Ἐξόλλυσιν ἑαυτὸν ὁ δωρολήμπτης ὁ δὲ μισω̃ν δώρων λήμψεις σώ̨ζεται» (Притч. 15:27), который в тексте Синодального перевода звучит так: «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч. 15:27). Хотя, если переводить дословно с греческого оригинала, звучит так: «Взяточник полностью погибнет (сам себя уничтожит), а ненавидящий принятия подарков спасется» (Притч. 15:27). Как видно, греч. ὁ δωρολήμπτης переводчики перевели как «корыстолюбивый».

    В Новом Завете слова о корыстолюбии встречаются в Апостольских посланиях. Святой апостол Павел в послании к Римлянам о грешниках, согрешивших неестественными грехами, говорит следующее: «Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия (πλεονεξία̨) , злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия» (Рим. 1:29). Здесь этот грех стоит в ряду других страшных грехов.

    В другом послании апостол Павел, говоря в чем состоит воля Божия о христианах, живущих в Фессалониках, заявляет: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противоречиво и корыстолюбиво (πλεονεκτει ̃ ν ) : потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали» (1 Фес. 4:6). Воспрещается быть корыстолюбивым в отношении брата, а следовательно, и в отношении любого верующего или кого бы то ни было.

    В пастырском послании к апостолу Тимофею, святой Павел пишет, что епископ должен быть «не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив (πλήκτην ) , но тих, миролюбив, не сребролюбив (α ̓ φιλάργυρον ) » (1 Тим. 3. 3). Тоже он о качествах епископа пишет в послании и к апостолу Титу: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец (αἰσχροκερδη̃) » (Тит. 1:7). И в отношении диаконов апостолу Тимофею, святой апостол Павел подтверждает тоже самое: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы (αἰσχροκερδει̃ς) » (1 Тим. 3:8).

    Итак, из текста Священного Писания, следует, что для обозначения страсти сребролюбия используется в основном три термина: сребролюбие (φιλαργυρία ), любостяжание (πλεονεξία ) и корыстолюбие (αἰσχροκ έ ρδε ια ) . Рассматривая контекст употребления обозначенных слов видно, что в основном они схожи по значению. Господь предостерегает своих учеников от этой страсти (Лк. 12:15), ею были больны фарисеи (Лк. 16:14) и лжепророки (2 Петр. 2:14), она не совместима со служением Богу (Лк. 16:13), она является корнем всех зол (1 Тим. 6:10), идолослужением (Еф. 5:5; Кол. 3:5), не прилична христианам (1 Фесс. 4:6; (Еф. 5:3), не должна быть у епископов (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7) и диаконов (1 Тим. 3:8) и не должна даже именоваться среди христиан (Еф. 5:3). Наличие данной страсти среди людей, как и гордость, блуд, надменность, злоречие и неблагодарность является признаком последних времен (2 Тим. 3:2). Ко всему прочему, Священное Писание говорит, что человек с этой страстью не сможет наследовать Царствие Божие (Еф. 5:5).

    По трудам святых отцов и подвижников благочестия

    Сребролюбие как страсть, заставляющая человека становиться рабом материальных благ, духовно и физически разрушаться под действием тлетворного воздействия вожделения богатства, получила широкое объяснение в трудах святых отцов и подвижников благочестия.

    Наиболее часто встречаемое в святоотеческой и аскетической духовно-назидательной литературе определение сребролюбия проистекает из слов святого апостола Павла, который именует эту страсть идолослужением (см.: Кол. 3:5-6 и Еф. 5:3,5).

    Из ранних святых отцов, кто более точно подтверждает и объясняет слова святого апостола Павла о сребролюбии как поклонении идолу, выделяется прп. Иоанн Кассиан Римлянин (IV-V вв.): «апостол называет ее идолослужением, потому что, оставив образ и подобие Божие (которое благоговейно служащий Богу должен сохранять в себе чистым), хочет вместо Бога любить и хранить изображения людей, запечатленные на золоте» .

    Как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большей распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить своей неукротимой страсти.

    Подобным образом определял эту страсть и прп. Иоанн Лествичник (VI в.): «Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии» . Прп. Иоанн Лествичник, как и другие подлинные подвижники, аскеты и собеседники Святого Духа отождествлял сребролюбие с поклонением идолам неслучайно, его назидание произрастает из личного наблюдения и опыта построения духовной жизни тех людей, наставникам которых он являлся.

    В XIX в. актуальность приведенного выше определения подчеркивал свт. Игнатий (Брянчанинов). Он говорит: «Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, соделывает деньги Богом, - истинного Бога уничтожает для человека. У сребролюбца нет Бога. Бог сребролюбца - капитал его» .

    Следующее понятие, и одновременно разновидность, страсти сребролюбия - это корыстолюбие, которое определяется как стремлением к личной выгоде, наживе и жадность.

    Свт. Иоанн Златоуст, сравнивая страсть сребролюбия с пьянством, замечает, что как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большей распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить своей неукротимой страсти, но «чем более возрастает их имущество, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от этой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла» .

    Свт. Василий Великий рассуждая о сребролюбии, также именует эту страсть как корыстолюбие: «побежденный малой корыстью, однажды приняв в свое сердце корень вожделения, тотчас воспламенился жаром большего пожелания» . В другом месте, говоря о пагубности страсти сребролюбия на примере первых христиан Анании и Сапфиры, свт. Василий использует тот же термин: «Даже те, которые хотят собирать деньги, коих никогда не имели, и, выказывая перед людьми нищету, перед Богом оказываются богатыми по страсти корыстолюбия?»

    Свт. Тихон Задонский, свидетельствуя о главном свойстве корыстолюбия, ненасытности в своих желаниях, опять же подразумевает под ней страсть сребролюбия: «Даже звери, насытившись, более не устремляются на животных, а корыстолюбцы никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра и чем более собирают, тем более желают и похищают» .

    Свт. Феофан Затворник грех корыстолюбия определяет так: «корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтоб сказать об них «мои» . Свт. Феофан указывает на важное свойство корыстолюбия - «иметь своим», т.е. сильное желание обладать чем-либо.

    Прот. Сергий Филимонов говорит, что особенность корыстолюбия, как и сребролюбия вообще - в ее ненасытимости: чем больше человек приобретает, тем больше хочет и тем жаднее и скупее становиться.

    Еще одним термином, обладающим объемом понятия аналогичным сребролюбию, служит любостяжание.

    Отец и учитель Церкви свт. Василий Великий о сребролюбии, называя его любостяжанием, говорит так: «В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем» .

    К следующей разновидности страсти сребролюбия относится грех мшелоимства. Мшелоимство - это страсть к собиранию имущества, стяжание и накопительство излишних, ненужных вещей, а также мздоимство и др .

    Мшелоимство - это стяжание ненужных для человека вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом.

    Прп. Лев Оптинский об этом грехе так пишет следующее: «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия».

    Свт. Игнатий (Брянчанинов) замечает, что новоначальным инокам не следует «заводить в келии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному» .

    Прот. Павел Гумеров, задавая вопрос «что такое мшелоимство, про которое читается в исповедальной вечерней молитве?», сам на него отвечает, что мшелоимство - это стяжание ненужных для человека вещей, когда они от долгого хранения и бездействия как бы покрываются мхом. Этим грехом могут страдать и люди весьма бедные, приобретая и скапливая посуду, одежду, любые другие предметы, заполняя ими все шкафы, полки и кладовки, и часто даже забывая, что где лежит .

    Прот. Сергий Правдолюбов об этимологии греха «мшелоимства» повествует, что один старый батюшка объяснял происхождение этого слова от прилагательного «замшелый» - поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи - всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина . Следовательно, от мшелоимства и происходит замшелость ненужных собранных предметов. Этот грех, как и грех корысти и другие грехи страсти сребролюбия, бывает не только у богатого, но и у бедного человека.

    Еще одной разновидностью страсти сребролюбия, а для некоторых и синонимом, является скупость, которую следует охарактеризовать как чрезмерную бережливость и стремление всячески избегать каких-либо расходов .

    Свт. Иоанн Златоуст в своих красноречивых проповедях о страсти сребролюбия заявляет: «Сребролюбие не в том только, чтобы любить множество денег, но и вообще в любви к деньгам. Желать более, чем нужно, - великое сребролюбие. Разве таланты золота склонили предателя? Всего тридцать сребреников; за тридцать сребреников он продал Владыку» . Свт. Иоанн Златоуст при определении исследуемой страсти обращает внимание на главное свойство сребролюбия - это, прежде всего, сильная любовь к деньгам, т.е. извращенное свойство любви, в которой правильная любовь к Богу и ближнему обращена на самого себя, на жадное приобретение себе чего-либо, в данном случае денег.

    Встречаются и более пространные и образные определения сребролюбия. Прп. Исидор Пелусиот, живший в V веке, этот порок сравнивает со зверообразной, огнедышащей женщиной, у которой вместо волос на голове тысячи змей, непрестанно шипящих и извергающих смертоносный яд, и тысячи у нее рук с когтями, которыми она одних терзает, в других бросает стрелы, а у третьих вырывает деньги. Святой говорит, что она льстит, раболепствует, обманывает, не уважая никого, не внимает ни просьбам, ни воздыханиям, ни сетованиям, ни ругательствам. Она «все берет, всех грабит, никогда не насыщается, но множество собираемого обращает в пищу шире и шире разводимому огню и окончание того, что взято, делает началом того, чтобы брать еще» . Таким образом, святой Исидор, основываясь на проявлениях страсти сребролюбия, выстраивает свое видение определения этого недуга.

    Церковный мыслитель XIX века - архимандрит Фотий (Спасский) так определяет страсть сребролюбия: «сребролюбие - это несытое желание умножать имение и приобретать деньги каким бы то ни было способом» .

    В другом месте свт. Иоанн Златоуст сравнивает страсть сребролюбия, в аллегорическом смысле, со страшной алкогольной зависимостью: «сребролюбие есть ненасытное пьянство, и как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большею распаляются жаждою, так и эти (сребролюбцы) никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но чем более видят возрастание своего имущества, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от этой злой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла» . В этом высказывании святителя видно губительное действие увлечения сребролюбием, невозможность удовлетворения его потребностей и гибель души человека для вечной жизни.

    Прп. Фалласий перефразируя слова апостола Павла о сребролюбии как о корне всех зол (см.: 1 Тим. 6:10) говорит, что сребролюбие есть «пища страстей, поскольку она поддерживает и растит всеобъемлющую самоугодливую похоть» . Подобным образом эту страсть характеризует и прп. авва Исайя: «Любостяжание - злая мать всех зол» .

    Святые отцы и подвижники благочестия определяют страсть сребролюбия также как и лихоимство. Грех лихоимства - это грех присвоения чужого и мздоимства (давать деньги в рост, неправедное приобретение, участие в лотереях, игра на бирже и прочее). Ранее, на Руси, лихоимцами называли ростовщиков. Греху лихоимства всегда сопутствует скупость и сребролюбие.

    Любостяжание - злая мать всех зол.

    Прп. Исаак Сирин грех любостяжания называет не просто желанием имения денег, золота или чего-то дорогого, а этой страстью называет и любую привязанность человеческой воли: «Не думай, - говорит прп. Исаак Сирин, - что только приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было такого, к чему привязана воля» .

    Как видно, святые отцы и подвижники благочестия в определении страсти сребролюбия сосредоточивают внимание на разных аспектах этого порока и разных, но одинаково пагубных, ее последствиях. Одни из них делают акцент на том, что страсть сребролюбия не является природной и зависит от выбора человека, другие же, на том, что в страсти сребролюбия кроется гибель души, которая делает человека неспособным к богообщению, заменяет собой Бога и ставит себя на место идола. Все из них призывают быть умеренными и воздержными в своих желаниях, не позволять страсти поселяться в своем сердце и стараться все употреблять во славу Божию.

    Согласно словарю Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon , где рассматривается греческая терминология святых отцов, в определении страсти сребролюбия используется два термина πλεονεξία и αἰσχροκέρδή ς . Причем πλεονεξία имеет девять определений, а αἰσχροκέρδή ς всего одно.

    В определении греческого слова π λεονεξία в словаре Lampe используются следующие значения:

    Сребролюбие (свт. Климент Александрийский, св. Поликарп Смирнский, мч. Иустин Флософ, Ориген);

    Корысть, выгода (свт. Климент Александрийский, свт. Иоанн Златоуст);

    Лихоимство, скорбь, особенно скорбь, порабощенная дьяволом (oppression by devil) (свт. Климент Александрийский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Афанасий Александрийский, свт. Кирилл Александрийский, еп. Феодор Кирский);

    Несправедливое, грубое отношение (свт. Климент Александрийский);

    Гордость (Евсевий Кесарийский);

    Превосходство над другими, выгода (свт. Климент Александрийский);

    Богатство (свт. Иоанн Златоуст, еп. Феодорит Кирский);

    Одержимость бесами (св. Ипполит Римский и Ориген) .

    А в определение термина αἰσχροκέρδή ς используется одно значение - sordidly greedy of gain, т.е. чрезмерное корыстолюбие (см.: еп. Феодор Кирский толкование на (1 Тим. 3:8)) .

    Заметим, святые отцы и подвижники благочестия не пытались давать четкого определения страсти сребролюбия, а зачастую целились показать, в чем эта страсть проявляется, т.е. какие существуют признаки действия страсти на человеческую душу и тело и каким образом с ней бороться.

    Стоит помнить, что во всех проявлениях страсти сребролюбия есть один общий мотив - желание обладать многим, любовь к самому процессу и к приобретению и обладанию как можно большим.

    монах Агафангел (Давлатов)

    Ключевые слова: страсть, корыстолюбие, сребролюбие, мшелоимство, лихоимство, любостяжание, мамона, Священное Писание, святые отцы, свт. Иоанн Златоуст


    Леонов В., прот.

    Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. - Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени Льва, папы Римского, 2006. - С. 215.

    Духовные стороны христианства // URL.: http://pagez.ru/ds/strasti.php (дата обращения: 24.01.2017 года).

    Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. - Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени Льва, папы Римского, 2006. - С. 241.

    Макарий Великий, прп. Духовные беседы. - М.: Издательство СТСЛ, 2014. - С. 93.

    Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. - С. 215.

    Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. - М.: Сибирская Благозвонница, 2012. - С. 315.

    Свт. Иоанн Златоуст учил, что в раю для укрепления естества Адама дано было Богом три рода деревьев, - были деревья, дававшие ему пищу для жизни, были деревья, способствовавшие благополучной его жизни, и было дерево, охранявшее его для жизни вечной. См.: Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VI. - СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. - С. 599.

    Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. В двенадцати томах. Т. VI. - СПб.: ЗЛАТОУСТ, 2004. - С. 809.

    Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. - С. 217.

    Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. - Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени Льва, папы Римского, 2006. - С. 214.

    Шиманский Г. И. Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. - С. 135.

    Без денег трудно себе представить сегодняшнюю жизнь. Жажда обладать ими, иметь, приумножить, достигнуть любой ценой… Наше общество основательно сфокусировало свой взгляд на материальном. И это давно вышло за рамки естественных человеческих потребностей и стремлений. В сознании прочно утверждено, что без денег невозможно быть счастливым, любимым, принятым.

    Ежечасные котировки валют являются важной новостью для современного человека. А полки книжных лавок полны пособиями и инструкциями об успехе, финансах и инвестициях. Нам предлагают различные курсы и тренинги о том, как состояться, как разбогатеть, как добиться своего. На этом фоне слово «сребролюбие» и его понятие воспринимается, как нечто устаревшее и неактуальное.

    Что такое сребролюбие

    Все, что мы имеем, дано нам Богом с определенным умыслом. Умение приобретать богатство и делать деньги это дар свыше, и тоже дан с определенным умыслом. Но как и многое в этом мире, понимание богатства и его предназначения было извращено . Сейчас это синонимы власти, роскоши, вседозволенности. В то время, как Библия учит о жертве, милосердии и сострадании тем, кто в нужде.

    Если давать определение слову «сребролюбие», то первая строчка многих словарей покажет следующее: любовь к деньгам, имуществу, ненасытное желание обладать богатством. Как видно, это не просто здоровое стремление заработать и жить в достатке, ведь нам всем нужен кров, одежда, питание. Речь идет о болезненно проявленной страсти и любви к вещам, неестественной для человеческой природы.

    Священное Писание учит нас, что когда умножается богатство, не прилагать к этому сердце (Пс.61:11). Важно понимать, не само обладание материальными благами делает людей грешниками, а пристрастие к ним, привязанность и стремление. Когда не ты уже обладаешь деньгами, а деньги обладают тобой. И это касается не только богатых и обеспеченных. Можно быть абсолютно бедным, ничего не имеющим человеком и при этом иметь сильнейшую похоть к деньгам.

    Признаки греха сребролюбия

    Нет трудности, чтобы определить грех пьянства, блуда или злоречия, здесь как-то все ясно и понятно. Но грех сребролюбия относится к той категории скрытых страстей, которые могут выступать под масками благодетели. Например, очень часто жадность преподносится как бережливость, а выступает под покрывалом смирения. Человек может и не догадываться, что за порок гнездится в его сердце. Но так или иначе, грех всегда будет давать о себе знать.

    Люди склонны думать, что деньги дают свободу, в то время как они несут зависимость и порабощение. Эта иллюзия поломала не одну жизнь, подменяя вечные истинные ценности на бесконечную погоню за богатством.

    Сребролюбцы не могут иметь нормальных человеческих отношений, у них все покупается и продается - любовь, дружба, помощь. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что сребролюбец играет в любовь и с ним играют в любовь. Его сердце становится маленьким, как денежный ящичек Иуды.

    Как рождается сребролюбие в человеке

    Проповедь о грехе стяжательства, как насущной темы, очень часто затрагивается православными священниками. Иоанн Кассиан Римлянин в своем труде «О духе сребролюбия» отметил, что эта болезнь навязывается нашей душе извне, поэтому вовремя обнаружив можно отвергнуть ее.

    Действительно, прививание греха начинается еще в детстве , когда родители с пеленок ориентируют свое чадо на карьеру, первенство, успех. Когда друзей учат выбирать по принципу «что я буду иметь» и «кто твой папа». Когда обладание последней модели айфона среди подростков стало вопросом принятия и приличия. А наличие машины делает тебя желанным парнем для любой девушки.

    Идет постоянное внушение, что все покупается и продается, без денег ты никто. Немало в этом способствуют и СМИ. Согласно рекламе, ты просто обязан иметь ту или иную вещь, только тогда на тебя обратят внимание, только тогда ты будешь что-то стоить и только тогда тебя обязательно полюбят. Какой информации мы позволяем входить в нас и чьему мнению влиять?

    Грех сребролюбия легко пускает свои корни , когда человек уклоняется от Господа, от исполнения Его заповедей. Поход в церковь и слушание проповеди для него становятся бременем и пустой тратой времени. Он перестает доверять Богу, он доверяет деньгам и делает их своей опорой. Даже если духовные ценности были когда-то привиты, нередко они проигрывают в этой борьбе. Поэтому надо быть постоянно на страже своей души перед мирскими соблазнами.

    Куда приводит любовь к деньгам

    О сребролюбии Википедия говорит, ссылаясь на авторитетных святых отцов, что оно является одним из трех главных страстей, восстающих на нашу душу, которые порождают другие страсти. По мере того как у человека развивается грех сребролюбия, его добродетели угасают и голос совести перестает приносить мучение . Созревают новые пороки, которые по цепочке начинают окутывать жизнь.

    Историю Иуды, предавшего Христа за 30 сребреников , знают даже те, кто ни разу не читал Евангелие. А у читавших появляются вопросы, как такое вообще могло случиться. Очевидно, что падение пришло постепенно. Сначала это возможно были просто нечестивые помыслы, которые он допустил в свое сердце. Вслед за ними приходят действия - он стал подворовывать из кружки, куда клали пожертвование для бедных. Это все продолжается какое-то время. Иуда теряет веру в Христа, как в Спасителя. А после, грех воровства повлек следующий, предательство. Но корень всего этого один - любовь к деньгам. Сегодня имя Иуды стало нарицательным.

    Борьба с грехом

    Сребролюбие - это один из смертных грехов и несет гибель душе человеческой - поражает проказой и ум, и сердце человека. История православия знает случаи, когда и священники, и монахи были опутаны сетями коварного греха. В программе «Уроки православия» отец Андрей Канев как-то сказал, что страсти сребролюбия подвержены все. И самый простой способ это определить, это задать себе вопрос «На кого я надеюсь?». Если я надеюсь больше на себя, чем на Бога — то значит, эта страсть во мне имеет место.

    Победа над грехом не приходит за один день. На самом деле эта постоянная борьба в помыслах, желаниях, мотивах сердца. Воспитание в себе добродетели противоположной сребролюбию, например, нестяжание.

    Пути освобождения:

    • исповедание греха;
    • надежда и упование на Бога;
    • память о смерти («Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» - Иов 1:21);
    • постоянно делиться с нуждающимися;
    • оказывать дела милосердия;
    • размышления о духовных ценностях;
    • слушание наставлений, проповеди;
    • постоянный анализ своих мыслей.

    Святые отцы советуют начинать с малого, возрастая в даянии. Шаг за шагом, силой воли заставлять себя отдавать то, что, возможно, тебе уже не нужно. Это могут быть какие-то вещи в хозяйстве или одежда. Когда приходит победа и это становится делать легко, надо переходить на следующий уровень - делиться тем, в чем сам нуждаешься. И не забывайте, что через человека милостыню принимает Христос.

    Священное Писание о сребролюбие

    Священное Писание - это написанное Слово Божие, которое является важной составляющей жизни православного христианина. Оно дает духовную пищу нашему внутреннему естеству, открывает волю Господа и учит нас путям Его, наставляя на всякую истину. Писание говорит, чтобы быть счастливым нам не так многое и надо: любить, быть любимым и иметь свободу от всякого рода рабства. Но сребролюбие и любовь, и сребролюбие и свобода никогда не будут совместимы.

    Преподобный отец Ефрем Сирин на вопрос о грехе сребролюбия поделился с верующими золотым правилом, что мерой всякого приобретения должна быть потребность человека и тогда путь твой жизненный будет мирным.

    • «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» - 1 Тим.6:9–10;
    • «Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла» - Прем. 15:12;
    • «Не буди рука твоя простерта на взятие, но да простирается лучше для подаяния» - Сир. 4:35;
    • «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» - Лук.16:13;
    • «При этом сказал им: смотрите, берегитесь , ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» - Лук. 12:15.

    mob_info